Российские выборы сложно назвать интригующими: итоговый результат всегда известен, однако методы его достижения иногда бывают непредсказуемы. В этом году избиратели наблюдали за снятием независимых кандидатов, попыткой блокировки «Умного голосования» и дискуссией, сможет ли КПРФ получить протестные голоса россиян. При этом в каждом регионе были свои предвыборные «интриги». Как они разрешились и насколько чисто прошло голосование в российских городах — в итоговом обзоре «7x7» про выборы 2021 года.
Быстрая навигация
- В чем главная «надежда» белгородцев
- Что произошло с партией власти в Костромской области
- Из кого состоит демократия в Великом Новгороде
- «Красная» Марий Эл
- Какую поддержку оказали рязанцы «Единой России»
- Сколько «нарисовали» пензенскому губернатору
- Что случилось с псковским «Яблоком»
- Какие странности произошли на выборах тверского губернатора
Одна из немногих интриг выборов губернатора в Белгородской области заключалась в том, сколько получит врио Вячеслав Гладков. В итоге он набрал 79,18% голосов избирателей. Это больше, чем получал его предшественник Евгений Савченко, руководивший регионом 27 лет. По мнению политолога Владимира Слатинова, Гладкову было важно показать, что уровень поддержки у него не ниже, чем у экс-главы Белгородчины.
— Что касается победы, никто в ней не сомневался. Это классические референдумные выборы, и соперников у Гладкова не было. Это были технические кандидаты, и никто этого не скрывал. Даже больше того, никто из них не вел избирательную кампанию, — сказал Владимир Слатинов.
Слатинов назвал Вячеслава Гладкова «губернатором надежды»: у него еще продолжается «романтический период», который бывает у губернаторов новой волны после их прихода на место «мастодонтов», которые долго находятся у власти в регионах.
Помимо этого, интересны результаты голосования в Старом Осколе. На предыдущих выборах губернатора округ протестно проголосовал за представителя КПРФ Станислава Панова.
— Мы прекрасно понимали, что Старый Оскол — это такая фронда по отношению к Савченко. Здесь проявлялся не то чтобы сепаратизм, но требование уважения к этому городу, ревность по отношению к Белгороду и так далее. Сейчас же есть такой эффект обновления, противоречия при Гладкове пока не появились. Но ему придется решать проблему Старого Оскола, когда она снова проявится, — заявил Слатинов.
В итоге за Вячеслава Гладкова в Старом Осколе голоса отдало большинство избирателей, однако эта цифра ниже, чем в других районах области, — 68,99%.
По мнению депутата горсовета Белгорода и члена партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Сергея Бочарникова, нарушений на выборах в Белгородской области стало меньше. Он рассказал «7х7», что политические партии сталкиваются с проблемами при наблюдении за ходом выборов, и предположил, что эти проблемы во многом связаны с нежеланием граждан участвовать в политической жизни страны.
— Вот говорят, что у нас в стране политический кризис. Он есть, и причина тому — люди. Люди не хотят вступать в партии, не хотят быть кандидатами, наблюдателями, членами комиссии. Люди аморфны.
Из-за этого мы получаем низкую явку и невозможность проконтролировать эту явку: ни одна партия не может выставить наблюдателей на все УИКи области, а это примерно четыре тысячи человек, — рассказал Сергей Бочарников.
По мнению политолога Николая Сорокина, одной из интриг нынешней кампании в Костромской области стал вопрос, допустит ли местный избирком до участия в выборах в Госдуму двух независимых кандидатов, Владимира Михайлова и Михаила Долматова.
— Михайлов все последние годы был одним из самых заметных региональных политиков, а то, что в политику вернулся Долматов, стало сенсацией. К их историям со сбором подписей, с судами было приковано внимание. Я считаю, то, что они не попали в итоге в избирательный бюллетень, негативно отразилось на явке: если бы самовыдвиженцы участвовали в выборах, то подтянули бы своих сторонников, и явка в области была бы выше, — считает Сорокин.
Говоря об участии в выборах партий, политолог назвал предвыборную кампанию КПРФ в Костромской области очень яркой, хотя и малобюджетной. По его словам, лидер местных коммунистов, выступивший кандидатом по одномандатному округу, Валерий Ижицкий является очень опытным, уважаемым политиком. Он проиграл представителю «Единой России» меньше восьми процентных пунктов. А КПРФ набрала 28,47%.
