Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров пообещал приостановить разработку месторождения известняка на шихане (одиночной горе) Куштау, а Башкирская содовая компания начала сворачивать оборудование на месте работ в Ишимбайском районе. Так закончилась очередная акция протеста башкирских экоактивистов, которую местные власти не смогли прекратить даже с помощью ОМОНа. Защитники Куштау вдохновлялись примером архангельского Шиеса и других экологических протестов. Интернет-журнал «7x7» подготовил обзор громких гражданских кампаний по защите окружающей среды последних лет.
История первая. Огромный мусорный полигон для Москвы и Московской области. Шиес, Архангельская область
Летом 2018 года жители удаленных поморских сел узнали о начале строительных работ рядом с железнодорожной станцией Шиес в Ленском районе Архангельской области. Чуть позже подключились экоактивисты — они узнали, что власти запланировали тут огромный мусорный полигон под названием «Экотехнопарк Шиес», который будет принимать бытовые отходы из Москвы и Московской области.
Возмущение нарастало постепенно. Осенью 2018 года к защите Шиеса подключились жители столиц двух регионов — Архангельска, который достаточно удален от Шиеса, и Сыктывкара, расположенного всего в 90 километрах от будущего полигона. Уже в декабре противники строительства развернули свой лагерь на пути к стройплощадке — они назвали его «Эковахта». Там постоянно жили несколько десятков человек. Они контролировали подъездные пути к станции и не давали технике привезти на площадку топливо и стройматериалы.
Весной 2019 года против строительства на Шиесе, по данным социологических опросов, выступали около 95% жителей Поморья. Больше половины были готовы участвовать в разрешенных акциях протеста. Резко обострилось противостояние жителей региона с губернатором Игорем Орловым, возглавлявшим область с 2012 по 2020 год. Хотя сам Орлов считал себя человеком для Архангельской области не чужим (с 1987 по 2008 год он работал на судостроительных и судоремонтных предприятиях в Северодвинске, после чего уехал в Калининград), жители региона воспринимали его как «варяга». Сам Орлов обиделся и в ответ назвал активистов «шелупонью». Этого ему простить не смогли.
Самые многочисленные несанкционированные протестные акции состоялись 7 апреля 2019 года в Архангельске и Сыктывкаре. Это были крупнейшие протесты в регионах. Люди приходили на мирный протест с семьями, с детьми. В руках они держали плакаты против строительства Шиеса и лично против губернатора Орлова. Полицейские даже не пытались их разгонять — силы были очевидно неравны. Часть активистов в Архангельске после акции отправилась на главную городскую площадь и объявила там бессрочную акцию протеста — позже их поддержали другие города Поморья. Общая сумма штрафов, выписанная активистам за участие в этой акции, превысила 1,5 млн руб.
На масштаб протеста обратил внимание президент России Владимир Путин. Он пообещал учесть мнение жителей при строительстве полигона. Тогда строительные работы были приостановлены, но активисты по-прежнему жили в палаточном лагере, блокировали подвоз топлива и выходили на бессрочку в центре Архангельска.
В апреле 2020 года губернатор Игорь Орлов и глава Коми Сергей Гапликов неожиданно подали в отставку. Политолог Екатерина Шульман считает, что огромная заслуга в этом принадлежит защитникам Шиеса. Летом 2020 года правительство Архангельской области расторгло соглашение с компанией «Технопарк», которая занималась строительством полигона. Активисты победили. При этом судебные тяжбы вокруг полигона на Шиесе продолжаются, и участники протеста продолжают следить за тем, чтобы «Технопарк» не возобновил строительные работы.
История вторая. «Заводы смерти» в Саратовской, Кировской областях и Удмуртии
В 1993 году Россия подписала соглашение, по которому обязывалась уничтожить все запасы химического оружия, оставшиеся после СССР. На месте арсеналов были построены восемь новейших комплексов по уничтожению отравляющих боеприпасов. Последний химический снаряд был уничтожен в 2017 году на полигоне Кизнер в Удмуртии.
