Церемония вручения Нобелевской премии мира прошла 10 декабря в городе Осло. В 2021 году победителями стали главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов и филиппинская журналистка Мария Ресса. Во время выступления на церемонии Муратов вспомнил другого лауреата премии — академика Сахарова и созданный им «Мемориал»*, который российские власти хотят ликвидировать, заметил, что мир от демократии тянется к диктатуре, а власти продают гражданам идеи войны. Также главред «Новой газеты» рассказал о пытках в российских тюрьмах, посадке Алексея Навального по ложному доносу и призвал создать международный трибунал против пыток. Около трети времени Муратов говорил о преследованиях журналистов в современной России — клейме «иностранных агентов», изгнании их из профессии и нераскрытых убийствах. Речь он закончил минутой молчания в память о погибших и подвергшихся преследованиям журналистов. Как отреагировали на слова Муратова пользователи соцсетей — в обзоре «7х7».
«Не о всемирных проблемах, а о наших конкретных российских бедах»
Специального корреспондента Русской службы BBC Илью Барабанова «фантастически крутая речь Муратова» растрогала до слез.
После речи Муратова управляющий партнер консалтинговой компании PM TEAM Марина Вишнякова «снова поверила в рассвет»:
— За «маркетинг войны» надо судить как за самые страшные преступления против человечества, но чтобы это случилось, нужно изменить саму идеологию героизации — чтобы в истории человечества те, кто убил больше всего людей, не героями эпосов были, как сейчас, а изгнанниками, лишенными имени.
Член Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека журналист Ева Меркачёва напомнила, что 10 декабря — День защиты прав человека:
— И лучший подарок нам, журналистам, это Нобелевская премия мира, врученная сразу двум журналистам, один из которых — наш, родной!
Правозащитница Зоя Светова считает, что нобелевская речь главреда «Новой газеты» была очень сильной:
— «Журналисты — антидот от тирании. Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми», — такой была финальная фраза нобелевской речи Дмитрия Муратова, которая вместила в себя, кажется, все темы современной повестки дня: недопустимость войны, пытки, преследование Навального, жестокость российской судебной и тюремной системы, убийства журналистов, «Мемориал»*, помощь тяжело больным детям… Много всего!
Редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов обратил внимание, что большая часть речи посвящалась конкретным людям и организациям, а Муратов говорил как правозащитник:
— Значение этих слов Муратова, я думаю, мало понятно западной аудитории, как и в особенности чудовищный политический контекст, византийский и одновременно исполненный новым террором. Это декларация о том, что редакционная политика газеты не будет меняться.
Основатель сетевого издания «Подъем» журналист Марат Берёзов рассказал, что стало самым важным для него в выступлении Муратова:
— Рамзан Кадыров в современной России стал патриотом. А Борис Немцов воспринимался как иностранный агент. Мы стали жить в стране, где тяга к насилию и любовь к начальству делают человека государственником и патриотом. И дают ему право монополизировать любовь к родине. Только товарищ майор теперь знает, как правильно любить Россию. Так-то ничего нового, у нас гуманизм и пацифизм никогда не были в почете.
По мнению политика Дмитрия Гудкова, речь Муратова была такой, какой и должна быть — не о всемирных проблемах, а о конкретных российских бедах:
— Нобелевская премия стала трибуной, которой давно уже нет в России. Какой должны были бы быть СМИ, парламенты — но перестали ей быть. Дмитрий Муратов напомнил, что задача патриота не растекаться мыслью по мировому древу, а защищать граждан своей страны. Вот только в наших реалиях — от властей своей страны. Ведь у России сейчас нет ни одного «внешнего вызова», ни одной зарубежной проблемы. Просто подумайте: нобелевский лауреат в речи говорит только о том, что власти России уничтожают россиян. И ни о чем другом. И это абсолютная правда. Самая главная правда, которую сейчас можно и необходимо сказать.
Журналистке Ксении Собчак речь Муратова «в условиях сплошного закошмаривания СМИ показалась смертным грехом и подписанным приговором».
«Какая отвратительно беззубая нобелевская речь Муратова»
Политологу из Вильнюса Федору Крашенинникову не нашлось что сказать «по поводу острожной речи Муратова»:
— Иллюзий не имел, все с ним давно понятно.
Пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш увидела «безошибочное указание на то, что в нобелевской речи не сказано то, что должно быть сказано»:
— Ее полностью публикует у себя ТАСС.
Журналист из Санкт-Петербурга Анна Асмолова заметила, что в речи Муратова тоже был человек, которого нельзя называть:
— Путин не произносит фамилию Навального, Муратов произнес, но не упомянул самого Путина. Так, какое-то абстрактное зло плюс Сталин с Лукашенко. И воины света: Горбачев и Сахаров с Боннер. Политес соблюден, все довольны, зал уважительно встал. А так все правильно сказал, кто же спорит. Боюсь, и последствия не заставят себя ждать.
Политик Любовь Соболь назвала речь главреда «Новой газеты» отвратительно беззубой:
— Весь мир отходит от демократии, а Навального так вообще по заявлению парфюмерной компании посадили. Ни ФСБ, ни Путин совершенно ни при чем. И пытки сами по себе существуют, из воздуха взялись.
Журналист-расследователь Мария Певчих удивилась, почему Муратов не рассказал о покушении на Навального:
— Кто там с Муратовым дружит? Спросите при случае, как так вышло, что в его нобелевской речи нашлось время на рассказ про парфюмерную компанию, а на упоминание отравления химоружием — нет.
