19-летняя Валерия Зотова оказалась в СИЗО — по версии следствия, она планировала поджечь здание в Ярославской области, где собирали помощь российским военным на Донбассе. Ее задержали в феврале 2023 года, а мать Валерии — Светлана — узнала об этом тогда, когда ночью силовики пришли с обыском в квартиру их семьи. С тех пор женщина не видела дочь. Боится, что и не увидит, так как спустя месяц сама стала фигуранткой уголовного дела — за якобы комментарии против военных действий.
«7х7» рассказывает, как мать и дочь собрали «комбо» из популярных в 2022–2023 годах уголовных дел.
«Я уверена, что с Лерой общались эфэсбэшники»
Семья Зотовых шесть лет назад приехала в Ярославль из Саратовской области. У Светланы с супругом Игорем трое детей. Старший сын давно съехал от родителей, младшая дочь учится в школе, а средняя — 19-летняя Валерия — обвиняется в покушении на совершение террористического акта (часть 1 статьи 205 УК с применением части 3 статьи 30 УК).
О задержании дочери Светлана Зотова узнала ночью с 16 на 17 февраля 2023 года. За несколько часов до этого Валерия ушла гулять с друзьями. Супруг Игорь был в командировке, а младшая дочь Зотовых осталась с ночевкой у подруги. Дома никого не было, кроме Светланы.
К позднему вечеру Валерия не вернулась, и почти в час ночи в квартиру пришли силовики. Тогда Светлана узнала, что ее дочь задержана. Силовики провели обыск — забрали три стационарных компьютера, старый фотоаппарат и телефон Зотовой. Они угрожали сделать женщину подозреваемой по делу ее дочери, утверждая, что ранее Светлана участвовала в антивоенных митингах. А затем ушли — примерно в три часа ночи.
Подробности о деле Валерии появились через несколько дней. Телеграм-канал «Ярославль Главный», которые многие связывают с деятельностью силовых структур, 20 февраля опубликовал видео задержания девушки. На кадрах видно, как Валерию заставляют выйти из машины, кладут лицом в снег и заковывают в наручники. Далее идут фотографии с пятилитровой бутылкой, полной прозрачной жидкости, рядом с которой лежат тряпка, зажигалка и мусорный пакет с пивными бутылками. Затем — признание девушки.
В кадре — девушка с замазанным лицом, за кадром — мужской голос.
— За что задержана?
— [Пауза.] За общение с украинским представителем СБУ.
— С кем именно?
— С Андреем. Он с Украины. Задержана за то, что помогала им за денежное вознаграждение. [Пауза.] Я не знаю как сказать просто.
— Ну как.
— Ну, за денежное, за деньги помогала им. [Пауза.] Давала информацию, на территории РФ что происходит.
— А именно, какую информацию?
— [Пауза.] Фотографировала здания, где... Я не знаю, как сказать. Ну где пункт сбора [помощи] мобилизованным — как они хотели взорвать его, давала информацию о местоположении. И я поддерживаю общение с ним.
— Денег вам заплатили, сколько?
— Да. За фотографии — 7 тыс. руб.
— Сегодня за что задержаны?
— Задержана за то, что... [Пауза.] Мы приехали на место — нас задержали за то, что мы хотели поджечь это здание в Карабихе. Там собирают мобилизованным посылки, отправляют на Донбасс.
— В содеянном раскаиваетесь?
— Да.
По версии силовиков, Валерия Зотова собиралась поджечь здание в поселке Карабиха (15 км от Ярославля), где местные собирали помощь военным. В тексте под видео в канале «Ярославль Главный» говорилось, что девушка якобы увлекается наркотиками и воспитывается в неблагополучной семье.
Светлана считает, что ее дочь не употребляла наркотики. После окончания школы Валерия работала. В последнее время — в распределительном центре сети «Магнит».
Зотова знала, что дочь общается с парнем по имени Андрей, который сказал, что живет в Украине. В переписке мужчина просил Валерию выполнять «задачи». Она отказывалась, показывала переписку матери.
— Писал он на украинском языке. Потом его то ли ранило, то ли еще что-то, и Лере стал звонить начальник этого Андрея. Говорил он на русском [языке] без акцента. С начальником говорила я — он просил что-то там сделать с железной дорогой. Я ответила, что Лера ничего такого делать не будет. Я на 300 процентов уверена, что это эфэсбэшники ее раскручивали, искали дурочек, — сказала Светлана.
Через неделю после визита силовиков суд заключил Валерию под стражу в СИЗО. Зотовы дождались зарплаты мужа, заняли недостающую сумму и наняли своей дочери адвоката.
В беседе с «7х7» защитник девушки Станислав Спивак рассказал, что силовики не применяли к Валерии физическую силу, ограничившись запугиванием.
Спивак не исключает версию Светланы об общении Валерии с сотрудниками ФСБ. При этом он рассказал, что так называемый Андрей мог отправлять деньги Валерии, как своей девушке на расстоянии — с его точки зрения, общение между ними было похоже на романтическое. Адвокат уточнил, что перед задержанием Валерия ехала в машине вместе с близкой подругой и водителем автомобиля — другом той девушки. В отношении этих людей уголовные дела не заведены. По мнению Спивака, это о многом говорит.
Валерии Зотовой грозит реальный срок от 10 до 15 лет лишения свободы.
