Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Ярославская область
  2. «Будем преодолевать это недоверие вместе». Интервью с организаторами первого баркемпа в Ярославле

«Будем преодолевать это недоверие вместе». Интервью с организаторами первого баркемпа в Ярославле

Мария Старцева
Александр Степанов, Андрей Алексеев
Коллаж Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Ярославле в этом году впервые пройдет интеллектуальный пикник — баркемп. Такой формат дискуссий существует в российских городах с 2012 года, этим летом баркемпы уже прошли в Петрозаводске, Кирове, Йошкар-Оле и Сыктывкаре. «7х7» пообщался с организаторами ярославского баркемпа Александром Степановым и Андреем Алексеевым.

— Баркемп в Ярославле проходит впервые, насколько такой формат близок городу? Это нужная практика?

Александр: Раньше просто никому не приходило в голову проводить баркемп. А я в этом году был в Сыктывкаре и подумал, почему Ярославль при всех его возможностях не может в этом участвовать? Мы очень близко к Москве, к нам можно привезти интересных спикеров, у нас много гражданских активистов. Я пришел к Андрею Алексееву, и он согласился помочь это сделать.

Андрей: Идея проведения баркемпа у нас принадлежит Александру Степанову. И само издание «7х7», которое к этому причастно, нам близко и дружественно по духу. Сам новый формат таких летних дискуссионных площадок на свежем воздухе — здорово. У меня был опыт организации неких аналогичных проектов. В 2013–2014 году мы делали три слета сетевых активистов, активных пользователей соцсетей. Мы собирали их на свежем воздухе, устраивали дискуссионные и не только вещи. Поэтому запрос на это — он остался, хотя в последние годы был не реализован. И благодаря баркемпу мы можем вернуть этот формат, подтвердить его актуальность. Городу такие вещи нужны, тем более город у нас активный. Если первый опыт окажется удачным, то он здесь приживется и будет развиваться.

— В Сыктывкаре баркемп проводили в 57 километрах от города, в Ярославле он пройдет в городской черте. Почему вы так решили?

Александр: Городской баркемп, на мой взгляд, должен привлечь больше людей. Если тебе интересно послушать каких-то конкретных спикеров, то тебе не нужно уезжать за город. В нашем случае тебе достаточно сесть на городской автобус. Мы рассматривали вариант за городом в 30 километрах. Там была шикарная площадка с амфитеатром, лавочками. Но это увеличивает бюджет мероприятия, растут транспортные расходы. Поэтому нашлась прекрасная площадка с расположением в пределах города. Тут тоже природа, на берегу Волги, на противоположном берегу находится центр города, и вечером будет красивый вид. У нас, конечно, нет озера, нет карельских лесов, но это не является большим минусом. Палаточный лагерь для желающих, конечно, будет. Только в этом вопросе нам нужны списки желающих, чтобы мы выкосили траву, подготовили площадку. На текущий момент палаток набирается около десяти.

— Ранее вы участвовали в баркемпах? Будет ли ярославский отличаться от других?

Андрей: Про баркемп я слышал благодаря рассылке «7х7», [знаю], что это уже проводилось в других регионах. Но не думал, что до нас это все дойдет. Теперь дошло. И выясняется, что вполне интересное может что-то получиться. Но, конечно, объем работы, который нужно выполнять в этом случае, очень большой, и для этого нужна настоящая слаженная команда. Это наш первый опыт, поэтому мы сейчас набиваем какие-то шишки и все происходит несколько тяжелее, чем мы планировали.

Александр: Одной из главных отличительных черт ярославского баркемпа является то, что никто из координаторов не был на других баркемпах. Мы не стараемся отличиться, но все же будет иначе. У нас, например, лекции будут длиной в час. Исключение — Леонид Гозман, его выступление продлится полтора часа. Я с ним познакомился на семинаре Ассоциации школ политических исследований в Стокгольме, и это была самая запоминающаяся лекция, после которой сказать даже было нечего. Кроме лекций у нас будет стандартный концерт, как и на многих баркемпах. Выступит группа «Испанский стыд», будет показ от киноклуба «Нефть». Пройдет фримаркет: люди могут принести ненужные вещи в воскресенье, а другие смогут бесплатно их забрать. Оставшиеся вещи пойдут в приюты и нуждающимся. Мы немного «помешаны» на темах экологии, переработки вещей. Эта тема будет прослеживаться и в выступлениях.

