За возвращением Алексея Навального в Россию 17 января 2021 года следили десятки тысяч человек: оппозиционер возвращался туда, где его ждали реальный тюремный срок и новые уголовные дела. Сейчас Навальный почти год сидит во владимирской колонии по делу «Ив Роше», его организации суды признали запрещенными в России, а десятки сторонников эмигрировали под угрозой уголовного преследования. Что писали журналисты, активисты и правозащитники о годовщине возвращения политика на родину — в обзоре блогов «7x7».
«Это наша страна, и другой у нас нет»
Алексей Навальный в своем блоге в Instagram 17 января напомнил, что после возвращения в Россию не смог ни шага пройти по своей стране свободным, так как его арестовали еще до погранконтроля. Он добавил, что не знает, когда закончится и закончится ли его «космическое путешествие»: скоро в суд передадут еще два возбужденных против него уголовных дела.
«Отсидев в тюрьме свой первый год, хочу всем сказать ровно то, что кричал собравшимся у суда, когда конвой вел меня в автозак: ничего не бойтесь. Это наша страна, и другой у нас нет. Единственный страх, который должен быть, в том, что мы оставим свою родину на разграбление кучке лжецов и лицемеров. Сдадим без боя, добровольно, и свое будущее, и будущее наших детей», — написал политик.
«Возвращение Навального — уже часть истории»
Экс-глава сети региональных штабов Навального* Леонид Волков (внесен в перечень террористов и экстремистов) считает, что год назад Алексей Навальный совершил «большой поступок», который бесповоротно изменил Россию.
«Я абсолютно убежден — и знаю, что эту уверенность разделяют миллионы единомышленников, — что этот день обязательно войдет в историю как день начала конца путинизма; день, когда был сделан самый важный шаг на пути в Прекрасную Россию будущего — страну, где будет место честным людям, искренним поступкам, где вещи можно будет называть своими именами», — написал политик.
Политолог Кирилл Рогов уверен, что благодаря возвращению Навального в учебниках истории России появилась еще одна запись. По его мнению, оппозиционер проявил себя как «чуткий» политик, о просчетах которого говорят сейчас, но со временем оценят иначе.
«Человек вошел в клетку к тигру, человек положил голову льву в пасть. И лев такой: откусить и показать всем, чего только и ждут, что я кровожаден, или не откусить и показать, что я слабак? Человек, рискующий своей жизнью, — это высокая ставка, это запоминается на десятилетия, если не больше. Из этих поступков состоит история. У нас вот в русской истории еще одна запись появилась. Наша скрепа», — прокомментировал Рогов.
Оппозиционер Илья Яшин отметил, что Навальный прилетел в Россию несмотря на то, что здесь его пытались убить, заочно арестовали и после возвращения задержали. Он добавил, что сейчас обсуждают, нужно ли было рисковать, добровольно идти в тюрьму и, возможно, стоило остаться в эмиграции. Но, по словам Яшина, Навальный никогда не ставил вопрос таким образом:
«Едва ли не первое, что он сказал, когда вышел из комы: „Я обязательно вернусь в Россию“. И я очень хорошо понимаю, почему он так сделал. Многие из нас считают, что смысл работы Навального — разоблачать жуликов и воров во власти. Но это поверхностный взгляд. Смысл деятельности Навального в том, чтобы личным примером показывать: в России можно жить, не испытывая страха, не пригибая плеч и не опуская глаз.
Можно оставаться свободным человеком в несвободной стране. И когда каждый из нас научится не бояться, то страна очень быстро изменится».
Лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг уверен, что многое важное о возвращении Навального станет известно только после его выхода на свободу. Но уже сейчас можно сказать, что, вернувшись в страну, оппозиционер проявил личную смелость.
«Нет ничего более привлекательного для людей в политике, чем смелость. Возвращение Навального было принято обществом и как отважный шаг, и как жертва. Чтобы остаться российским политиком, Навальный должен был вернуться в Россию, и он это сделал», — прокомментировал Шлосберг.
