С начала президентства Владимира Путина гражданские проекты находятся в зоне риска. Репрессии против независимых инициатив, тем более критикующих позицию власти, только усилились после начала войны в Украине. Некоторым приходится закрываться из-за прямого запрета, иноагентства и отсутствия перспектив для развития. Но другие продолжают работать и поддерживать вокруг себя комьюнити. «7х7» поговорил с представителями таких проектов, как им удается оставаться на карте гражданской России.
Сахаровский центр: ликвидация - это не конец
С давлением властей московский Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова сталкивался еще при жизни его основательницы - правозащитницы, публицистки, диссидентки Елены Боннэр. В нулевые годы центр проводил выставки “Осторожно, религия!” (2003) и “Запретное искусство” (2006). На них приходили провластные активисты, которые пытались разгромить выставочное пространство, а силовики возбуждали уголовные дела в отношении организаторов.
После 2014 года репрессии усилились. Минюст признал Сахаровский центр “иностранным агентом”. Как говорит заместитель директора Полина Филиппова, центр последовательно придавливали все эти годы из-за его позиции в поддержку независимой общественной дискуссии, а также в рамках общей тенденции на запрет гражданских инициатив. По словам Полины, пилотным проектом для давления был “Мемориал”, который в итоге ликвидировали в 2021 году.
Многие сотрудники центра, включая Филиппову и директора Сергея Лукашевского, уехали из россии после 24 февраля 2022 года. Они стали поддерживать работу проекта удаленно из разных стран. Помог опыт пандемии коронавируса, когда локдаун заставил команду осваивать онлайн-форматы взаимодействия с аудиторией. В начале 2023 года власти Москвы отобрали у Сахаровского центра поещение, которое он занимал, а в январе 2024 организация, существовавшая с 1990 года, была ликвидирована.
Проекты центра - Школа прав человека, Школа общественного защитника и Школа медиаграмотности - продолжают работать. Есть сайт Sakharov.space - виртуальный музей имени Андрея Сахарова. Бывшие сотрудники оцифровывают библиотеку, включающую рассказы и мемуары людей, переживших ГУЛАГ. В будущем их можно будет прочитать онлайн. Волонтерский центр стал волонтерской командой Андрея Сахарова. Туда приходят люди, которые хотят помогать правозащитным организациям в России.
На ютуб-канале “Страна и мир” команда центра выкладывает подкасты, лекции, круглые столы и обсуждения, а также интервью с правозащитниками, политологами, социологами, учеными и журналистами. Каждую неделю выходит информационно-аналитическая передача "Разговоры о главном", в которой Сергей Лукашевский и Кирилл Рогов анализируют самые значимые события и политические тренды недели. К каналу добавился одноименный сайт sakharov.world.
Полина Филиппова занимается проектом “Радио Сахаров”. Это интернет-радио и подкаст-платформа для тех, кому важны интеллектуальная свобода и необходимость получать объективную информацию о происходящем. В эфире радио выходят новостная аналитика, лекции, интервью, передачи в виде подкастов. Подключиться к радио можно с помощью сайта и приложений на iPhone и Android.
Под брендом “Радио Сахаров” выходят и подкасты: “Всехняя Люся” — о жизни Елены Боннэр; “Закати сцену” — подкаст экс-руководителя театральной программы Сахаровского центра Михаила Калужского о документальном и политическом театре, его нынешнем состоянии в России и чем занимается театр в изгнании; “Лекторий Радио Сахаров” — лекции с участием ведущих историков, философов, социологов, политологов и экономистов.
“Радио Сахаров” коллаборируется с другими подкастами. Например, в феврале 2024 года выходил специальный выпуск байопик-подкаста “Советские дивы”, который делают фем-активистки Даша Черкудинова и Настя Курганская.
— Одним из важных чувств, которое "Сахарница" давала людям и нам в том числе — это то, что среди всего безумия в стране существует место нормальности. Это место, где мы видим тех, кто нам близок, кто нам важен, чьи ценности мы разделяем. И сейчас как никогда важно с одной стороны — быть вместе и поддерживать друг друга, с другой — получать честную информацию, без людоедства, которой сегодня становится все меньше, — говорит Полина Филиппова.
Библиотека имени Джорджа Оруэлла из Иванова: уже два филиала
Библиотеку имени Джорджа Оруэлла в городе Иваново открыли предприниматель Дмитрий Силин и юристка Анастасия Руденко летом 2022 года. Они познакомились в автозаке после антивоенного митинга. В течение весны Дмитрий и Анастасия бесплатно раздавали ивановцам книги с произведениями Джорджа Оруэлла “1984” и Евгения Замятина “Мы” — всего раздали 700 книг. Библиотека стала продолжением этой акции и открылась в офисе Дмитрия. Активисты собрали как произведения художественной литературы, так и нон-фикшна — любой может взять почитать книгу на две недели.
