Суд в Москве 28 мая арестовал на 15 суток журналиста и муниципального депутата Илью Азара за одиночный пикет в поддержку создателя паблика «Омбудсмен полиции». После ареста Азара к зданию ГУ МВД России по Москве поддержать журналиста с одиночными пикетами вышли его коллеги — ведущие «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев, редактор «Медиазоны» Сергей Смирнов, главред «Таких дел» Анастасия Лотарева. Их также задержали полицейские, но позже отпустили после составления административных протоколов о нарушении самоизоляции и проведения митингов. Как отреагировали на задержания участников одиночных пикетов у здания МВД на Петровке журналисты и политики — в обзоре блогов «7х7».
«Нет никаких нарушений и запретов на проведение одиночных пикетов»
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов назвал неправомерными задержания участников одиночных пикетов:
— Нет никаких нарушений и запретов на проведение одиночных пикетов даже в ситуации, в которой введены временные ограничения. Я рассматриваю эти задержания как попытку запугать журналистов, вышедших в поддержку своего коллеги из «Новый газеты» Ильи Азара.
Журналист Татьяна Фельгенгауэр напомнила, что одиночные пикеты не являются нарушением закона и прописаны в российской Конституции:
— Задержания (и, как в случае с Азаром и Немытовым, аресты) за одиночные пикеты — это позор и полнейшее неуважение к закону и Конституции. Мэр Москвы напрямую связан с этим беспределом, так как именно на его указ ссылаются полицейские при задержании. Полиция и власть будут и дальше внушать всем мысль, что одиночный пикет — это правонарушение. Не верьте им! Это наше законное право!
По мнению спецкора «Новой газеты» журналиста Павла Каныгина, задержание Азара — это не беспредел режима в отношении одного журналиста-депутата, а показатель наступления новой реальности для всех россиян:
— Илью арестовали решением суда, цинично, в нарушение закона о митингах и просто здравого смысла, и наша реальность тут же стала туркмено-иранской уже официально. Думаете, только на 15 дней? А потом все восстановится? Вы теперь не можете не согласиться с властью вслух без ее разрешения, а на улицу можете выйти только по графику. Впрочем, и здесь все цинично — наказывать будут выборочно, чтобы у большинства осталась иллюзия, что обойдется и будет не больно, если терпеть изнасилование молча. Если так, то можно поздравить нас с новым дном, если не так, то арест Ильи должен отозваться бурей среди коллег-журналистов и всех порядочных людей.
Создатель Telegram-канала «Сталингулаг» блогер Александр Горбунов высказал мнение, что своими действиями «полицейское руководство вновь себя превзошло, продемонстрировав, что у позора есть начало, но нет конца».
«Очень странно полицейское начальство решило напомнить о годовщине дела Голунова»
Политтехнолог Константин Калачев считает, что задержанием журналистов власти сами сделали дополнительный пиар Азару и Воронцову:
— Граждане из АП [администрации президента РФ], если вы меня читаете, вот оно вам надо? Как вы сейчас к оппозиции, так и к вам могут потом. Я не сторонник телефонного права. Но можно ведь просто не насиловать закон. Так исполнителям и посоветовать. Стоит человек с плакатом, да и пусть стоит. Кто до сегодняшнего дня знал про «Омбудсмена полиции» и Владимира Воронцова, которого защищал Азар? Более того, кто знал про самого Азара? Господи, неужели так трудно включить мозги, а не хватательные рефлексы? Где начальство, которое должно понимать, что все это какой-то дурной косплей событий конца XIX — начала XX века? Голос мой — глас вопиющего в пустыне.
Журналист «Эха Москвы» Майкл Наки увидел в аресте Азара параллели с делом журналиста Ивана Голунова:
— Многие проводят сегодня параллели с делом Голунова. И правильно делают. Но тут надо понимать, что Голунов — это не Азар, Голунов — это Воронцов. Именно ему «подбросили» три уголовных дела.