Писатель Борис Акунин добавил, что, несмотря на угрозу увеличения тюремного срока и даже убийства, Навальный побеждает в войне с машиной полицейского государства.
«Именно этим Алексей и занимается каждый день и каждый час: держит линию фронта. Первая часть обета — „один за всех“ — выполнена. Дело за второй», — прокомментировал Акунин.
«Перемены начнутся тогда, когда мы перестанем молчать»
По мнению активиста и волостного депутата-«яблочника» из Пскова Николая Кузьмина, возвращение Навального в Россию является колоссальным самопожертвованием. Он считает, что сегодня оппозиционер — политический узник Кремля, потому что одним из немногих не принял правила игры, не боялся идти до конца и быть сильным. Кузьмин отметил, что именно за это Навального пытались убить и лишили свободы, а созданные им структуры признали экстремистскими, вынудив эмигрировать десятки тысяч активных и образованных граждан.
«Алексей Навальный — один из немногих, кто не просто декларировал, что такое хорошо и что такое плохо, но на личном примере боролся и продолжает бороться за эти ценности. Сегодня — ценой собственной свободы. У каждого свой уровень самопожертвования для Родины. Но мы все хотим жить в стране, где есть верховенство закона, где ни один человек не может узурпировать власть на несколько десятилетий, где Россия начнет жить понятным и ясным будущим, где образованные люди перестанут эмигрировать из страны из-за политических преследований. И все эти перемены начнутся тогда, когда мы перестаем как минимум молчать», — написал Кузьмин.
Бывший полицейский из Рыбинска и активист Олег Кашинцев считает, что год назад неудачную попытку политического убийства Алексея Навального власти отыграли политическим судом и политическим приговором. При этом он уверен, что адекватные граждане понимают, кто, за что и по чьему приказу пытался убить Алексея Навального. Активист добавил, что сейчас власти пытаются вывести все, что связано с ним, за рамки законности.
«История с Алексеем Навальным показала, кто настоящий герой, готовый до конца бороться за свои убеждения, за нашу с вами свободу, а кто просто злодей, случайно получивший власть. Спустя год герой сидит в тюрьме, а злодей все еще в Кремле. Но обстоятельства и ситуации иногда меняются, порой стремительно и неожиданно, и я уверен, что все обязательно будет хорошо».
Комментируя годовщину ареста Навального, сатирик и журналист Александр Торн поразмыслил, кто на самом деле находится в тюрьме — оппозиционер или Владимир Путин.
«Как по мне, так Путин в тюрьме гораздо больше, чем Навальный. В тюрьме своей собственной власти, из которой выход лишь вперед ногами. А Алексея мы обязательно дождемся! Его человеческую свободу в лагерный застенок не упакуешь. Его сила в каждом из нас!»
«Вся Россия стала другой год назад»
По мнению общественного деятеля Михаила Ходорковского, в годовщину посадки Навального нужно сказать «режиму и всем его деятелям, включая псевдолиберальных», что они несут персональную ответственность за происходящее и счет уже не будет обнулен.
«Рассчитывать, что драться будет „герой“, а дивиденды (хотя бы в виде свободы и демократии) получать вы, — наивно (если ожидаемое — именно свобода и демократия, а не работа прислуги). С Ельциным уже проходили. То есть поддержка политзаключенных должна заключаться в нашей борьбе с режимом, а не в поощрении их героизма, не в ожидании от них новых подвигов», — написал Ходорковский.
Ивановский активист и экс-полицейский Сергей Римский считает, что возвращение Навального изменило жизнь многих россиян, в том числе его:
«Кто-то решил снять погоны и закончить свою службу в полиции, кто-то подвергся уголовному преследованию и вынужден был покинуть Россию.
