«Это позорище», — так самовыдвиженец Михаил Долматов охарактеризовал работу костромского избиркома, рабочая группа которого сняла его с выборов в Госдуму из-за недостоверности собранных подписей. С Долматовым согласен еще один независимый кандидат Владимир Михайлов. Его не допустили к голосованию по той же причине. В итоге по Костромскому одномандатному округу на выборы в Госдуму идут 11 представителей разных политических партий, которым не нужно было собирать подписи, и ни одного самовыдвиженца. Почему региональный избирком не допустил Долматова и Михайлова до голосования, что об этом думают сами кандидаты и как оценивает ситуацию политолог Николай Сорокин — в обзоре «7х7».
Первый отказ
Председатель Партии социальной защиты и самовыдвиженец Владимир Михайлов неоднократно участвовал в выборах: он становился депутатом Костромской облдумы в пяти созывах и пытался зарегистрироваться на выборы президента России, однако не смог собрать нужного количества подписей.
В 2021 году Михайлов пошел на выборы в Госдуму и столкнулся с активным противодействием: сначала ему отказали в размещении предвыборной агитации на общественном транспорте, потом сотрудники Следственного комитета начали проверку аудиозаписи, на которой якобы помощница Михайлова проводит инструктаж по сбору подписей. Михайлов сравнил происходящее с 37-м годом и записал видеообращение к президенту Владимиру Путину.
Несмотря на это, Владимир Михайлов собрал больше 17 тыс. подписей за свою регистрацию. 14 августа в областном избиркоме состоялось заседание рабочей группы, которая признала 234 подписи недостоверными и 950 — недействительными. Михайлов подал возражение на итоговый протокол. Но ему это не помогло: облизбирком исключил из числа недостоверных и недействительных только девять человек, расписавшихся за регистрацию кандидата, и признал достоверными 16005 подписей из необходимых 16364.
Как пояснил Владимир Михайлов, в законе «О выборах депутатов Государственной думы» указано, что самовыдвиженец должен собрать не менее 3% от числа избирателей, прописанного в законе «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной думы». В нем указано, что в Костромском одномандатном избирательном округе №107 зарегистрировано больше 545 тыс. человек, следовательно кандидат должен предоставить не меньше 16364 подписи. Этот документ приняли в 2015 году.
При этом, по данным костромского облизбиркома на 1 июля 2021 года, в Костромской области зарегистрировано почти 517 тыс. избирателей. То есть самовыдвиженцу необходимо собрать 3% — это 15506 подписей. В соответствии с этими цифрами Михайлова должны были допустить к голосованию, даже несмотря на найденные недостоверные и недействительные подписи. Но он получил отказ.
План по браку
Михайлов рассказал «7х7», что проверка подписей состоялась 5 и 6 августа. На ней присутствовали его представители, которые сообщили, что эксперты обнаружили 187 нарушений. Официально это не оформили.
— Но потом я узнал, что почерковедов вызвали в воскресенье и в понедельник — 8 и 9 августа, после чего в итоговом протоколе оказалось уже 556 забракованных ими подписей. Как мне рассказали мои представители, эксперты удивлялись тому, что их заставляют дважды проверять одни и те же подписи. Кто-то из них даже возмутился: «У нас что, есть план, сколько подписей забраковать?», — прокомментировал Михайлов.
По словам экс-кандидата, эксперты признали подписи недействительными в том числе из-за несовпадения адреса, записанного в паспорте, с местом жительства человека, которое указано в системе «ГАС-Выборы». Владимир Михайлов пояснил, что при заполнении сборщики руководствовались требованиям закона — заполняли адрес так, как он указан в документе, удостоверяющем личность.
Депутат облдумы утверждает, что по рекомендациям ЦИКа в случае, когда эксперт установил, что даты проставления нескольких подписей выполнил один и тот же человек, действительной требуется признать только одну подпись. Михайлов сообщил, что у него забраковали сразу все.
— Из 556 подписей, которые забраковали почерковеды, по 40 у нас есть видео, подтверждающее, что подпись ставил именно этот человек. Получается, что сами эксперты по ошибке или по чьему-то указанию забраковали больше семи процентов подписей, и это только то, что я могу доказать, — говорит Михайлов.
Он намерен отстаивать свою правоту в суде.
15 секунд на одну подпись
Юрист, предприниматель Михаил Долматов ранее работал депутатом думы города Костромы и Костромской областной думы. С 2005 года возглавляет Общественную приемную по правам человека в Костромской области.
На выборах в Госдуму 2021 года в качестве самовыдвиженца он собрал более 17 тыс. подписей. Заседание рабочей группы по проверке его документации назначили на следующий день после снятия с выборов депутата Владимира Михайлова — 15 августа. Поддержать Долматова к зданию избиркома пришли около 200 сторонников, блогеры и представители местных и федеральных СМИ.
Начавшись в 14 часов, заседание завершилось лишь поздним вечером. Рабочая группа несколько раз объявляла перерыв в своей работе. В здание была вызвана полиция — якобы сторонники Долматова своими спинами пачкали стены в коридоре. Периодически между членами облизбиркома и сторонниками кандидата возникали словесные перепалки. Самому кандидату слова так и не предоставили.
Члены избиркома признали действительными только 15184 подписи и отказали кандидату в участии в выборах в Госдуму.
— Люди пришли на заседание рабочей группы, чтобы выяснить, почему их подписи оказались недействительными. Человек говорил, что на экране — его подпись, а облизбирком признавал ее недействительной, — рассказал Долматов.
