Представители тамбовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) 10 августа отправили письмо в Министерство культуры. В нем они просят проверить работу управления по госохране объектов культурного наследия Тамбовской области, согласовавшего демонтаж дома Москалёвой на улице Советской, 100. Градозащитники пишут, что дом был не демонтирован, а снесен. Как выяснили журналисты «7x7», заказчик этих работ — фирма, которая связана с сыном бывшего тамбовского губернатора Олега Бетина.
Снос под видом реставрации
Градозащитники в своем письме в Минкульт ссылаются на экспертизу 2016 года, согласно которой дом можно было разобрать и реконструировать, но не сносить. Глава тамбовского отделения ВООПиК Алексей Селиванов надеется, что после их письма начальника областного управления по госохране объектов культурного наследия Владимира Копылова снимут с должности. В этом его поддержал градозащитник и экскурсовод Олег Карнаухов, который знает множество примеров уничтожения старинной архитектуры в Тамбове.
По его словам, памятник культурного наследия на улице Советской несколько лет заливался дождем и заваливался снегом, потому что у него была повреждена крыша. Собственник дома на звонки не отвечал, говорилось в ответе заместителя начальника управления по госохране памятников Надежды Толмачевой, который получил Карнаухов. При этом, кто этот собственник, чиновники градозащитникам не говорили. Редакция «7x7» направила запрос начальнику управления по госохране объектов культурного наследия Тамбовской области Владимиру Копылову, в котором в том числе спросила, кто владелец дома Москалёвой. На этот вопрос Копылов не ответил.
Около месяца назад обветшавший фальшфасад на доме Москалёвой заменили на новый, а 11 июля дом исчез. Жители стоящего рядом многоэтажного дома видели, как его ковшом рушил экскаватор. Фотографию сноса опубликовало в июле тамбовское отделение ВООПИК в своей группе в соцсети «ВКонтакте». «Вот это у нас называют "демонтажем" в соответствии с госэкспертизой проекта реставрации. А что же тогда есть снос?» - спрашивают градозащитники.
На следующий день начальник управления по госохране объектов культурного наследия Владимир Копылов с заместителем Надеждой Толмачевой объяснили Карнаухову, что техническое обследование дома якобы выявило аварийное состояние несущих конструкций здания. Как утверждают в управлении, из-за этого дом решили демонтировать и сохранить его элементы. Об этом говорится и в группе управления в Facebook.
- Очень было бы интересно посмотреть общественности на те деревянные элементы, которые сохранили, и удостовериться, что они не новодельные, а с той самой краской, из той самой древесины, которую раньше не обезжиривали, с жучком где-то, - пояснил Олег Карнаухов «7x7».
Дом, построенный на месте старого без сохранения части прежнего здания, нельзя считать памятником, говорит Карнаухов:
- Это будет обманка. Да, ее можно будет показать: «Вот смотрите, у нас особняк тут. Мы все расскажем, кто такой Москалёв, кто такая Москалёва». Но это же не история, это просто обман.
Краевед Дмитрий Гнатюк подтвердил корреспонденту «7х7», что экспертиза 2016 года не предусматривает сноса дома Москалёвой:
- Там довольно жесткие условия по реставрации поставлены. То есть если там читать, то фактически получается: берем бревнышко, проверяем, живое оно или нет, целуем его и, если оно не рассыпалось от нашего поцелуя, ставим на место. Если рассыпалось, заменяем, да. И так с каждым кирпичиком и так далее. На полутора страницах это описано.
Дмитрий Гнатюк обратил внимание на результаты плановой проверки дома Москалёвой в январе 2020 года, которая выявила только одно несоответствие: здание было недоступно для маломобильных групп населения. Аварийность дома в проверке не отмечена.
- У этого дома других проблем нет. Вы все поняли, он так в нормальном состоянии, - пояснил Гнатюк.
«Предусмотрен полный демонтаж»
Как пояснили «7х7» в управлении по госохране памятников, дом Москалёвой по адресу: Советская, 100 сохранят. В ответе на запрос редакции говорится, что воронежское ООО «Фирма "ВиС"» в 2016 году разработало проект по сохранению дома Москалёвой с приспособлением под офисное здание. Он получил положительную оценку государственной историко-культурной экспертизы. К концу 2021 года здание должны реконструировать.
Подрядчик в июле 2020 года согласовал с управлением по охране памятников работы по сохранению дома Москалёвой, но в ходе обследования якобы выяснилось, что несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии. «В этой связи проектом предусмотрен полный демонтаж несущих и ограждающих конструкций здания», - ответили «7х7» в управлении по госохране объектов культурного наследия. В ведомстве заверили, что декоративные элементы дома-памятника находятся у владельца здания, но назвать его фамилию отказались.
Согласно плановой проверке дома Москалёвой, проведенной в январе 2020 года, владельцем здания на тот момент было ООО «Капитал проект».
На информационном щите возле снесенного дома указано, что заказчик работ по его сохранению - ООО «Специализированный застройщик "ПМК-5"», подрядчик - ООО «Строй-плюс». На официальном сайте ООО «СЗ „ПМК-5“» генеральным партнером указана фирма ООО «ТамбовКапиталПроект». «СЗ „ПМК-5“» и «ТамбовКапиталПроект» имеют общие связи. Гендиректором обеих фирм в разное время был Сергей Пахомов. В 2017 году компанией «ПМК-5» руководил Константин Аладинский, нынешний руководитель управляющей организации ООО «ТамбовКапиталПроект».
Фирмы «Капитал проект» и «ТамбовКапиталПроект» тоже связаны друг с другом. Учредитель «Капитал проект» - Мария Бетина. Она же, согласно данным «СПАРК», стала в 2017 году совладельцем ООО «ТамбовКапиталПроект». Гендиректор ООО «Капитал проект» - Константин Аладинский. До него эту должность в фирме «ТамбовКапиталПроект» занимал Вячеслав Бетин — сын бывшего губернатора Тамбовской области единоросса Олега Бетина. По данным издания «Коммерсантъ» на 2018 год, Аладинский на тот момент являлся одним из топ-менеджеров компаний Вячеслава Бетина.
Надежда - молодец!