Много чего произошло за 2021 год. Но однозначно Алексей стал другим, я стал другим и вся Россия стало другой именно год назад».
Фотограф из Перми Яков Овчинников сообщил, что 17 января было днем годовщины его свадьбы, но все изменилось:
«Этот день, благодаря Путину, запомнится как день окончательного уничтожения в России правовой основы. 17 января 2021 года Алексей Навальный был арестован и в нарушение правовых норм осужден».
Также накануне годовщины ареста Навального активистка из Ярославля Ольга Кондратьева задалась вопросом, выйдет ли кто-то на акции в поддержку политика. При этом она добавила, что «наша тюрьма» не подразумевает свободы выражения мыслей и чувств, а наказание за это может быть любой степени жестокости.
«Хорошо, что пока у нас есть Facebook, в котором я могу написать: „Свободу Алексею Навальному“. А то как-то несправедливо получается: одни только сидят, а другие только воруют и убивают. Пора менять арестантов», — прокомментировала Кондратьева.
Петербургский активист Денис Михайлов считает, что возвращение Навального в Россию — проявление героизма. По его мнению, этот факт глупо отрицать, как бы люди ни относились к членам команды Навального и их инициативам.
«Политика в России, наверное, уже лет 100 как не была так сильно похожа на поле военных действий. В этом бою у тебя всегда есть выбор: либо принять в нем участие, либо дезертировать. Его делает для себя каждый. Любой такой выбор, безусловно, не может быть кем-то осужден. Навальный в этой ситуации не просто остался тут, он не по своей воле был вывезен из страны. При этом он вернулся, понимая, что его тут может ждать, а это уже совсем другой уровень героизма».
По мнению правозащитника из Ульяновска Игоря Топоркова, после задержания Навального надежды на здравомыслие режима должны были исчезнуть, если они у кого-то и были.
«Я не хочу касаться оценки Навального и его окружения, но возвращение в Россию вызывает восхищение и уважение. Надо вспомнить слова Валерии Ильиничны Новодворской: „К нему много вопросов, но сейчас он жертва режима“», — написал Топорков.
«Навальный вернулся из-за гордыни, а не ради России»
Журналист и публицист Дмитрий Ольшанский уверен, что год назад Навальный вернулся в Россию и якобы пожертвовал собой не ради того, чтобы сделать страну свободной, как это пытается обрисовать «пропаганда». По его мнению, оппозиционер прилетел в страну из-за гордыни и демонического масштаба тщеславия:
«Навальный был слишком амбициозен для того, чтобы тихо остаться в эмиграции и стать еще одним Гарри Каспаровым, который раз в год всплывает в NY Times с текстом о том, какие еще санкции надо наложить на агрессив кей джи би мафиа. Он был готов пойти на известные лишения, лишь бы сделаться безоговорочным номером один в своем садике, тем нельсоном манделой, который в рамках развития сюжета должен дорваться до власти».
«Освобождение Навального — в интересах стабильности»
По мнению экономиста Константина Сонина, тюремное заключение Навального как лидера политической оппозиции может плохо сказаться на стабильности и развитии страны. Также он считает негативным для безопасности России и то, что организации, созданные Навальным, признали экстремистскими. Он добавил, что отсутствие ситуации, когда мирная политическая оппозиция периодически сменяет находящихся у власти, негативно сказывается на политической системе:
«Существование в режиме перманентного политического кризиса с сотнями политзаключенных и тысячами политических эмигрантов — это непозволительная роскошь для России. Это может быть выгодно каким-то ведомствам, но это плохо для страны. Те, кто не согласен с курсом, должны быть представлены в местных законодательных собраниях и Думе, а не сидеть в тюрьме или в эмиграции.
Освобождение Алексея Навального из тюрьмы, освобождение другие политзаключенных, прекращение преследования мирной оппозиции как „экстремистов“ и „террористов“ — такая деэскалация политического кризиса нужна России».