«Россия каждый день бомбит Украину, а они зацепились за этот мост»
Светлана Зотова снова услышала стук в дверь своей квартиры около 17 часов вечера 14 марта. Пока женщина шла открывать ее — из-за болезни ног Светлана ходит медленно — стук сменился «долблением».
За дверью она увидела трех полицейских. С ними на лестничной клетке стояли сотрудники спецназа. Силовики предложили женщине проехать в отдел полиции для уточнения вопросов. Каких — они не объяснили. Но Светлана поехала.
В участке с ней вежливо разговаривали двое молодых полицейских. Потом появился третий.
— Он пришел с наручниками, стал кричать на меня, оскорблять. Говорил, что я тварь ебучая, что наши пацаны там [в Украине] гибнут. Что «сейчас въебем тебе, и ты нам все расскажешь». Махал перед моим лицом кулаками, а потом ушел, — вспомнила женщина.
На вопросы о причине задержания силовики не отвечали.
Дальше Зотову отвезли в другое здание — к следователю ФСБ. Пока женщина ждала на первом этаже, когда ее позовут в кабинет, к ней подошел мужчина, представившийся государственным адвокатом. Он назвал Светлану обвиняемой. Сообщил, что в сентябре 2022 года и январе 2023 года она якобы оставила под постами в телеграм-каналах «Украина 24/7» и «Боец Анархист» два комментария, призывающих к экстремизму и терроризму.
Светлана впервые услышала, что ее в чем-то обвиняют.
В кабинете следователь показал Зотовой два слова из комментариев, упомянутых государственным адвокатом — «русские» и «проиграют». Женщина сказала, что не может по этим словам определить, писала ли она что-то подобное. Следователь записал ее ответ.
— А потом государственный адвокат начал спрашивать: «Как вы считаете, взрыв Крымского моста — это террористический акт или диверсия?» Я сказала, что не буду отвечать на этот вопрос. Россия каждый день бомбит Украину, а они зацепились за этот мост, — рассказала женщина «7х7».
В девять часов вечера Зотову отпустили под подписку о невыезде. Дома Светлана связалась с правозащитниками.
«А я не могу молчать»
Через день Светлана Зотова и ее новый адвокат Егор Антонов поехали в отдел к следователю ФСБ. Защитник порекомендовал женщине не вступать в дискуссии и воздержаться от дачи показаний, так как только перед допросом стало известно, в чем именно обвиняют Светлану.
В постановлении о привлечении Зотовой в качестве обвиняемой был текст комментариев — по версии ФСБ, написанных Светланой. Из-за этих записей женщине вменили нарушение части 2 статьи 205.2 УК (публичные призывы, оправдание или пропаганда терроризма с использованием интернета) и части 2 статьи 280 УК (публичные призывы к экстремизму с использованием интернета).
Первый комментарий относился к посту о взрыве Крымского моста 8 октября 2022 года. Второй — к посту на тему протестных митингов. Оба оставлены пользователем с цифровым ником. Эфэсбэшники выяснили номер телефона, к которому аккаунт был привязан при регистрации.
В первых комментариях лингвист увидел призыв к насильственной смене власти:
«...Разместила в открытом доступе публичного открытого сообщества „Боец Анархист“... комментарий, начинающийся словами: „Мирные...“ — и комментарий, начинающийся словами: „Русские, у вас...“ — и заканчивающийся словами: „...к ядерной катастрофе“».
В другом комментарии эксперт нашел оправдание взрыва Крымского моста и призыв к повторению:
«...Разместила в открытом доступе публичного открытого сообщества „Украина 24/7“... комментарий, начинающийся словами: „Все правильно...“ — и заканчивающийся словами: „... проиграл!!!“».
Светлана сказала, что не помнит, писала ли подобные комментарии. По ее словам, она с детства обладала обостренным чувством справедливости, из-за чего ругалась с матерью: «Она всегда говорила мне молчать — а я не могу молчать».
Зотова выходила на одиночные пикеты к зданию ярославского правительства — например, в защиту оппозиционного политика Алексея Навального и бывшего хабаровского губернатора Сергея Фургала. С начала военных действий Светлана публично выражала свою антивоенную позицию и убеждала окружающих прислушаться к ней.
В октябре 2022 года Зотова, по ее рассказу, баллончиком написала на торговом ларьке недалеко от ее дома «Слава Украине». Силовики задержали женщину в тот же день. Судья назначила Светлане штраф 30 тыс. руб. по статье о дискредитации Вооруженных сил РФ. Подавать апелляцию женщина не стала, оплачивать штраф — тоже.
«Мы будем бороться и защищаться»
В первый месяц боевых действий в Украине у Светланы Зотовой была депрессия. Спустя год это состояние сменилось страхом за супруга и детей — особенно за Валерию.
— За себя мне не страшно, — сказала женщина.
Она не общалась со средней дочерью с момента задержания Валерии. Адвокат Светланы Егор Антонов считает, что мать не пустят к дочери в СИЗО — встречи проводятся только с разрешения следователя.
— Вряд ли он даст ей такое разрешение. Не пускают никого. Только если режим максимальной лояльности, — пояснил Антонов.
Егор Антонов не слышал ни об одном случае, когда суд вынес бы оправдательный приговор по делу, как у Светланы.
— Шансы на не особо хороший исход выше, чем на положительный. Но все равно нужно бороться. Мы будем защищаться, там есть, о чем поговорить, — сказал адвокат.
Светлане Зотовой грозит наказание от штрафа до 1 млн руб. до лишения свободы на срок до семи лет.