По его словам, большие подозрения вызвали сроки проведения экспертизы: за один день семь экспертов должны были проверить более 17 тыс. подписей. Это 43 папки по 100 листов в каждой.
— Мы посчитали, сколько времени потребуется на изучение каждой подписи. Получилось, что при 10-часовом рабочем дне, не прерываясь на чай или кофе, не отдыхая, на одну подпись эксперт тратил 15 секунд. И они выявили около 2 тыс. недействительных подписей. Как это возможно? Сразу стало понятно, что что-то не так, — объяснил кандидат.
Он привел пример, когда эксперты признали недействительными семь подписей на одном листе, хотя на нем помещается всего пять строчек для заполнения. По словам Долматова, в протоколе указано, что пятая строка листа №100 признана недостоверной, но на этом листе, утверждает мужчина, вообще нет пятой строки.
— Я думаю, эти факты достойны войти в историю избирательных кампаний. Это позорище, которое устраивает избирком, принимая данную экспертизу с такими ляпами, безобразными ошибками и несоответствиями. Я удивляюсь, как такое испорченное, дефектное заключение экспертов может ложиться в основу решения комиссии, — прокомментировал Долматов.
Вышедший к журналистам глава костромского облизбиркома Михаил Барабанов заявил, что кандидаты могут обжаловать решение «в абсолютно комфортные сроки» и успеть до дня голосования. Барабанов пояснил, что такое возможно, «если, конечно, никто не будет затягивать этот процесс». По утверждению руководителя облизбиркома, он не верит в достоверность собранных подписей кандидатами. На вопрос представителей СМИ, что он имеет ввиду, чиновник отказался отвечать, пояснив, что у него есть несколько способов проверки информации.
— То, что я [получаю] где-то по оперативной информации, где-то самолично. Я ведь выйду без галстука, пойду ходить по городу. Еще и маску надену, палочку возьму в руки. И буду ходить, как старичок, пожилой человек, и буду видеть, что делают люди. Как они обращаются, что они там [в подписных листах] пишут. Сейчас мы посмотрим плоды и методом индуктивным, на основе принципа разумности к какому-то более-менее единому мнению придем. Мы в зеленых человечков же не верим? — сказал журналистам Михаил Барабанов.
«Зарегистрированных самовыдвиженцев в стране можно пересчитать по пальцам»
Политолог Николай Сорокин прокомментировал «7х7» ситуацию с отказом в регистрации двум кандидатам-самовыдвиженцам.
— Были ли раньше в Костроме подобные битвы за подписи в облизбиркоме?
— Были и неоднократно. Наверное, самая яркая история произошла в 2015 году, когда в выборах областной думы участвовал список оппозиционных кандидатов во главе с Ильей Яшиным, за которого приезжал агитировать Алексей Навальный. Тогда облизбирком сначала отказал партии ПАРНАС в регистрации, но потом по настоянию Центризбиркома ПАРНАС был зарегистрирован и принял участие в выборах.
— Почему такое внимание костромичей и СМИ было приковано к Михаилу Долматову, а не к Владимиру Михайлову?
— К активности Михайлова в Костроме все давно привыкли, то Долматов в последние годы в политике не участвовал, никуда не баллотировался, хотя он человек известный, поэтому его возвращение в политику стало одной из главных сенсаций этих выборов.
Что касается внимания СМИ, то оно вызвано тем, что зарегистрированных самовыдвиженцев в стране можно пересчитать по пальцам. В политических кругах давно считается, что как бы ты не собирал подписи на выборах в Госдуму, если не имеешь поддержки со стороны администрации, то, скорее всего, тебя по подписям «зарубят». Долматов рискнул, чем и привлек к себе внимание не только костромских, но и федеральных СМИ.
— Как отказ самовыдвиженцам в регистрации повлияет на ход и итоги избирательной кампании в регионе?
— Скандалы с проверкой подписей и те нарушения, которые выявили кандидаты в работе почерковедов, приведут к снижению легитимности предстоящих выборов. Отсутствие конкуренции на выборах негативно повлияет на явку, а ведь для федерального центра явка — это один из показателей эффективности работы региональных властей. Падение явки на выборах приводит к тому, что все большее число людей говорят: «Это не наша власть, я на эти выборы не ходил, я этих депутатов не избирал». При низкой явке власть тактически выигрывает, поскольку депутатами избираются нужные ей люди, но стратегически она оказывается в проигрыше, так как утрачивает легитимность.
— Ваш прогноз — получится ли у кандидатов оспорить решение облизбиркома в ЦИКе или в судах?
— У меня нет сомнений, что и Михайлов, и Долматов воспользуются своим правом оспорить принятые в отношении них решения. Штаб Долматова уже заявил о сборе заявлений от избирателей, чьи подписи признаны недействительными. Шансы оценивать сложно, поскольку кандидаты идут против административного ресурса, но я думаю, что они есть, поскольку фактура, которую предъявляют кандидаты, достаточно убедительна.
— Если Долматова и Михайлова так и не зарегистрируют, будет ли интрига на выборах в Госдуму по 107 одномандатному округу?
— Я думаю, если Михайлова и Долматова не допустят до выборов, интрига будет заключаться только в том, будет ли кандидат от «Единой России» Алексей Ситников тратить хоть какие-то деньги на эти выборы или он сразу распустит штаб, поувольняет агитаторов, откроет шампанское и начнет принимать поздравления. Михайлов и Долматов — это главные соперники Алексея Ситникова. Из 11 кандидатов, выдвинутых партиями, только два являются независимыми от областной администрации. Это Валерий Ижицкий от КПРФ и Александр Лазутин от «Яблока». Но они ограничены в финансовых ресурсах.