Блогер Майкл Наки задается вопросом, почему все описываемые Муратовым в речи события имеют абсолютно непредсказуемую природу и их авторы никак не конкретизируются:
— Въедливый читатель спросит, ну Майкл, может, Муратов — про политическую систему в целом и не называет конкретных имен и должностей. Отчего же, воскликну я! Он упоминает президента России — говорит, помог памятник Сахарову поставить! Хороший все-таки у России президент, жаль, ему не повезло с Генпрокуратурой, судами, СК, ФСИН, чиновниками, министрами, МИДом и народцем, конечно же. Но уверен, что в речи все было сказано верно и предельно точно, а я, дурачок, не понял ничего.
У руководителя Института политических исследований, политолога Сергея Маркова создалось впечатление, что Нобелевскую премию мира Муратову дали не за защиту прав человека, а за борьбу против России:
— В мире так много проблем с правами человека, но Дмитрий Муратов в речи их почти все проигнорировал. Огромная проблема мигрантов, их прав. Ничего. Проблема цензуры владельцев в социальных сетях. Ничего. Проблема падения демократической легитимности из-за манипуляции. Ничего. Проблема власти транснациональных корпораций, которые манипулируют и подавляют личность. Ничего. Проблема испарения интеллектуальной свободы, «смерть экспертизы». Ничего. Проблема зависимости СМИ и журналистов от денег, от олигархии. Ничего. О чем же он говорил? Да только о том, какая Россия плохая и какие хорошие все, кто борются против России.
Председатель всероссийского движения «Гражданское Общество» Михаил Светов раскритиковал всю Нобелевскую премию:
— Кто-то должен написать книгу, как Нобелевская премия из награды, которую вручали диссидентам, превратилась в награду, которую вручают приспособленцам и бюрократам.
В голове не укладывается, как при пока еще живых Ассанже и Навальном можно вручать премию кому-то еще.
«Именно такие люди для диктаторов опасны, а нам нужны»
По мнению журналиста сетевого издания CoinDesk Анны Байдаковой, Муратов понимает, что только мы сами можем спасти себя и делает все для этого спасения:
— Помощь не придет извне, никакие слова и жесты на международных мероприятиях не спасут нас от самих себя. Можно эвакуировать в Германию Навального, но эвакуировать из нашей жизни Путина и все сопутствующее никакая Меркель, никакой Нобелевский комитет не в силах. Что им не говори. Муратов это знает и знает, что спасаться придется самим, в имеющихся условиях, подручными средствами. И вы врубайтесь.
Для журналиста радиостанции «Эхо Москвы» Ксении Лариной Муратов стал одним из тех людей, благодаря которым она может гордиться за Отечество:
— Не за государство, а именно за Отечество, которое изо всех сил сопротивляется преступному государству. За выдающихся людей, за истинных патриотов, которые все равно победят. Рано или поздно. Даже если их унижают, высылают, сажают и убивают. Лия Ахеджакова, Сокуров, Резник, Сванидзе, Меркачева, Асмолов… Это только те, чьи голоса мы слышали в эти дни. И вот Дмитрий Муратов — который неслучайно вспомнил в своей потрясающий речи о философском пароходе, сто лет назад увозившем из большевистской России лучших людей страны.
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский предложил сравнить президента России и главреда «Новой газеты»:
— Просто сравните, что говорил Путин на встрече с членами Совета по правам человека и что говорил на следующий день Муратов на вручении ему Нобелевской премии. Разница в уровне — человеческом, нравственном, профессиональном — заметна даже совсем невооруженным глазом.
Профессор IE Business School Максим Миронов удивился той волне хейта к Муратову, которую вызвала его нобелевская речь:
— И здесь мои коллеги и знакомые, сами не замечая того, делают ровно то же самое, что сделал Муратов, и за что они его критикуют. Муратов перевел вину за посадку Навального с Путина на «Ив Роше». Так те люди, которые сейчас активно мочат Муратова, делают то же самое.
Ведь за то, что в России журналисты вынуждены балансировать, подбирать мягкие формулировки, договариваться с Бастрыкиным, чтобы вызволять своих журналистов, несет ответственность не Муратов, а Путин.
То есть за то, что нормальная журналистика уничтожена, остались последние могикане типа «Новой газеты», которую и так со всех сторон обложили, несет ответственность Путин. Так почему все так отчаянно мочат Муратова, который просто пытается продолжать делать свое дело в тех уродских условиях, в которые загнали его путинские власти?
Поэт из Москвы Сергей Нетребский считает, что после нобелевского выступления мишенью стал Муратов, а не Навальный:
— Они, диктаторы и подручные, коллег-политиков если и травят, то не до конца. Их если и убивают, то как-то нелепо и не поймешь, по чьему приказу. А вот в тех, кто умеет думать и спокойно (это после пяти убийств журналистов «Новой») говорить правду и помогать людям, они стреляют без промаха. Именно такие люди для них опасны, а нам нужны.
Позор не Муратову, позор - Нобелевскому комитету!!!
Позор коррупционерам и их пособникам.
Лучше бы вывели на главную ролик Сокуров - Путин.
Так-то позорище и презрение и муратову, отвлекателю здравомыслящих россиян от правильных умозаключений и действий.
"Новая" она и есть "новая". Куда дым - туда и ветер
Вот смотрю я на эту фотку в начале статьи, и думаю...
... а ведь ему не стыдно, ..., и никому не стыдно.
А вот Навльный в цугундере, за нас, за всех в цугундере.
А с нашего попустительства лощеным приспособленцам еще и премии дают.
Позор ...
Задайте себе вопрос: а что сделал я ? Право критиковать надо заслужить.
Мы пытаемся сказать хоть что-то в этом угаре, созданном путиным и его кликой.