«Пикник для СВОих» — мероприятие в поддержку военных действий в Украине — прошел в Челябинске 22 июля. Организаторы выбрали для него площадку «Сада Победы» в одном из районов города. Парк находится рядом с заводом, где в Великую Отечественную войну делали военную технику, поэтому на части территории стоят памятники солдатам и старые танки. На пикнике жители общались с бойцами «Вагнера» и другими участниками вооруженного конфликта, плели маскировочные сети и веселились на шоу мыльных пузырей. Корреспондент «7х7» побывал на событии и рассказал, как это было.
«Я тут так, по приколу»
В час открытия «Пикника для СВОих» в парке стояла тишина. Изредка музыканты прерывали ее звуками фонящей аппаратуры. «В лесу, говорят, в бору, говорят...» — молодая певица начала разогревать пустовавший парк песней, популярной в 1970-е годы.
Невозможно было игнорировать запах гречневой каши, которую готовила полевая кухня. Кураторы площадок пикника расположились на своих позициях: психологи и юристы — в палатках для консультаций, члены патриотических НКО — у коробок для сбора гуманитарной помощи.
На веревках между деревьями висели детские рисунки и письма участникам военных действий. «„Херсон наш“, „Запорожье наше“, „ЛДНР наши“, „Крым наш“» — гласили указатели на рисунке Филиппа из 1-го «Г» класса. Рядом пенсионерки плели маскировочные сети. Похвастались, что за неделю они создают полотно, способное закрыть танк.
Оживленно было только у стола, где детям из патриотического клуба показывали, как собирать и разбирать автомат. На вопрос об интересе к оружию девочка на вид лет 14 ответила:
— Да не, я вообще-то тут так, по приколу. Папа сказал прийти.
К сцене с музыкантами тем временем подошли зрители — компания пожилых женщин, активистки одного из районных комитетов территориального общественного самоуправления и совета ветеранов. А вдалеке от сцены трое пожилых мужчин присели на лавку.
— Я не знаю, им хоть платят? — спросил один их них, Михаил, наблюдая за группой мужчин в военной форме.
— Показывали тут [по телевизору] — свадьба: расписался и пошел на войну. Это как это? Может, он вернется, может, нет. Ей [жене] это зачем? Чтобы вдовой быть? Получить выплаты потом?
— За что воюют-то? Тоже вопрос, — добавил один из собеседников.
В ответ Михаил завелся:
— Ну как за что! Хохлов этих!.. — Он сжал кулаки. — Можно было кнопку нажать, и все, нет Украины. Они там с революции 1917 года фашисты все.
На вопрос, будут ли служить его дети, Михаил ответил:
— У меня внучки. А сыну уж 36 лет, куда ему служить... И по здоровью не возьмут.
Михаил любит шансон: «там парни про жизнь поют». О «Пикнике для СВОих» с женой губернатора Алексея Текслера, коренного челябинца, он услышал от соседа:
— Одно не могу понять. Текслер — немец, получается? Ну и как его выбрали губернатором? Своих надо выбирать, русских, чистых. Зачем из-за границы?
«Евгений Викторович сказал Володе: „Дай мне зэков“»
Вокруг скамеек для зрителей собрались люди в военном антураже — члены Комитета семей воинов Отечества, фонда «Защитники Отечества», ветераны Афганистана. Гости пикника фотографировались с ними — некоторые из участников в камуфляже прикрывали лицо платками и капюшонами.
Пока мужчины позировали, боец ЧВК «Вагнер» с позывным Пату общался с прохожими, сидя в инвалидной коляске. Он потерял обе ноги ниже колена. Из спинки коляски Пату развевался черно-красный флаг «Вагнера». С цветами флага перекликалась банка «Охоты Крепкого», из которой вагнеровец пил во время пикника.
— Полгода назад под Бахмутом попали в окружение, — Пату показал на ноги. — Миномет, я не успел укрыться. Товарищ в 15 метрах от меня упал — остались только брызги. Минут через пять по мне прилетело.
Мужчина оказался в ЧВК «с лагеря» — из колонии-поселения, куда, по его словам, «попал по глупости». Из двух лет заключения, назначенных ему судом, Пату провел в колонии три месяца — «На войне роднее, зачем мне сидеть». Он уже дважды был в Украине — на груди вагнеровца блестела медаль «За освобождение Донбасса», полученная им еще до февраля 2022 года.
— После ранения первое время на протезах ходил не больше минуты, больно. Сейчас могу час-полтора. К следующей весне хочу вернуться обратно [в Украину], — сказал Пату. — Интереснее погибнуть от пули, чем здесь на гражданке. И дети знают, что папка — герой, папка же с медалями пришел.
