Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Полиция спряталась от народа!» Как в Пензе задержали активистов, приехавших на оглашение приговора по делу «Сети»*

«Полиция спряталась от народа!» Как в Пензе задержали активистов, приехавших на оглашение приговора по делу «Сети»*

Репортаж "7х7"

Евгений Малышев, фото и видео автора
Анна Лойко
Коллаж Полины Хван
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Пензенские полицейские вечером 11 февраля задержали на железнодорожном вокзале Пензы четверых активистов, которые приезжали на оглашение приговора по делу «Сети»*. О том, как правозащитники и адвокаты пытались получить доступ к задержанным, – в репортаже «7х7».

 

Задержания на вокзале

Активистов, которые приезжали поддержать фигурантов дела «Сети»*, полиция задержала у входа на вокзал «Пенза-1» 11 февраля, за 15 минут до отправления поезда на Москву.

Сотрудники полиции сначала затолкали в машину Ольгу Мисик, Анну Лойко и Сергея Запольнова, а еще через пять минут Николая Соколова из Санкт-Петербурга, который пришел их провожать.

Задержавшие активистов полицейские не представились. Один из них пояснил, что по рации была получена ориентировка, и что ребята «что-то рисовали на стенах».

Ольга Мисик

Ольга Мисик

Ольгу Мисик, Анну Лойко и Сергея Запольнова отвезли в пензенское управление МВД.

Николая Соколова сначала отвели в отделение линейного отдела полиции на транспорте в здании вокзала, а потом перевезли в городское управление МВД.

Николай Соколов

Николай Соколов

На видеозаписи, которую корреспонденты «7х7» сделали в момент задержания, видно, как полицейские волокут Ольгу Мисик по асфальту, и она чуть не ударяется головой об открытую дверь автомобиля. После того, как ее силой грузят в проем между задним и передними сиденьями, на нее сверху садится молодой человек в черно-красной куртке. В дальнейшем его несколько раз увидят в управлении, по которому он перемещался беспрепятственно.

«Полиция просто спряталась от народа»

После того, как к городскому управлению полиции подъехали корреспонденты «7х7», дежуривший на входе сотрудник закрыл дверь на решетку и ушел. Его не было больше двух часов, из-за чего посетители не могли попасть в здание.

Никто из сотрудников полиции не пояснил, в связи с чем закрыты двери. На вопросы журналистов и посетителей они ничего не отвечали.

Анну Лойко и Сергея Запольнова, которые сначала сидели рядом со входом, увели на допрос на глазах у журналистов. При этом к Запольнову применили силу.

Рюкзак Ольги Мисик пролежал без присмотра больше двух часов.

Рюкзак Ольги Мисик

Рюкзак Ольги Мисик

Через час подъехали правозащитники, а еще через 30 минут – адвокаты, которых в 10 часов вечера известили родители осужденных по делу «Сети»*. Представлять интересы задержанных вызвались Константин Карташов (он защищал Максима Иванкина в процессе по делу «Сети»*), Сергей Моргунов (защищал Илью Шакурского), Ольга Рахманова (защищала Армана Сагынбаева), Станислав Фоменко (защищал Андрея Чернова) и Оксана Маркеева (защищала Дмитрия Пчелинцева).

К 23 часам у здания ГУВД собралось около 20 активистов из Москвы и Пензы, которые приходили на оглашение приговора по делу «Сети»*.

Полицейские не пустили в здание даже адвокатов. Их попытки дозвониться и достучаться до дежурной части ГУВД оказались бесполезными. Адвокаты и правозащитники провели у закрытых дверей полиции на 20-градусном морозе почти два часа.

– Здесь должен находиться дежурный, потому что в любой момент в ГУВД может прийти человек, чтобы написать заявление, сообщить о преступлении, – возмущалась правозащитник Людмила Дворянова. – А тут полиция просто спряталась от народа.

Депутат гордумы Виктор Хомец и правозащитница Людмила Дворянова

Депутат гордумы Виктор Хомец и правозащитница Людмила Дворянова

По ее словам, такое бывает всякий раз, когда задерживают политических активистов. Так делается, потому что сотрудникам полиции, по версии Людмилы Дворяновой, просто нечего ответить. В то время, пока задержанные находятся без адвоката, их могут заставить дать нужные показания, в том числе при помощи избиений и пыток.

Как следует из практики правозащитников Пензенской области, политических активистов могут удерживать в полиции без оформления протокола и допуска адвокатов от 6 до 14 часов.

– Однажды во время задержания активистов в Лунинском районе дошло до того, что адвокаты в три часа ночи вышибали дверь в отдел полиции, – сказала Людмила Дворянова. – Прокуратура сотрудников полиции покрывает, ФСБ покрывает, отдел собственной безопасности МВД не реагирует.

«Хватать людей на улицах – это ненормально»

О том, что в здание ГУВД закрыт доступ, сообщили дежурному прокурору и в Следственный Комитет.

В полночь адвокат Ольга Рахманова смогла дозвониться до дежурной части управления МВД по Пензенской области и сообщить, что не может пройти к задержанным.

– Я имею право войти в отдел [полиции] в любое время, и не могу сейчас это сделать, – сказала Ольга Рахманова в телефонном разговоре с дежурным.

 – Ради бога, – ответил дежурный по фамилии Кяшкин. – Мы проведем проверку.

Вместе с адвокатами и активистами у здания ГУВД дежурили два депутата Пензенской городской Думы от фракции КПРФ – Александр Рогожкин и Виктор Хомец.