Незадолго до окончания работ перед российскими властями встал вопрос о том, как можно будет использовать технологичные комплексы в будущем. Еще на стадии обсуждения проектов местные жители регионов начали выступать против. Они устали жить в постоянной опасности, поэтому требовали просто закрыть заводы.
Весной 2019 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о финансировании переоборудования бывших заводов в Саратовской, Кировской областях и Удмуртии в объекты по утилизации опасных промышленных отходов I-II классов опасности.
Экоактивисты в регионах боятся, что новые объекты, которыми должна заниматься госкорпорация «РосРАО», будут недостаточно безопасными. По их мнению риски от возможных аварий перечеркивают все плюсы, которые может принести завод.
История третья. Свалка московского мусора высотой с десятиэтажный дом. Александров, Владимирская область
Свалка во Владимирской области рядом с городом Александровым, столицей «101-километра», появилась в 1979 году. Тогда объемы мусора не были такими большими, поэтому свалка не имела никакой системы гидроизоляции и фильтрации стоков.
В 2017 году местные жители заметили частые рейсы машин с московскими номерами на эту свалку. Это происходило несмотря на то, что суд признал ее незаконной и подлежащей рекультивации. В том же году пользователь свалки, компания «Экоресурс», зарегистрировала там мусорный полигон, в чем ни суд, ни прокуратура тогда не нашли нарушений.
За два года, с 2017 по 2019 год, свалка выросла до высоты 10-этажного дома. Жители города и расположенных рядом дачных кооперативов стали страдать от едкого запаха. Оказалось, что мусор на свалку возят из Москвы — полигон эксплуатируют «дочки» московской компании «Эколайн».
Ситуация с экологией в районе настолько ухудшилась, что выбросы загрязняющих веществ от свалки, по данным прокуратуры и Роспотребнадзора, превысили нормативы более чем в два раза.
На защиту своей земли встали местные активисты во главе с 89-летним бывшим геологом дядей Мишей, который еще в годы войны ребенком помогал партизанам в этих местах. Протест поддержал и губернатор Владимир Сипягин, который запретил ввозить мусор из других регионов.
Несмотря на это постановление, грузовики продолжали ездить. В конце февраля 2020 года активисты объединились и стали перекрывать дорогу машинам, мусор которых был не из Владимирской области. Они заручились поддержкой ГИБДД и останавливали грузовики, проверяли их накладные и не пускали на свалку иногородних, ссылаясь на распоряжение губернатора. Активисты организовали круглосуточное дежурство у свалки. С тех пор мусор из Москвы возить перестали.
История четвертая. Мусорный полигон и птицы. Деревня Осинцы, Кировская область
В конце 2015 года жители деревни Осинцы (деревня носит гордое звание географического центра Кировской области) узнали о начале строительства мусорного полигона для нужд Кирова. Власти ссылались на то, что общественные слушания уже проводились, а против полигона там никто не выступил. Жители Осинцев и Слободского района были уверены, что факт слушаний от них намеренно скрыли.
Ресурс действующего на тот момент полигона в Костино быстро заканчивался. Власти Кировской области были сильно заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее начать строить новый мусорный полигон.
Активисты начали противостоять объекту с нескольких позиций. С одной стороны, они указывали на отсутствие историко-культурной экспертизы и недостаточную защиту грунтовых вод от фильтрата с полигона. По требованию прокуратуры позднее экспертиза была проведена.
С другой стороны, активисты указывали на размещенный в 15-километровой зоне будущего полигона аэродром, который использовало Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). По закону, объекты, притягивающие птиц, запрещено размещать рядом со взлетными площадками.
Митинги против мусорного полигона стали одними из самых крупных в Кировской области после серии акций «За честные выборы» 2011–2012 годов и точно самыми крупными, которые проходили вне региональной столицы, — протестующие собирались в крупном поселке Вахруши, расположенном недалеко от Осинцев.
Руководитель аэроклуба ДОСААФ Юрий Иванцов тогда поддержал экоактивистов и весной 2018 года от имени организации подал иск в суд на администрацию района о признании незаконной выдачи разрешения на строительство полигона.
