Дмитрий Шкребец из Ялты рассказал в соцсетях, что его сын Егор несколько дней не выходил на связь. Молодой человек служил на ракетном крейсере Черноморского флота «Москва», который затонул 14 апреля. По данным Минобороны, экипаж крейсера эвакуировали. Но родители моряка не смогли узнать о судьбе Егора. В это время украинская сторона заявляет о трупах россиян, которые якобы лежат на улицах украинских городов, и предлагает матерям ехать за пленными сыновьями через Европу. Что еще россияне узнали о своей армии за два месяца боевых действий, в интервью «7х7» рассказал бывший член Совета по правам человека при президенте России, руководитель правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко.
“Российская армия — это колосс на глиняных ногах”
— Сергей, что нового вы узнали о Российской армии за два месяца военной операции в Украине?
— Ничего нового. Подтвердились все предположения, которые у меня были до этого.
В Российской армии так и не утвердилась западная концепция, что “военнослужащий - это гражданин, у которого есть права, но они могут быть ограничены из-за исполнения воинских обязанностей”. В Российской армии к военнослужащим относятся как к холопам. Ни модернизация армии, ни реформы ничего не изменили.
— Я был в Белгородской области 28 февраля, ездил в прифронтовую зону. Местные жители много общались с российскими солдатами, которые ехали в Украину. Люди увидели, что у солдат нет носков, трусов, спальников, стелек, фонариков, и стали собирать помощь для них. Одна местная жительница рассказала мне историю, как купила женские прокладки и предложила их военным вместо стелек.
— На бумаге все вещи у солдат есть. Руководство армии принимает решение на основе идеальной картины, а проверить, насколько эта картина правдива, возможности нет.
Туфта и коррупция влияют на все. Это основа как советского, так и современного государственного управления во всех сферах, и армия не исключение.
Мне еще в 2014 году контрактники рассказывали, что армия получила больше денег, больше солярки для учений. У меня нет доказательств, но, по словам военных, бочки с топливом куда-то исчезали, и солдаты проводили на полигонах меньше времени, чем требовалось. Из-за этого якобы были случаи, когда военные не справлялись с управлением боевой техникой, потому что по бумагам умели водить, а по факту — нет.
“Солдатам не дают точную информацию”
— В первые дни [Роскомнадзор] руководство Российской армии несколько раз заявило, что срочников в Украине нет. Потом стало очевидно, что это не так. Могут ли срочники участвовать в военных действиях?
— Есть Положение о порядке прохождения военной службы. В нем написано, что военнослужащего по призыву могут направить в горячие точки для участия в боевых действиях. Ни одного запрета нет. Только одно условие: сначала срочник должен пройти четыре месяца обучения и получить первичную военно-учетную специальность.
Другое дело, что большая часть общества не поддерживает участие срочников в военных действиях. Такое отношение у нас сформировалось после событий в Афганистане и Чечне. Еще это противоречит словам президента, который с 2000-х годов поддерживал переход армии на контрактную основу.
Но военные, как мы знаем, провалили реформу армии и ее переход на контрактную основу. Сейчас люди приходят в профессиональную армию в основном после службы по призыву, а не через специальные центры. Поэтому в Украине могли оказаться срочники.
— Жаловались ли вам солдаты-срочники, что их принуждают ехать в Украину, хотя они еще не прошли обучение?
— Некоторые срочники рассказывали мне, что их уговаривали, убеждали заключать контракты. Это обман — прямой или косвенный. Хотя были и те, кто говорил, что не подписывал контракт, якобы подпись поставил кто-то из части.
— Что военнослужащий может сделать, если узнает, что кто-то подписал за него контракт?
— Ему нужно подать рапорт о расторжении контракта, обратиться в военную прокуратуру. В обычное время это помогало, но я не уверен, что это сработает во время боевых действий.
— Некоторые военные говорили, что не знали о военной спецоперации. Командиры якобы сказали, что они едут на учения. И только в Украине они понимали, что идут не учения, а боевые действия. Вы верите таким рассказам?
— Они звучат реалистично, часто солдатам не дают точную информацию.
— Это нарушение, когда человек не знал, что участвует в военной операции?
— В 2014–2015 годах в Донбассе для России не было военной операции. А военнослужащий должен выполнять приказы, даже устные.
Последние события отличаются от того, что происходило в 2014–2015 годах. Тогда солдаты могли отказаться от направления за границу, от участия в боевых действиях за пределами России. Сейчас все наоборот, Совет Федерации легализовал использование российских войск на территории Украины. Другое дело, что такая спецоперация противоречит международным нормам, Уставу ООН.
“У военных преступлений нет срока давности”
— Есть фотографии, свидетельства очевидцев, которые указывают на насильственные смерти и изнасилования мирных жителей в Буче, пригороде Киева. Как международное право предусматривает расследование и наказание по таким случаям?