Свою последнюю медаль мужчина получил от ЧВК «Вагнер». Во время пикника к нему постоянно подходили — пытались угостить сладостями или обедом. Многие спрашивали про «поход Пригожина на Москву».
— Виновато Министерство обороны. Им победа не нужна, для них война — кормушка. Они считают, что вся слава на этой войне должна принадлежать армии России. И вагнеров гнать начали, потому что вагнера все на этой войне сделали, — ответил Пату.
— Наш батя, Евгений Викторович [Пригожин], знал, кого набирать. Он Володе [Путину] сказал: «Дай мне зэков. Солдат учат по тетрадке, а зэки умеют убивать».
Тем временем на сцене появился ведущий: «Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы стать ближе и знать, какими силами наш тыл оказывает помощь воинам... <...> Хочу пожелать всем чувствовать плечо друг друга, сегодня это очень важно. И, конечно, пребывать в хорошем настроении.
Женский батальон имени Ирины Текслер
Через час пикник оживился. Полевая кухня стала раздавать гречневую кашу — подростки с криками «Здесь хавку дают!» выстроились в очередь с мисками. У сцены появилась супруга губернатора Ирина Текслер. Селфи с ней делали молодые участники творческих коллективов.
Затем Ирина Текслер поднялась на сцену. Позади нее выстроились женщины — представительницы органов власти: замгубернатора, уполномоченная по правам человека, сенатор. Среди них была депутатка Госдумы Яна Лантратова, которая в 2014–2016 годах занималась вывозом детей из Донбасса.
— Самые лучшие женщины области здесь: наша женская гвардия, батальон, — начала говорить Ирина Текслер.
Она рассказала о заслугах каждой из соратниц в сфере поддержки военных действий. Особо остановилась на фигуре Лантратовой: «Она треть времени проводит на Донбассе. Я уже сбилась с количества детей, которых она вывезла». Сама Текслер тоже была «за ленточкой» — в марте выкладывала фотографии с военными на своей странице «ВКонтакте».
После супруги губернатора коротко выступили сами представительницы «женского батальона» челябинской политики. Яна Лантратова рассказала, как в 2014 году она вывезла 3 тыс. женщин с детьми из Краматорска.
— Знаете, что для меня очень важно? Ни одного обращения, что нет региональной выплаты. Ни одного. Потому что губернатор Алексей Леонидович поставил четкую задачу! — заявила она.
Когда Лантратова говорила, к сцене, хромая и немного косолапя, подошел мужчина в военной форме. В руках он держал папку документов. Дамир — так представился челябинец — в октябре 2022 года ушел в Украину добровольцем. Через три месяца он получил ранение в ногу. Дамир, по его словам, не получил от властей выплату, в том числе региональную. В госпиталях ему якобы отказывают в проведении военно-врачебной комиссии, говоря, что он гражданский. Мужчина хочет добиться выплат, а потом снова уйти на войну.
«Людей много, и я люблю еду»
В «Саду Победы» обычно открыты два тира — с дротиками и с автоматами. Во время пикника там работали Дарья и Анастасия. Им около 20 лет. Девушки обрадовались гуляниям в поддержку вооруженного конфликта, ведь чем больше людей — тем выше выручка и проценты с продаж.
— Поддерживаю свою страну. И тех, кто за нас воюет, — ответила Дарья на вопрос, как она относится к ситуации в Украине.
— Путин молодец, вытянул нас, — сказала Анастасия. — Но, конечно, жалко, что молодые погибают. Хотя мы же всего не знаем — что по телику покажут, то и знаем. Я в любом случае за Россию.
Неподалеку от тиров гуляли 14-летние подростки. Девушка с розовыми волосами пила чай.
— Мы увидели военных у парка, решили зайти, узнать, что за движ, — рассказал парень.
— Тут классно, людей много, и я люблю еду, — поддержала разговор девушка. — Супы поели, борщ вкусный, рассольник — нет. Козинаки вкусные. На чай немного людей, а на гречку пока очень большая очередь.
— А как вам в целом атмосфера?
— Четко, здесь все выглядит так сильно. Танки, пушки, все дела — это круто. Взяли с собой пакетики с сухим душем — там полотенце и смесь, которая превращается в пену. Это чтобы помыться без воды. Прикольно же.
На фоне слышались слова ведущего: «Сегодня важно почувствовать крепкое плечо друга, своего человека». Началось шоу мыльных пузырей. Аниматор в костюме Чебурашки обнимался с детьми.
Ирина Текслер со своей женской бригадой под вспышки фотокамер общалась с супругой участника военных действий. Вокруг палаток с юристами и психологами людей не было — у сцены объявили конкурс с ростовыми куклами.