К тому моменту полигон уже начал принимать мусор. Власти были уверены в своей правоте и в том, что суд встанет на их сторону. На процессе они утверждали, что компания, обслуживающая полигон, купит специальные установки, отпугивающие птиц, но суд это не убедило. После того, как чиновники проиграли первый суд, Юрий Иванцов, как он сам утверждал «7x7», был вынужден уволиться из-за давления.
Пришедший на его место руководитель ДОСААФ заключил с «Центральным полигоном» мировое соглашение и заявил, что претензий к объекту не имеет. Несмотря на это, суд не нашел доказательств того, что специальные установки смогут гарантировать безопасность полетов. Он не утвердил мировое соглашение. Разрешение на строительство, а затем и на ввод полигона было признано недействительным.
Судьба объекта к лету 2020 года остается неопределенной. Власти окончательно не отказались от планов использовать полигон в Осинцах, но в качестве альтернативы сейчас рассматривают небольшой полигон всего в нескольких километрах от жилой застройки в южной части Кирова — Лубягино.
История пятая. Завод по производству полиэстера «Титан-Полимер», Псковская область
С конца 2019 года в особой экономической зоне «Моглино» под Псковом началось строительство крупного завода «Титан-Полимер». Он должен был производить полиэстер (синтетическую ткань из нефти) и заниматься переработкой полимеров.
Местные активисты посчитали, что разрешение на строительство завода было получено с нарушением — чиновники разрешали строительство объекта IV класса опасности (к которому относится лишь первый этап), а должны были на объект I класса опасности, которым будет являться готовый завод. Кроме того, они указывали на несоответствия по градостроительным и санитарным нормам в разрешительных документах. Суд тогда не согласился с мнением активистов.
Спустя месяц-другой суд в июле 2020 года признал незаконным постановление администрации об изменении генплана Тямшанской волости и выделение участка под строительство завода. Жители волости утверждали, что слушания по вопросу изменения зоны застройки в генплан были произведены «задним числом», и суд с ними согласился. Сейчас, по мнению активистов, вопрос законности химзавода «повисает в воздухе». Они уверены, что у них есть все шансы доказать в суде незаконность выдачи разрешения на строительство завода.
История шестая. «Добыча урана — смерть для Кургана». Курганская область
В Кургане с 2016 года действует группа общественников, называющая себя «Курган-Антиуран». Они требуют запретить добычу радиоактивного элемента на территории региона. Экоактивисты требуют запрета на добычу урана на месторождении Добровольное. Компания «Далур», которая должна была начать разработку на Добровольном, собиралась добывать элемент новым в России методом подземного выщелачивания. Гендиректор предприятия убеждал, что из-за многоуровневой системы контроля никакого загрязнения окружающей среды не случалось с 1982 года.
Местные активисты при поддержке некоторых научных сотрудников КурГУ считают, что новый способ добычи урана опасно использовать на Добровольном, поскольку есть вероятность, что урановые соли попадут в водоносные слои и реку Тобол — главный источник воды для Кургана и Курганской области.
В 2017 году «Далур» все же получил право на разработку месторождения для добычи урана. Местные власти поддержали разработку, поскольку посчитали, что появление в районе крупного предприятия поможет приостановить миграционную убыль населения.
Через несколько месяцев после начала добычи, «Далур» взял пробы грунта, растительности и воды. Эти пробы не показали превышения радиации. Тогда активисты попытались инициировать референдум по вопросу о необходимости добычи урана в регионе. В 2018 году их группу даже зарегистрировали, но спустя две недели возможность референдума по этому вопросу отклонила Курганская областная дума. Депутаты сослались на то, что вопрос разработки недр не относится к компетенции региональных властей, а решается исключительно на федеральном уровне.
Активисты пытались оспорить решение об отказе в референдуме в суде, но у них ничего не вышло. Аналогичные региональные референдумы пытались провести у себя по вопросам о «заводах смерти» жители Удмуртии и Кировской области, по вопросу о ввозе московского мусора в Архангельской области. Ни один референдум не состоялся.