— Он тянул партию вверх, а партия тянула его вниз, потому что любая ярко выраженная партийная окраска на выборах по одномандатному округу всегда мешает кандидату. Вместо того чтобы сосредоточиться на своей личной кампании, Ижицкий все силы вложил в продвижение партийного списка. Многие голосовали за Ижицкого просто потому, что относятся к нему с уважением. Если бы он шел как беспартийный самовыдвиженец, то, скорее всего, победил бы, поскольку за него проголосовали бы все противники «Единой России», — предположил эксперт.
Победу «Единой России» Сорокин объяснил тем, что на нее работали губернатор Сергей Ситников и администрация области, а работу штаба единороссов он оценил как неэффективную.
— Результат партии власти в Костромской области оказался значительно ниже общероссийского, но если бы не участие губернатора, он был бы еще хуже, — считает Сорокин.
На карте нарушений движения «Голос»* отмечено 10 нарушений в Костроме, по одному — в поселке Космынино Нерехтского района и в деревне Шолохово Красносельского района. Николай Сорокин как председатель регионального отделения Российского объединения избирателей выразил надежду на то, что костромской облизбирком внимательно изучит ход и итоги нынешней кампании.
— Выборы прошли, и сейчас надо тщательно проанализировать каждое сообщение о нарушении, разобраться с каждым случаем. И в работе комиссий были недостатки, но и наблюдатели могут ошибаться в своих подозрениях, — сказал Сорокин.
В Новгородской области внимание избирателей было приковано к тому, сколько наберет местное отделение «Яблока» и пройдет ли партия пятипроцентный барьер. В итоге список «Яблока» набрал всего 3,8%.
Зато барьер преодолели Партия пенсионеров, набравшая 5,8%, и «Новые люди» с 8,3% голосов. Теперь Новгородская областная дума состоит из представителей шести партий. Помимо перечисленных, в нее вошли КПРФ, ЛДПР, СРЗП и «Единая Россия», которая получила большее количество голосов — 29,5%.
Наблюдатели отметили традиционную добросовестность избирательных комиссий в областном центре. За исключением ситуации в округе справедливоросса Дмитрия Игнатова. Там они зафиксировали административный подвоз избирателей и наличие незаконной агитации вблизи участков.
— Несмотря на то, что в дни голосования всякая агитация была запрещена, отдельными кандидатами она осуществлялась, в частности Артёмом Кирьяновым, кандидатом в депутаты Госдумы от «Единой России». По городу курсировал микроавтобус с его символикой, в микрорайонах раздавались газеты «Новгородское время» с подчеркнуто тенденциозными материалами про Кирьянова. Также к вечеру 19-го числа появилась информация, что представители Кирьянова занимаются подкупом избирателей, полиция сейчас проверяет это, — рассказал организатор наблюдения за выборами в штабе новгородского «Яблока» и член регионального избиркома с правом совещательного голоса Михаил Борисов.
В Марий Эл выиграла КПРФ. По партийным спискам она набрала 36,30%, что всего лишь на 3% больше, чем у «Единой России». По одномандатному округу марийцы в том числе отдали голоса за коммуниста Сергея Казанкова. Он существенно обогнал кандидата Владимира Кожанкова, которого поддерживал глава Марий Эл Александр Евстифеев. За Казанкова проголосовало 50,36% избирателей, за Кожанкова — 17,20%.
По мнению политолога представителя марийского национального сообщества Георгия Пирогова, Сергей Казанков долгое время формировал благоприятное отношение к себе в обществе. Пирогов охарактеризовал его как харизматичного, умного и последовательного кандидата.
— Что касается почти трехкратного превосходства над основным соперником. Во-первых, могло быть и больше: коммунисты ныне и в целом по стране сильно продвинулись вперед. Во-вторых, Кожанов оказался совершенно несостоятельным кандидатом власти. Чего только стоит его заявление, сделанное на встрече с избирателями, что все должны кланяться в пояс чиновникам. Меня в этом вопросе занимает только одно: почему ставку на него сделал глава правительства республики? Евстифеев, сам того не осознавая, усугублял положение кандидата от власти, — прокомментировал Георгий Пирогов.
Эксперт считает, что Марий Эл и раньше относилась к зоне «красных» регионов, поэтому победа КПРФ ожидаема.
— Сейчас в республике протестное голосование — преобладающее. Большая часть голосующих недовольна своим нынешним положением. В Марий Эл, где политические симпатии сложились относительно давно и последовательно подтверждены несколькими выборами, не фальсификации определяют результаты. И это позволяет гордиться нашими избирателями: не больны политической слепотой, голосуют осознанно.