– Мы считаем, что хватать людей на улицах – это ненормально абсолютно, – заявил Александр Рогожкин. – Кто бы это ни были и в чем бы мы их ни обвиняли, вот так среди ночи снимать с поездов, затаскивать в отделение без оформления – это нарушение основ правового государства, коим Россия пока себя еще считает.

 

«Право на защиту?! Вы в Пензе!»

Всех четверых задержанных отпустили в 0 часов 55 минут - они провели в ГУВД около трех часов.

По словам Ольги Мисик, из ее рюкзака изъяли все книги, листовки, маски с изображением Путина и Ельцина, баллончики с краской и трафареты.

У Сергея Запольнова изъяли куртку, отпустив его на улицу в 20-градусный мороз в свитере.

– Понятые просто потрясающие были! – сказал Сергей Запольнов корреспонденту «7х7». – Они говорили о том, какое крепкое пиво лучше. И под конец при досмотре рюкзака их спросили, как меня зовут. При условии, что я назвал свое имя за десять секунд до этого, они не смогли его повторить.

Сергей Запольнов

Сергей Запольнов

Анна Лойко сообщила о том, что при попытке отобрать телефон сотрудник полиции ударил ее локтем в правую часть лица. Для того, чтобы зафиксировать побои, она отправилась в травмпункт на ул. Пионерской. Однако там ее принять отказались и рекомендовали обратиться в Городскую клиническую больницу № 6 на окраине Пензы. Там ее продержали два часа, но в итоге отказались выдать справку о зафиксированных повреждениях.

По пути в больницу автомобиль, в котором находилась Анна Лойко, остановил сотрудник ГИБДД, заглянул в салон и сделал фотоснимок на мобильный телефон.

По словам активистов, сотрудники полиции следили за их передвижениями по Пензе на протяжении нескольких дней.

Вообще, они много смеялись, когда я [в отделе полиции] говорила, можно ли реализовать мое право на защиту. Они говорили: «Ха-ха-ха! Право на защиту?! Вы в Пензе!»

Полиция в квартире Алексея Чернова

В тот же вечер сотрудники полиции пришли в съемную квартиру Алексея Чернова, брата осужденного по делу «Сети»* Андрея Чернова.

Формальным поводом для их прихода стала жалоба на шум в квартире, которая якобы поступила от соседей. В это время в 2-комнатной квартире находились 19 человек. В основном активисты из Москвы, которые приезжали на оглашение приговора и остановились заночевать.

По словам одного из них – Матвея Александрова – сначала сотрудники полиции настойчиво стучались в дверь, но им никто не открыл. Примерно через 20 минут на квартиру доставили ее хозяина, который открыл дверь своим ключом. По словам очевидцев, хозяином квартиры оказался пристав Пензенского областного суда, где выносили приговор по делу «Сети»*.

– Они [сотрудники полиции] изначально предлагали пройти всем в одно помещение и предъявить документы, – сказал Матвей Александров корреспонденту «7х7». – От этого требования удалось отбиться при помощи адвокатов. По настоянию хозяина квартиры мы просто собрали вещи и вышли. Обошлось без задержаний. 

Матвей Александров и Дэни Кулинич

Матвей Александров и Дэни Кулинич

Штраф за надпись

12 февраля активист из Нижнего Новгорода и бывший фигурант «московского дела» Владислав Барабанов опубликовал в своем телеграм-канале полицейский протокол на Сергея Запольнова.

Его обвинили в административном правонарушении по статье  7.17 КоАП РФ ("Уничтожение или повреждение чужого имущества"). В нем сообщается, что 11 февраля 2020 года, в 21 час 7 минут «гражданин Запольнов умышленно осуществил нанесение лакокрасочного текста белого цвета «Не простим дело Сети*» посредством белой краски и трафарета на крышу подвального помещения дома № 100 на улице Московской».

Тем самым, по версии полиции, конструкция крыши из светопропускающего поликарбоната «потеряла первоначальный внешний вид и утратила определенные функции (светопроводимость)».

По этой статье Сергею Запольнову грозит штраф от 300 до 500 рублей.

Руководитель пресс-службы Управления МВД РФ по Пензенской области Ольга Евдокимова пояснила корреспонденту "7х7",что в отношении трех других активистов протоколы не составлялись. По данным полиции, они находились рядом с Сергеем Запольновым в момент нанесения надписи, противоправных действий не совершали.


Приволжский окружной военный суд восемь месяцев рассматривал уголовное дело «Сети»* в отношении семи фигурантов ― Ильи Шакурского, Дмитрия Пчелинцева, Армана Сагынбаева, Василия Куксова, Андрея Чернова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина. Их обвинили в преступлении по части 2 статьи 205.4 Уголовного кодекса РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»). Шакурскому и Пчелинцеву также инкриминируется часть 1 статьи 205.4 УК РФ («Создание террористического сообщества»).

Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.

10 февраля суд приговорил их к срокам от 6 до 18 лет.

После этого несколько десятков активистов пели песни и кричали лозунги у пензенского суда, стояли в пикетах в центре Пензы и ездили к зданию следственного изолятора №1, где содержатся осужденные. Многие из активистов приехали специально из Москвы.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
10 декабря
Павел Колосницын
Павел Колосницын
10 декабря — день памяти православной иконы Божией Матери «Знамение»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АкцииДело «Сети»*Пензенская областьПолицияПротестСобытия