— Женевские конвенции 1949 года и дополнительные протоколы к ним, другие нормы международного гуманитарного права устанавливают правила военных действий, с которыми согласны все страны мира. По этим документам любые действия по отношению к мирным людям — пытки, изнасилования, мародерство, уничтожение гражданских объектов и многое другое — это военные преступления.
За нарушения конвенции наказание несут те, кто их организовал, кто отдавал приказ и кто совершал. И самое главное — у этих преступлений нет срока давности. За военные преступления до сих пор судят 90-летних нацистских преступников, если их находят.
В последние годы во многих странах появилась универсальная юрисдикция. Это возможность судить граждан другой страны, которые совершили военные преступления. В Европе идут суды по преступлениям в Сирии. Судебным органам помогают правозащитники из разных стран, которые собирают доказательства преступлений.
Есть большая надежда, что преступления в Буче не будут оставлены. А те, кто их совершил, понесут наказание.
— Знают ли российские солдаты о Женевской конвенции и о том, что военнослужащие могут не исполнять незаконные приказы?
— В 1990-е Российская армия продвигала международное гуманитарное право, министерство обороны сотрудничало с Красным Крестом, организацией, которая защищает и поддерживает жертв войны. Слова “военные преступления” и “гуманитарное право” солдаты могут знать.
Но со времен Первой и Второй чеченских кампаний в Российской армии многое изменилось. Из сотни дел по Чечне, для которых удалось собрать доказательства военных преступлений и отправить их в суд, прошли только несколько процессов. Можно вспомнить дело полковника Буданова, который получил срок за похищение, изнасилование и убийство 18-летней чеченской девушки. Но это исключение из правила.
[Роскомнадзор] спускает все моральные тормоза. Плюс в различных системах в России годами формировалась укорененная безнаказанность.
Это как в Росгвардии: ее сотрудники били участников митингов в крупных городах, потому что знали, что наказания не будет. Причины — бездействие военной прокуратуры и командования.
«Проходят по категории „пропал без вести“»
— В интернете можно найти фотографии из украинских городов, на которых якобы видны тела погибших российских солдат. Украинское руководство призывает российскую сторону забрать тела. Что военные должны делать с телами погибших солдат? Есть ли документы, которые это регламентируют?
— Регламенты в армии, что делать с погибшими, конечно, есть. Но ведь массовых боев у нас не было много лет.
Я вижу две причины, по которым на улицах украинских городов могут оставаться трупы российских солдат, фотографий которых много в интернете. Первая — командование Российской армии не ожидало такого масштаба военных действий. А значит, не подготовило “похоронные бригады”. Вторая — холопское отношение к собственным военнослужащим, о котором я уже говорил. Гордый лозунг «Мы своих не бросаем» так и остался лозунгом.
— Почему российские власти дозируют информацию о потерях Российской армии?
— Это зависит от формы учета. Официально погибшими считаются те, чьи тела сослуживцы опознали и подготовили для похорон.
В марте Генштаб назвал погибшими 1351 солдата. Возможно, кто-то из военнослужащих попал в плен, дезертировал или погиб, но информации о них нет. Официальных данных о количестве пропавших без вести мы не видели.
Некоторые военные рассказывают истории, как эта: в машину попал снаряд, один солдат успел выскочить наружу, а два сослуживца сгорели. Скорее всего, командование считает таких бойцов пропавшими без вести, потому что нет документов, которые подтвердят гибель.
— Как российские солдаты, которые находятся в Украине, могут сообщить о себе своим родственникам?
— Военным запрещено использовать смартфоны, так как по ним можно отследить геопозицию. В Украине проблемы с сотовой связью, российские симки там не работают. Но четких регламентов нет, военные звонят родным по возможности.
— Как родственники могут узнать о судьбе военнослужащих? С некоторыми солдатами связи нет с 25 февраля, и близкие не понимают, жив ли человек.
— Это большая проблема, потому что информационная работа с родственниками развалена, ее нет.
Родительские группы в социальных сетях наполнены сообщениями о том, что сыновья не выходят на связь. Люди в панике, звонят в часть, а там им ничего не говорят.
Мы советуем родственникам обращаться в Минобороны, к командирам частей, к губернаторам. У глав регионов есть свои контакты в Минобороны.
— Прошло несколько раундов обмена пленными между Россией и Украиной. Как устроена эта процедура?
— Женевская конвенция регламентирует обмен пленными. Страна, где появились пленные, должна создать национальное агентство по пленным. Украина такое агентство создала в середине марта, на западе страны украинцы готовят лагерь для российских пленных, потому что содержать их с обычными заключенными нельзя.
Еще страна должна охранять пленных. Эксцессы есть, мы видели видеоролики, на которых российских пленных избивают, как в них стреляют. Надо отдать должное украинскому руководству, которое заявляет, что виновные понесут наказание. Судов пока еще нет, но Украина пытается с этим разобраться.
Украинские власти нормально содержат российских пленных. Солдат проверяют правозащитники, уполномоченный по правам человека. Можно говорить, что ни пыток, ни плохих условий содержаний нет.
