Блогер и музыкант Алишер Моргенштерн — «проект Запада с иностранным финансированием». Так считает глава Лиги безопасного интернета и член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина. В интервью журналистке Ирине Шихман она заявила, что рэпер получает «файл с темами», которые должен постоянно затрагивать в творчестве: насилие, пропаганда наркотиков, «победобесие». За выполненную работу Моргенштерн якобы получает деньги из-за рубежа. Эту информацию Мизулина увидела на сайте информагентства NewsFront и передала ее в Минюст и Генпрокуратуру для проверки. Как отреагировали на заявление Екатерины Мизулиной пользователи соцсетей — в обзоре «7х7».
Пожелание от президента США
На заявление члена Общественной палаты России отреагировал Алишер Моргенштерн. Он посоветовал прекратить пиариться на его имени и «набивать себе цитируемость в новостях». Рэпер добавил, что «народ России не глупый и все понимает».
Руководитель интернет-издания It’s My City журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев назвал издание NewsFront, сообщившее о спонсорстве Моргенштерна, «пригожинским» (бизнесмена и ресторатора Евгения Пригожина связывают с президентом России Владимиром Путиным).
— Сенсационная публикация была о том, что российских топовых блогеров, дескать, финансируют некие деструктивные силы из-за рубежа (на самом деле они получают рекламные деньги от крупного продюсерского центра Yoola, зарегистрированного в Израиле; собственно, партнерство того же Моргенштерна с Yoola — совершенно открытая информация), — написал Колезев.
Журналист-расследователь Мария Певчих обратила внимание, что Twitter отказывается использовать ссылки на сайт информагентства NewsFront. Певчих не сомневается, что правоохранительные органы, которые проведут проверку по просьбе Мизулиной, найдут состав преступления.
Другие пользователи соцсети начали шутить на эту тему. Например, журналист из Москвы Кристина Астафурова задалась вопросом, считаются ли иностранным вмешательством серьги Dior, которые надела Екатерина Мизулина на интервью. А блогер Майкл Наки предположил, как может выглядеть «файлик с темами от ЦРУ».
— Итак, Моргенштерн, вы должны сделать песню про «мерин» [автомобиль марки Mercedes-Benz], потом должны про Cadillac. Еще личное пожелание президента США — трек «Пососи».
Поэт из Москвы Ян Шенкман напомнил, что и раньше музыкантов обвиняли в «сотрудничестве» со спецслужбами.
— Раньше они писали тексты Цою (об этом заявил депутат Евгений Фёдоров). А теперь Моргенштерну. Да и КГБ не лучше. Раньше писали Дилану и The Beatles, а теперь Фёдорову и Мизулиной, — написал Шенкман.
Игорь Царейкин, политолог из Ростова-на-Дону, удивился, что сейчас Моргенштерн выглядит образцом здравого смысла.
— Если бы мне кто-нибудь поведал, что я упомяну Моргенштерна добрым словом, — никогда не поверил.
Моргенштерн как наследник великой русской культуры
Преподаватель из Москвы Елена Молчанова не поняла, почему в России объектом преследования стали именно отечественные рэперы, хотя в искусстве есть более достойные объекты:
— Если уж на то пошло, то сначала надо запретить русскую классическую литературу и музычку прихватить — с ее пристрастием к алкоголю, девочкам, мальчикам, азартным играм и вообще с критикой политического строя и царя-батюшки. Потом изрядно почистить Серебряный век с его пристрастием опять же к алкоголю, девочкам, мальчикам, кокаиновому дурману и самоубийству. Затем плавно перейти на Высоцкого и Хоя, а с них — на весь так называемый русский рок. И только тогда заинтересоваться, чего там такое исполняет Моргенштерн, наследник великой русской культуры, — написала Молчанова.
Подход Екатерины Мизулиной к оценке музыкального творчества оценил программист Иван Шейнин.
— Мизулина считает, что с песнями «Агаты Кристи» все ок, потому что она слушала их в юности и «там есть смысл, глубина», а не просто грубая пропаганда наркотиков и суицида. Ясно-понятно. «Государство — это я».
Что я считаю нормальным, то и хорошо. А «всякие Моргенштерны» по умолчанию дуют под дудку дяди Сэма и занимаются диверсиями против советского народа за деньги, — добавил Шейнин.
Важные элементы российской политической системы
По мнению основателя сетевого издания «Подъем» журналиста Марата Берёзова, проблема с Мизулиной «не в ее глупости», а в том, что такие, как она, стали важным элементом современной политической системы России.
— Даже в застойном совке полумаргинальные для большой политики персонажи типа ивановской ткачихи или узбекского мелиоратора выпускались на сцену исключительно для фольклорной репрезентативности. А затем обратно загонялись в стойло. Никогда и никому не предлагалось всерьез воспринимать их как самостоятельных участников социальных процессов, — высказался Берёзов.
Помощник депутата Госдумы Сергея Шаргунова писатель Павел Смоляк посчитал, что «дочь пещерного сенатора» всего лишь «рисуется»:
— У женщины огромные комплексы, ей хочется славы и известности, а кроме как дичью заинтересовать прессу и людей не может. Вот старается, говорит и сама себе не верит, придумывает на ходу, но с фантазией плохо. Имеет полное право, на хайпе выехало немало звезд-пустышек отечественного шоу-бизнеса. Вопрос другой: что она делает в Общественной палате Российской Федерации?
Заместитель председателя московского «Яблока» политик Кирилл Гончаров удивился, как даже «фиктивные должности» меняют людей во власти:
— Меня вот что забавляет: стоит относительно молодым людям иметь отношение к власти, они тотчас превращаются в доморощенных «хранителей ценностей».
Никакой музыкант не может обидеть государство, если государство сильное. А вот если государство обижает музыкантов, это признак слабости и неуверенности. Аукнется.