В Рязанской области везде прошла «Единая Россия». Но довольным неожиданным стало распределение голосов в 157-м округе. Там «Умное голосование» поддержало депутата Госдумы седьмого созыва от ЛДПР Александра Шерина. Он активно вел избирательную кампанию. Однако Шерин занял всего третье место. На второй строчке оказался Евгений Морозов от КПРФ, который практически не агитировал избирателей голосовать за себя.
По мнению кандидата в депутаты Госдумы по списку КПРФ Александра Евдокимова, в пятницу пришли люди по принуждению, а в воскресенье — кто-то по привычке.
— В Рязани хотя бы были наблюдатели от КПРФ и независимые наблюдатели. В районах не было никого. Если бы наблюдателей было больше, то и результаты оппонентов «Единой России» были бы выше, — прокомментировал эксперт.
Координатор регионального «Голоса»* София Иванова сообщила, что впервые за 11 лет наблюдения видит такой низкий уровень организации выборов. По ее словам, наблюдатели фиксировали много нарушений: отсутствие нагрудного знака у членов комиссии, манипуляции со списками и реестрами. На «Карте нарушений» отображено 71 сообщение о нарушениях в Рязанской области.
— Если раньше комиссии могли ошибаться в составлении или оформлении каких-то документов просто по незнанию, то сейчас сложилось впечатление, что делали это намеренно. В целом, проанализировав информацию, поступавшую от наших наблюдателей за все три дня, можно говорить, что выявленные нарушения оказывают значительное влияние на реальное волеизъявление граждан.
Наблюдатели требовали соблюдения закона, но, увы, не везде к ним прислушивались. И у нас есть основания полагать, что участковые комиссии уверены в своей безнаказанности.
По мнению координатора поволжского отделения «Левого фронта» Сергея Падалкина, главная интрига губернаторских выборов в Пензенской области заключалась в том, «нарисуют» ли новому кандидату от «Единой России» столько же голосов, сколько его предшественнику Ивану Белозерцеву, обвиняемому в коррупции, год назад. В тот раз Пензенская область прославилась сразу тремя уголовными делами за массовый вброс бюллетеней.
— В итоге мы увидели, что у обоих результат больше 70%. Белозерцев якобы набрал 470 тысяч голосов, а Мельниченко — 430 тысяч. Мы надеялись на хотя бы видимость честных выборов, но никто даже не стал заморачиваться по этому поводу.
Для независимого наблюдателя Сергея Москвитина эти выборы в целом не отличались от предыдущих. По его мнению, на участках без наблюдателей опять накидали «сколько нужно». При этом эксперт отметил, что пенсионеры перестали «хором» голосовать за «Единую Россию», а наблюдатели стали злее, смелее и агрессивнее.
— Мне на участке пришлось успокаивать коллегу, который очень сильно переигрывал. Да и в чате наблюдателей стало больше сообщений о том, что «требуем», «настаиваем», «заставляем». Складывается уже некоторый пул профессиональных наблюдателей, для многих это уже третьи-четвертые выборы. И я боюсь, что скоро оппозицией будут не очкастые айтишники, а ребята, которым несложно голову проломить за «правое дело», — прокомментировал Москвитин.
Во время выборов эксперт столкнулся с тем, что большинство граждан не знакомо с выборным законодательством. В том числе наблюдатели и члены комиссий не всегда понимают, что можно делать, а что нельзя. По мнению Москвитина, полиция также не знает, насколько бывают законны требования одной из сторон.
— Каждый действует по каким-то своим понятиям, вообще не обращая внимания на закон. Например, на моем участке некоторые члены комиссии запрещали свободно передвигаться наблюдателям. Но такой нормы нет. Полиция вообще старалась не вмешиваться. А наблюдатели, вместо того чтобы написать жалобу или обратиться в ТИК за разъяснениями, предпочитали скандалить, — сказал Сергей Москвитин.
После снятия Льва Шлосберга с выборов из-за решения суда главная интрига заключалась в том, пройдет ли «Яблоко» в парламент вообще. В итоге партия получила 6,2%. В двух округах единороссы Елена Даньшова и Татьяна Фомченкова обошли коммуниста Дмитрия Богданова и «яблочника» Всеволода Козловского всего на 0,10% и 1,45%, соответственно. Оба кандидата планируют оспорить итоги выборов в суде.
По мнению главного редактора и политического обозревателя издания «Псковская губерния» Дениса Камалягина*, представители «Яблока» выполнили задачу-минимум — при колоссальном давлении и снятии двух наиболее медийных кандидатов Льва Шлосберга и Николая Кузьмина смогли «живыми» дойти до выборов.
