Протесты против мусорной реформы, перепрофилирования объекта «Марадыковский» и арест бывшего главы города Владимира Быкова стали главными событиями года в Кировской области по мнению опрошенных «7x7» экспертов. В опросе приняли участие эксперт и консультант Михаил Шевелев, градозащитник Анатолий Курбатов, депутат Заксобрания Ольга Сыкчина, журналист Николай Голиков и блогер Оксана Савельева.
Протесты против мусорной реформы
С 1 января 2019 года в Кировской области (и во многих других субъектах России) началась мусорная реформа. В регионах появились региональные операторы, которые отвечают за вывоз бытовых отходов (раньше управляющие компании или ТСЖ сами заключали договоры с частными организациями), а в квитанциях появилась новая строка. Реформа проходила на фоне судов из-за незаконности разрешения на строительство нового полигона в Осинцах — суды разных инстанций один за другим признавали разрешение незаконным из-за расположенного поблизости аэродрома ДОСААФ.
Журналист Николай Голиков считает, что мусорные протесты так или иначе стали продолжением многолетнего протеста против строительства мусорного полигона в Осинцах. По мнению Голикова, люди в регионах начинают выходить на протест, когда у них отбирают что-то материальное — землю или деньги. Вначале так было с Осинцами, когда у людей забрали землю, рядом с которой они жили веками, пасли скот, там гуляли их дети. Потом в городе начался мусорный коллапс:
— Потом власти объявили, что сейчас все изменится, мы будем все платить за вывоз мусора на фоне того, что и так ничего не делается, объявляют некую плату, отбирают у людей деньги. Люди выходят на улицу в январе 2019 года и видят, что ничего не изменилось. Ничего же не изменилось на самом деле. Более того, людей, которые живут в сельской местности, у которых мусора практически не образуется вообще — заставили платить деньги неизвестно за что. Другой момент, состоятельных людей, имеющих дома в черте города, заставили платить с квадратного метра, потом это отменили. Вот эти люди, как мне кажется, стали катализатором массового протеста, потому что это люди, которые имеют связи, влияние. Это те люди, которых конкретно ущемили. Когда им стали приходить счета по три тысячи в месяц, они очень сильно протестовали, писали письма, поднимали народ, — говорит Голиков.
Михаил Шевелев считает, что большинство людей понимает, что систему вывоза и утилизации мусора надо менять, а возмущение вызывает больше непродуманность и не проработанность реформы.
Оксана Савельева, которая живет в частном секторе в Белой Холунице, сказала, что у реформы есть плюс — теперь, пусть и по графику, к ее дому стала подъезжать машина. Раньше ей приходилось ходить к многоквартирным домам, чтобы выкинуть свой мусор. Но она признает, что на фоне падающих или нерастущих зарплат новый платеж мог больно ударить по сельским жителям.
Арест Владимира Быкова
В конце октября депутаты проголосовали за отставку председателя Заксобрания Владимира Быкова. Отставка происходила на фоне уголовных дел из-за продажи парка Победы и хищений в муниципальном предприятии ЦДС. Свидетели и подсудимые в суде заявляли о том, что к незаконным действиям их подталкивал занимавший в тот момент пост главы города Быков. Через месяц его задержали по подозрению в получении взятки по делу о печном топливе (когда городские автобусы топили вредным для экологии мазутом). Его даже на ночь поместили в изолятор, однако на следующий день суд отправил Быкова под домашний арест.
Градозащитник Анатолий Курбатов считает, что арест Быкова хоть и важный, но не запомнившийся для кировчан эпизод:
— Это важно, потому что хоть и с опозданием, но появился пример правосудия что ли. Весь город знал, что происходит, и никакой реакции долго не было. Теперь это все равно какой-то сигнал для чиновников: «Ребят, надо начинать работать по-честному. У вас и так большие зарплаты и льготы, так что воровать не надо». Сейчас большинство чиновников, особенно молодые люди, они идут туда не за зарплатами, а за возможностями делать левые деньги.
Николай Голиков считает, что Быков сильно не пострадает от уголовного дела:
— Ну господи, ну предъявили. Потом затянут, в следующем году амнистия, а он боевой генерал. В общем, скажем так, событием это не стало. Потому что знаешь: это тот случай, когда ожидание превзошло сам результат. Все ждали, все надеялись, а потом это прошло довольно буднично, не скандально. Потихоньку отправили в отставку, тихонько предъявили обвинение, которое вроде бы не связано с теми делами, по которым все ждали. Ждали его по парку Победы, ждали его по ЦДС, а вспомнили дело с печным топливом.
Сколько мне доводилось говорить с людьми — общее мнение такое, что ничего с ним не сделают. Учтут, зачтут, не докажут… Ну как вот с Яфаркиным. Срок пребывания под домашним арестом зачтут и отправят на заслуженную пенсию.
Перепрофилирование объекта «Марадыковский»
Правительство РФ в апреле 2019 года подписало соглашение с государственной корпорацией «РосРАО» о создании на базе бывшего завода по уничтожению химического оружия «Марадыковский» предприятия по утилизации опасных отходов I и II классов. Против этого выступили жители Кирова, Котельнича и Мирного (поселок в непосредственной близости от объекта). Первые митинги против завода начались в июне 2019 года.
Михаил Шевелев считает, что главная проблема в том, что люди не верят в безопасность, не верят властям:
«„Марадыковский“ вызывает некоторый страх, опасение, потому что безответственная власть никогда не приводила ни к чему хорошему. В данном случае люди возмущаются в первую очередь, что принимают решение по их территории без их участия, но в большей степени потому что, скажем так, люди не верят власти, у них нету доверия тем решениям, которые пытаются воплотить при реализации проекта по „Марадыковскому”. То есть это тотальное недоверие, нежелание раскрывать, быть прозрачным, гибким со стороны власти — оно ведет к такому противостоянию. По сути, мы говорим о некоем противостоянии подходов в мирном ключе. У нас революции никто не хочет, а вот желание продемонстрировать свою волю и нацеленность на то, чтобы отстаивать свою территорию, — она есть».
Голиков, напротив, считает, что протест из-за «Марадыковского» не похож на протесты против Осинцев или против мусорной реформы — у людей ничего не отобрали, поэтому, в отличие от той же Камбарки (аналогичный завод в Ижевске), тут протест быстро утихнет.
Бонус. Реформа исполнительной власти — появление председателя правительства и вице-губернатора
Кроме того, эксперты отметили и реформу исполнительной власти в Кировской области, которая прошла в начале года. Тогда полномочия губернатора были распределены между председателем правительства (им стал Александр Чурин) и вице-губернатором (им стал Андрей Плитко). По мнению депутата от фракции ЛДПР в Заксобрании Ольги Сыкчиной, новая система позволит заниматься губернатору Игорю Васильеву поиском возможностей для Кировской области на федеральном уровне, в то время как внутренними делами будут заниматься Чурин и Плитко. При этом депутат призналась, что спустя год эффект еще незаметен:
— Вот сейчас вот этого эффекта, который должен был быть, — его не видно. Изначально я выступала с тем, что у нас не может совмещаться должность губернатора и председателя правительства, потому что даже по аналогии с вышестоящими президент — это орган представительный, а председатель правительства — это орган исполнительной власти. Такое распределение. А совмещение этих двух должностей — это неэффективное управление. Но та реформа, которую провозгласили, — изначально я выступала с некоторыми корректировками, поправками. Их, конечно, не приняли.