Дмитрий Силин стал фигурантом трех уголовных дел из-за своей антивоенной позиции. Первое - о дискредитации российской армии после комментария в городском телеграм-канале. Второе — за якобы надругательство над государственной символикой РФ. Третье является, по словам Силина, сфабрикованным — за хищение организованной группой лиц 300 тыс. руб. Дмитрий уехал из России. С ноября 2022 года он живет в Тбилиси, где принимает участие в антивоенных акциях, печатает антивоенные футболки и раздает их единомышленникам.
Силин открыл в Тбилиси второй филиал библиотеки имени Оруэлла, там можно брать книги под залог. В ее пространстве активист планирует показывать антивоенные фильмы и устроить некоммерческий коворкинг.
В Иванове библиотека имени Оруэлла продолжает работать. Анастасия Руденко вышла из руководства проектом, однако продолжает помогать библиотеке с организацией мероприятий, приглашением прессы и делегаций.
Дальневосточное общественное движение «Маяк» во Владивостоке: работает, несмотря на законодательные запреты
Дальневосточное общественное движение «Маяк» работает с 2015 года. Изначально оно было ориентировано на ЛГБТК+ людей, но до 2023 года работало и с женщинами, которые столкнулись с домашним или другими видами насилия. Так как ресурсов не хватает, теперь команда сосредоточилась только на поддержке ЛГБТК+ людей.
“Маяк” работал с психологами, врачами и учителями, проводил для них просветительские мероприятия, чтобы развеять у них мифы о ЛГБТ-персонах. В 2020 году организация стала первой в России, что провела конференцию по предотвращению буллинга в учебных заведениях по признаку СОГИ (сексуальной ориентации и гендерной идентичности).
Власти давят на “Маяк” с 2017 года. Тогда на спортивный ЛГБТ-фестиваль, который команда “Маяка” организует два раза в год, стала приезжать полиция, которая занималась запугиванием, оскорблением и унижением участников и организаторов, а также грозилась написать жалобы в места их работы. Такая жалоба пришла на работу активистки Регины Дзугкоевой, которая была сотрудницей администрации Приморского края.
- Полиция оказывала давление — обращалась в администрацию, что вот ваша Дзугкоева - она ЛГБТ-активистка, следует ее проверить. Разумеется, в ходе проверок они ничего не нашли, но в какой-то момент я уже сама решила уволиться, потому что стала испытывать внутренний психологический диссонанс — я работаю на тех, кто работает против меня, ненавидит меня. В 2018 году я ушла из администрации и уже полностью занялась активизмом, — рассказала Дзугкоева.
В конце декабря 2021 года Минюст включил “Маяк” в список иностранных агентов. А в конце 2023 года российские власти признали “движение ЛГБТ” экстремистской организацией, фактически объявив все касающееся ЛГБТК+ запрещенным. Хотя еще раньше, после начала войны в Украине, проект перевел свою работу в онлайн. Например, в онлайне действуют группы психологической поддержки для женщин, мужчин и транс-персон, а также для всех, кого тревожат происходящие в РФ события.
У “Маяка” есть вебинары про интернет-безопасность, феминизм, для антивоенно настроенных людей. Через вебинары команда знакомит свою целевую аудиторию с другими ЛГБТК+ организациями и не только с ними. Есть и развлекательные форматы - квир-квизы, клуб английского языка, быстрые и слепые свидания в Zoom.
Офлайн-мероприятия тоже остаются, но уже анонимно. Их не анонсируют в соцсетях, распространяя информацию через сарафанное радио.
Лекторий “Живое слово” из Твери: сохранили и расширили аудиторию
Научно-популярный лекторий "Живое слово" появился в Твери в 2018 году. В его пространстве проходили лекции по биологии, астрофизике, антропологии, литературе и другим наукам с участием ведущих российских ученых и публицистов. В разные годы его лекторами были Григорий Юдин, Екатерина Шульман, Борис Штерн, Наталья Зубаревич, Ася Казанцева, Михаил Гельфанд, Лев Шлосберг, Тамара Эйдельман, Сергей Гуриев и другие.
За шесть лет лекторий привлек тысячи слушателей и стал для многих местом интеллектуальной свободы. Вероятно, именно из-за этого в январе 2024 года Минюст признал “Живое слово” иностранным агентом. Как говорит основательница проекта Любовь Кукушкина, почти сразу же на местном ВГТРК, принадлежащем государству, началась травля лектория — ведущие сняли “обличительный сюжет”, где утверждали, что под видом научно-просветительских лекций "Живое слово" борется с режимом.