— Партия сохранила фракцию в регпарламенте, и это хорошо, тем более по нынешним временам. Но они потеряли в нем своего оратора — Льва Шлосберга. Видно, как растет поддержка «Яблока» в крупных городах — Пскове и Великих Луках, но при этом падает число голосов в маленьких районах. Предполагаю, что отношение реакционного электората к «Яблоку» ухудшилось после того, как госмедиахолдинг взял под контроль районные газеты. В районах явно сыграли на теме «Яблока» как «врагов, связанных с Госдепом США». Суммарно по районам партия недополучила около 4% голосов. Но были и недоработки партийного штаба, когда в нем не могли выстроить агитационную кампанию сильному кандидату по округу. Вдобавок партия не доработала с подготовкой наблюдателей, — сказал Камалягин*.
Журналист сказал «7х7», что, несмотря на «мобилизационное» голосование бюджетников 17 сентября и трехдневные выборы, «Единая Россия» получила на выборах меньше, чем в 2016 году (40,07% против 44,1%). По его мнению, жители региона недовольны нынешней ситуацией и есть реальная оппозиция, за которую можно голосовать, — КПРФ и «Яблоко». Денис Камалягин* считает, что оппозиционные партии могли успешнее выступить на выборах, если бы договорились о взаимном снятии некоторых своих кандидатов в пользу более сильных. Он предположил, что из-за отсутствия таких договоренностей оппозиция проиграла три-четыре места в регпарламенте.
По мнению главы отделения движения наблюдателей «Голос»* Владимира Жилинского, все выборы в России прошли «плохо». Он напомнил, что движение уже не признало выборы в полной мере свободными и соответствующими российскому и международному законодательству. Он добавил, что в Псковской области ситуация с нарушениями была «обычной».
— Мы избежали открытых конфликтов с избирательными комиссиями, их провокаторами, правоохранительными органами и прочими. И это единственное, что радует. В остальном все прошло заметно хуже, чем обычно, — сказал «7х7» Владимир Жилинский.
На выборах в Твери не обошлось без странностей. На УИК №949 неизвестный украл папку с рабочей документацией члена территориальной избирательной комиссии Артура Баврина. Этот момент попал на видео.
Артур Баврин рассказал «7х7», что приехал на участок по причине многократных сигналов о нарушениях от наблюдателей.
— Оказалось, что председатель этого участка демонстрировала всем членам комиссии мою фотографию и называла имя с просьбой вызывать полицию при виде Артура Баврина, о чем мне сообщил наш член комиссии с этой УИК. Одновременно с этими мне поступила целая череда подобных звонков от наблюдателей со всех районов города. Я понял, что это организованная рассылка по всем председателям УИК города и организована она кем-то, у кого есть с ними всеми связь, — рассказал Баврин.
Член ТИК написал заявление в полицию на председателя УИК №949 за разглашение его персональных данных. На место приехал участковый и начал брать объяснения с Баврина, свидетелей и председателя. В этот момент неизвестный забрал папку Баврина, которая лежала на подоконнике. По этому поводу член ТИК также написал заявление в полицию.
Кроме того, Артур Баврин рассказал «7х7» о слежке за автомобилем, на котором он передвигался, и о подозрительных людях с татуировками в спортивных костюмах возле участка.
— Оформив все необходимые заявления и жалобы на участке, устранив нарушения, мы собирались ехать на другой участок по поступившему сигналу, но за нами начали следить три отморозка в спортивных костюмах на синем Volkswagen. Выполняя случайные маневры в центре города, мы убедились, что они ездят за нами с грубейшими нарушениями ПДД, пересекая все сплошные и не пропуская пешеходов. Оторваться, не нарушая правил, у нас не получилось, и было принято решение ехать в центральный отдел полиции, — рассказал Баврин. — В отдел полиции нас долго не пускали и отказывались принимать заявление. В составе нашей мобильной группы находился один из кандидатов, и он смог добиться приема заявления.
Собеседник «7х7» предположил, что слежку организовали «околовластные группы». Позже, по его словам, неизвестные продолжили слежку на другом автомобиле. Полиция обещала выслать наряд ДПС для проверки документов, но в это время преследователи скрылись.
Над материалом работали Андрей Шилин, Алексей Уханков, Алексей Сабельский, Алексей Серёгин, Мария Захарова, Евгений Малышев, Иван Журавков, Юлия Полушина.