История седьмая. Целлюлозно-бумажный комбинат в Череповце. Вологодская область
К осени 2019 года компания миллиардера Алексея Мордашова «Свеза» разработала проект по строительству в Череповецком районе Вологодской области целлюлозно-бумажного комбината. Инвестиции планировалось привлечь из Арабских Эмиратов. К потенциальному месту на берегу Рыбинского водохранилища была уже проложена бетонная дорога и выровнена площадка под строительство.
Против комбината выступили города, которые расположены в Верхневолжье: Череповец, Рыбинск, Ярославль, Тутаев, Кострома. Одним из организаторов протестной кампании незадолго до своей смерти стал политик Никита Исаев, часто выступавший на федеральных каналах, и его движение «Новая Россия».
Неожиданно для всех после начала массовых протестов против комбината выступила депутат Госдумы Валентина Терешкова и мэр Рыбинска Денис Добряков. Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов тоже высказал недовольство планами разместить ЦБК в соседнем регионе. В марте 2020 года заявление выпустил генсовет «Единой России», который попросил нового премьер-министра России Михаила Мишустина остановить строительство ЦБК. Спустя неделю Мишустин высказался резко против комбината. После этого его строительство остановилось.
Что происходит сейчас в Куштау: добыча известняка в башкирских шиханах
На территории Башкортостана до 1950-х годов существовало четыре шихана — гор, сформированных из коралловых рифов. Шиханы — это уникальные следы Уральского моря, существовавшего на территории Башкирии 300 млн лет назад.
В середине XX века рядом с одним из таких шиханов, Шахтау, был построен Стерлитамакский содовый завод (сейчас принадлежит Башкирской содовой компании, 38% ее акций принадлежит республиканским властям). Для производства соды нужна была известь, которую стали добывать непосредственно из Шахтау. За 70 лет шихан был полностью уничтожен, запасы извести были исчерпаны. На месте горы появился котлован.
Изначально под новую разработку БСК присматривала шихан Торатау, поскольку Куштау считался непригодным для добычи извести. Торатау спасло то, что он имел охранный статус как памятник природы. В 2018 году новый глава республики принял решение отдать Куштау, как пишет Meduza, ради спасения «священного для башкир места» на Торатау. Активисты считают, что таким образом Хабиров просто обезопасил свои родные места, хотя в действительности Торатау и так ничего не угрожало, и выставляет это как компромиссное решение.
В августе 2019 года БСК получила лицензию на разработку Куштау. Активисты тогда провели серию флешмобов: они создавали цепочку вокруг горы из людей, держащихся за руки.
Спустя год, 3 августа 2020 года активисты увидели, что у шихана началась вырубка деревьев. Для того чтобы не дать возможность БСК уничтожать шихан, активисты разбили палаточный лагерь по аналогии с «эковахтой» на Шиесе. Против уничтожения шихана высказался комик и телеведущий Максим Галкин. Он заявил, что шиханы — это то наследие России, которое нужно сохранить для будущих поколений.
Через несколько дней состоялись первые столкновения с полицией, часть защитников шихана задержали. Силовой разгон сыграл на руку защитникам шихана — уже спустя несколько дней количество палаток увеличилось, внимания местных жителей и прессы стало больше. Силовики 15 августа разогнали палаточный лагерь, но на следующий день на шихане был назначен «субботник». В районе горы собрались до 5 тыс. человек, которые двинулись в сторону шихана. Сотрудники БСК и ОМОН попытались остановить активистов и применили к ним силу. Несмотря на это, активисты отбили шихан и сломали ограждения, установленные сотрудниками БСК.
К протестующим вышел глава республики Радий Хабиров. Он пообещал приостановить разработку и созвать спецкомиссию, которая подумает, как можно сохранить шиханы и рабочие места в «Башкирской содовой компании».
Обновление 02.09.2020: Глава Башкирии признал шихан Куштау особо охраняемой природной территорией и запретил разработку горы для добычи извести.