Любовь Кукушкина не скрывает свою антивоенную позицию. “Иначе я бы просто перестала себя уважать”, — говорит она. Основательница лектория не исключает, что статус иноагента "Живое слово" получило после лекции историка и иностранного агента Тамары Эйдельман.
- Кто-то скинул ее анонс из нашей группы в Z-паблик Readovka, поднялась волна хейта, пошли сюжеты, какое у нас вражеское гнездо. У меня тогда была 10-я неделя беременности, а незнакомые люди звонили мне и посылали проклятья и угрозы. Смешно, что лекция была про добро и гуманизм на примере средневековых концепций, никакой политики в ней не было, — подлилась воспоминаниями Кукушкина.
Многие публичные персоны поддержали "Живое слово" после внесения в реестр Минюста. Среди них журналист Юрий Дудь, политолог Екатерина Шульман, фотограф Дмитрий Марков, антрополог Станислав Дробышевский, научная журналистка Ася Казанцева, эконом-географ Наталья Зубаревич. После такой волны поддержки россияне, по словам Любови Кукушкиной, купили подвешенные билеты, а также поддержали проект финансово на Boosty.
“Живое слово” продолжает работу, причем оно трансформировалось в межрегиональный проект "Живой город", который будет заниматься популяризацией интеллектуального досуга. Организаторы, кроме привычных лекций, устраивают лекции-дегустации, интеллектуальные стендапы, квизы, экскурсии по Твери, поездки по Центральной России. Друзья лектория из других регионов - тоже гражданские проекты - поддержали эту трансформацию.
Создательница лектория отмечает, что пока есть возможность, она будет организовывать и проводить лекции:
- Мы всегда планировали на два месяца вперед, и сейчас так же. Ни один лектор не отказался от выступления, все билеты раскуплены. Я ни о чем не жалею — ни об одном слове, ни об одном поступке, унижаться и отказываться от своих лекторов не буду.
Сообщество “ФемКызлар” в Казани: баланс между молчанием и рисками
Феминистское сообщество “ФемКызлар” работает в Татарстане с 2018 года. Команда проекта шесть лет устраивала мероприятия для женщин: вечеринки, открытые микрофоны, лекции и перформансы. По словам активистки “ФемКызлар” Аиды Гусмановой, это были разные активности, чтобы каждая женщина могла найти что-то свое. В период пандемии в 2020 году участницы сообщества работали на горячей линии казанского кризисного центра и помогали жителям Казани психологически справиться с окружающей тревожной обстановкой.
В 2022 году после начала войны в Украине силовики провели обыски у нескольких активисток “ФемКызлар”, в числе которых была Дина Нурм. По ее словам, обыски были связаны с сообщением в чате «Протестная Казань», в котором никто из активисток не состоял.
- По этому делу сотрудники Центра “Э” навестили буквально всех политически активных персон Казани: от членов партии “Яблоко” до зоозащитников. У нас изъяли технику и заставили подписать бумагу о том, что мы предупреждены о последствиях участия в публичных мероприятиях, — рассказала активистка.
Изъятую технику силовики вернули через несколько недель, однако обыски негативно отразились на работе сообщества. В 2023 году Национальная библиотека Татарстана отказалась предоставлять “ФемКызлар” свою площадку для лекционной части фестиваля 8 Марта, несмотря на длительное сотрудничество в прошлом. Как рассказывает Дина Нурм, это случилось почти за сутки до мероприятия — библиотека сослалась на давление со стороны Минкульта Татарстана.
Теперь работа “ФемКызлар” сосредоточена вокруг соцсетей и контента для них, а также женских вечеринок и тематических лекций. При этом команда ощущает на себе все больше ограничений с каждым новым законом, событием и запугиванием со стороны властей, а уровень самоцензуры угнетает активисток.
— Не представляю, сколько бы времени освободилось, если бы мы не тратили его на бесконечные обсуждения, что из наших действий и слов безопасно сейчас, а что нет. Мы балансируем все время между тем, чтобы делать и испытывать риски, и тем, чтобы молчать. Иногда кажется, что ты на волоске между этими рамками, — говорит Аида Гусманова.
На лекциях сообщество поднимает психологические темы - “ФемКызлар” сотрудничает с квалифицированными психологами. Команда старается поддерживать участниц эмоционально. Фемактивистки уверены, что “теплые отношения между соратницами — это то, что крайне необходимо в таких условиях”.