Неизвестно, как Россия регламентировала процедуру обращения с пленными, ситуация закрытая. Мы знаем о ней со слов уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой. Она говорила, что пленные находятся в Крыму.
— Как родственники могут повлиять на обмен пленными?
— Украинские власти предлагали матерям российских солдат приезжать со стороны Польши и забирать своих сыновей. Пока такая гипотетическая возможность существует.
“Призыв по законам мирного времени”
— Весенний призыв в армию начался 1 апреля. Чем он отличается от призывов в предыдущие годы?
— Формально призывы не отличаются. Законодательство почти не изменилось, только появилась отсрочка от призыва для IT-специалистов. Весенний призыв 2022 года идет по законам мирного времени, власти России это так и позиционируют. Но призыв на военную службу сам по себе всегда будоражит общество.
Важно понимать, что за организацию призыва отвечает государство. У гражданина России мужского пола есть три обязанности в сфере призыва. Первая — он должен встать на учет в военкомате в 17 лет. Вторая — если он переезжает в другой регион, ему нужно сняться с учета и встать на учет в новом месте, а если едет за границу на работу или учебу - просто сняться с учета. Последняя — молодой человек должен приходить в военкомат по повесткам, которые он получил лично.
Разыскать призывника и вручить ему повестку - это обязанность государства. В последние месяцы Госдума обсуждала инициативу о добровольной явке призывников в военкомат, но депутаты пока ее не приняли.
— Сейчас много молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет уехали из-за событий в Украине за границу. Когда они вернутся в Россию, что им может грозить?
— Ничего. Военкоматы снимают с учета тех, кто находится за пределами России. У этих молодых людей не может быть ответственности за уклонение от армии, пока они находятся за границей. Но если они вернутся в Россию до того, как им исполнится 27 лет, если они годны по состоянию здоровья и у них нет отсрочек или освобождений, антивоенных убеждений, то их могут призвать на военную службу.
— Уточните, пожалуйста. Допустим, сейчас много молодых людей живет в Грузии, Минобороны не знает, что они там?
— У этих молодых людей есть обязанность сняться с учета в военкомате перед поездкой в Грузию. Если они не снялись, то их могут оштрафовать в России за нарушение правил воинского учета на пять тысяч рублей.
Уголовная ответственность возникает, когда государство пытается призвать человека, он получает повестки, но не приходит в военкомат, или перед отправкой в армию. Тем, кто находится за границей, вручить повестку невозможно.
— Сколько призывников в среднем отправится на службу в этом сезоне?
— Военкоматы вызывают всех молодых людей, которые стоят на учете, - это несколько миллионов человек. Но в армию попадает то количество, которое президент обозначил указом перед началом призыва. В последние годы это около 300 тысяч человек по всей стране - треть поколения. Остальные не годны к службе по состоянию здоровья, пользуются отсрочками, некоторых не призывают.
— Мы знаем, что некоторые взрослые мужчины, которые уже давно отслужили в армии, тоже получают повестки. Зачем военкомат вызывает их и могут ли они не приходить?
— Тех, кто в запасе, могут призвать на военные сборы. Но если у гражданина возникли антивоенные убеждения, он может отказаться от участия в них. Уголовной ответственности за это нет.
— Есть ли регламент о переводе солдата с военной службы на гражданскую? Например, я служу, меня отправили “на учения” в Белгородскую область, а я там решил, что хочу уйти на альтернативную гражданскую службу.
— Если у призывника есть антивоенные убеждения, он может претендовать на замену военной службы альтернативной гражданской. Она отличается от военной тем, что человек не служит, а работает по восемь часов в день по Трудовому кодексу. И его нельзя заставить сделать что-то большее помимо этого. Правда, срок такой службы - 21 месяц, тогда как военная длится один год.
В пункте 3 статьи 59 Конституции РФ говорится, что гражданин с антивоенными убеждениями имеет право заменить военную службу на альтернативную гражданскую. В таком случае ему нужно подать рапорт.
— Эта процедура прописана в законах?
— Нет. Но Конституция у нас прямого действия, конституционное право не требует законов.
Конечно, солдаты сталкиваются с противодействием со стороны командования, с давлением. Но я знаю довольно много случаев, когда контракт все-таки разрывают и военнослужащего увольняют.
— В соцсетях были посты о том, что военнослужащему, который отказался ехать в Украину, якобы поставили в военный билет штамп “склонен к предательству”. Российские власти сказали, что это фейк. Что вы об этом думаете?
— Это было творчество одного ретивого военкома. Военная прокуратура уже опротестовала такие штампы, потому что они противоречат российскому законодательству.
— Какой главный совет вы дали бы родственникам военнослужащих и самим военнослужащим?
— Главный совет — помнить, что весенний призыв идет по старому порядку, по законам мирного времени, которые военкоматы обязаны соблюдать. Поэтому важна личная позиция, которую стоит сформулировать и которой стоит придерживаться.