Есть некая ирония, что на месте преследуемого сегодня бывший сотрудник, но мы должны помнить одну простую вещь. Борются не за коллег, Азара, активистов. Даже не за Воронцова. Борьба всегда за себя. Потому что если сегодня можно их, значит завтра тебя и меня.
Прививка, которую московской полиции (и тем, кто ее курирует) сделали год назад, не смогла сформировать устойчивый иммунитет. Так бывает. Москва не сразу строилась. Но при должном усилии вакцина будет.
Журналист «Эха Москвы» Александр Плющев заявил, что пикет стал проявлением профессиональной солидарности:
— Я очень редко выхожу на массовые акции как участник, обычно как журналист — чтобы понимать, о чем рассказывать в эфире, как обсуждать. Если кто-то говорит, что я хожу туда, прикрываясь ксивой, знайте, этот человек — гнида. Но есть исключения, как, например, сегодня. Это когда я выхожу за своих коллег, простите мне эту цеховую солидарность. А тут еще многодневный арест за одиночный пикет, ну как тут не выйти. Знал, что меня свинтят, но не пойти не мог.
По мнению журналиста «Эха Москвы» Якова Широкова, полиция решила продемонстрировать журналистам, что не стоит проявлять солидарность:
— Очень странно полицейское начальство решило напомнить о годовщине дела Голунова. Показать, что теперь нельзя даже выходить в поддержку коллеги и против незаконных преследований. Что теперь все даже не по закону, а по беспределу и «пандемия все спишет».
Режиссер Кирилл Ненашев, который освещает массовые акции почти 10 лет, рассказал, что подобное видит впервые:
— Снимаю акции с 2011 года. Журналистов не задерживали никогда. Сегодня задержали почти всех. Мне, как обычно, повезло, у меня у первого проверили «прессуху», позже и с ними стали уводить в автозак.
«Не эффективнее ли было бы всем высказаться в своих социальных сетях?»
Телеведущая Тина Канделаки заявила, что не стоило нарушать самоизоляцию ради политической акции:
— У меня возник простой вопрос: не проще ли и, главное, не эффективнее ли было бы всем высказаться в своих социальных сетях и на сайте «Эха», чем выходить из дома, нарушая самоизоляцию ради политической акции? Только не говорите мне, что это не про политику. Если же вы хотите отстоять свое право на одиночный пикет, тогда и табличка в руках должна быть не про Азара. А то какой-то винегрет получается.
Советник председателя Госдумы Вячеслава Володина Анастасия Кашеварова назвала пикеты журналистов «банальным самовыпячиванием»:
— А вот подскажите мне — тяга к заранее предрешенному и бессмысленному, а зачастую и вредному финалу, но который заставит говорить о тебе людей — это у многих? Вот, к примеру, желание заболеть коронавирусом, чтобы потом рассказать, как ты выжил, описывая это похлеще, чем сценарий одноименного фильма с Ди Каприо. Ты хоть и идиот, но Выживший. Пойти в пикет за Азара и быть задержанными, но купаться в лучах славы борцов за справедливость.
Политолог Григорий Назаренко обвинил журналиста и депутата Азара в приспособленчестве и провокации:
— Московский мундеп Илья Азар определяет, политик он или журналист, в зависимости от обстоятельств. Если он участвует в несанкционированном митинге или пикете — оппозиционер. Если на этом мероприятии его задерживают — гонимый представитель СМИ. Такой вот приспособленческий дуализм. А вчера Азар выступил в роли «торпеды». Получил 15 суток за повторное нарушение правил проведения акции, спровоцировав ожидаемую реакцию на демократическом фланге в духе «Я/Мы». Meduza Ивана Голунова.
Один вопрос: почему репортеры бьются за своего, демонстрируют солидарность, и почему все население РФ не солидарно с борцами за их права?
Видимо репортеры - лучшая часть граждан страны, а остальная часть населения заслуживает то, что имеет. Ее грабят, насилуют, убивают путинята, а она терпит! Терпилы...