Госдума во втором и третьем чтении приняла закон об ответственности за фейки о деятельности госорганов за рубежом. Максимальный срок за нарушение этого закона — 15 лет лишения свободы. Что значит «деятельность госорганов за рубежом», о ком конкретно нельзя писать недостоверную информацию и какие посты лучше удалить из соцсетей — ответил руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы Роман Киселев.
Что значит «деятельность госорганов за рубежом»
— В законопроектах не предусмотрены какие-либо пояснения, что же будет относиться к «деятельности госорганов за рубежом». Эти поправки появились уже только во втором чтении, а оно не предполагает обязательного наличия пояснительной записки для нововведений. Это хитрый ход, который зачастую используется недобросовестными законодателями. Поэтому содержательных материалов, которые бы помогли раскрыть смысл нововведений, который вкладывает сам законодатель, очень мало.
Как и про многие репрессивные законы последних нескольких лет, сложно сказать наверняка, какую широту общественных отношений они в действительности регулируют. И реальное значение этих норм раскроется уже только в правоприменительной практике компетентных органов.
А о каких госорганах идет речь?
— Полномочия за рубежом могут исполнять технически любые органы российской власти. Это может быть деятельность МИДа и посольств, какие-нибудь закупки правительства за рубежом, охранная деятельность, служебные поездки. Не только российские Вооруженные силы «исполняют обязанности» на территории Украины, но и целый ряд других ведомств. Например, Росгвардия, МЧС, Минтранспорт и т. д.
Я думаю, первичная цель — закрыть оставшиеся области для «дискредитации». Но лишь время покажет, на какие органы и какую деятельность будет распространяться эта статья.
О чем тогда нельзя писать?
— Скорее всего, о деятельности российских государственных органов за рубежом нельзя писать ничего, что не подтверждается официальными сведениями, исходящими из этих органов. Если мы посмотрим на ту практику, которая развилась вокруг исполнения требований фактической военной цензуры, то Минобороны считает недостоверной любую информацию, которая не исходит от него. Так что вполне можно допустить, что и другие государственные органы смогут придерживаться такой строгой версии прочтения закона.
То есть нужно срочно удалять старые посты о действиях России за рубежом?
— Я не хочу давать слишком демотивирующих советов, потому что сейчас не время для демотивации, апатии и молчания. Но если вы опасаетесь возможности преследования и хотите минимизировать риски, то желательно отказаться от публикаций по поводу всего, что может относиться к «деятельности госорганов за рубежом».
Тут нельзя дать универсального пособия. Закон поэтому таким образом и формулируют, чтобы создать атмосферу страха, в которой не столько компетентные органы будут карать, сколько люди сами будут себя цензурировать в целях обеспечения собственной безопасности.
Это ужасно, но это факт. Предел того, что ты можешь свободно и без опаски в России говорить, стремительно суживается.