— Кстати про лекции. Как вам удалось набрать такой состав спикеров?

Александр: Всех спикеров приглашал лично я. Процентов 70% лично мне интересны. Нужно просто желание и подготовка. Мы сначала прикинули, кого мы хотим позвать. Просто если есть друзья, знакомые, то тебе помогут.

— Все спикеры выступают бесплатно, а организаторы могут что-то заработать с баркемпа?

Андрей: Заработать на баркемпе нереально. Потратить много нервов на организацию — это да. Но на выходе получим какую-то компенсацию за все материальные, моральные затраты. Только в этом и выгода, чтобы город оценил, захотел продолжения. Ни о каких материальных благах говорить не приходится. В качестве бонуса мы рассчитываем, что погода будет хорошей и мы все отлично проведем время на берегу великой русской реки Волги.

— Каково организовывать такую площадку впервые?

Александр: Я организовывал выставки, экскурсии на крышах, экскурсии в горы, но организация баркемпа — совсем не то. Мы сейчас учимся на своих же ошибках. Сложно, что не получаем какой-то моральной поддержки. Нет ни у кого какой-то инструкции, как сделать баркемп. Самое сложное для меня — это то, что из-за командировки я нахожусь в 1000 километрах от Ярославля. Это организация баркемпа на расстоянии. Для организатора баркемп — это новый, необычный опыт, проект. Мне казалось, что это невозможно. Но все невозможное мне нравится делать. Чем труднее задача, тем интереснее выполнять. Экскурсию на крышу легко устроить. А организовать мероприятие, на которое приедет человек 300, договориться со спикерами, найти шатры, площадку — это трудно. Приходится терять много своего рабочего и личного времени.

Андрей: Моя первоначальная задача была сгенерировать некий месседж, чтобы как-то этот проект запустить. Скоординировать участие нескольких ключевых спикеров. Организовать показ фильма на свежем воздухе и привести достойное форматное кино [Андрей Алексеев является генеральным директором киноклуба «Нефть»]. В итоге все это поддержать каким-то образом медийно. На этом и строится наше продвижение. Мы распространяем информацию через соцсети. Свой медийный ресурс я тоже в этом деле включаю и использую.

— Андрей, расскажите подробнее про фильм на свежем воздухе.

Андрей: Это будет фильм «Новая», представит его режиссер Аскольд Куров, которого мы знаем как яркого российского документалиста. Он снимает кино на сложные, непопулярные темы, в том числе связанные с свободой слова. Мы будем иметь возможность пообщаться с ним, задать вопросы. Это будет формат диалога после просмотра, потому что хорошее кино нужно не только смотреть, но и обсуждать. Сам фильм будет про «Новую газету», которая считается одним из старейших независимых СМИ в России. Также надеемся, что приедет кто-то из самих журналистов «Новой газеты». Выйдет выступление «Новой» не только на экране, но и живьем.

— А насколько тема «В эпоху [не]доверия» сейчас актуальна?

Александр: Это не самая главная, но самая тяжелая тема. Когда обговаривали ее, то решили сделать ее общей для всех баркемпов. Мы тоже хотели отталкиваться от этого. Но по итогу мы взяли вопросы, которые важны для нашего региона. Например, к нам вывозили московский мусор, как сейчас планируют вывозить на Шиес [станция в Архангельской области, где планируется построить полигон для отходов из столичного региона]. У нас эта свалка находится в километре от города. Я сам много раз ездил туда снимать. Поэтому мы взяли тему экологии, так как у нас люди интересуются этим. У нас есть урбанист Аркадий Гершман, и мы пытаемся на его лекцию пригласить мэра Ярославля. Это про проблему градоустройства, градозащиты. Поэтому про урбанистику важно поговорить. Поговорим о пытках в колониях — это тоже значимая тема для Ярославля. Поговорим про оскорбление власти. Про правозащиту. В какой-то степени мы отдалились от темы недоверия и ушли во что-то глобальное, но недоверие все равно прослеживается. Люди не доверяют власти, активисты не доверяют друг другу. Нужна дискуссия, и важно это доверие как-то возвращать.

Андрей: Для Ярославля эта тема актуальна, как и для всей страны. У нас в городе не все так просто. Связано это с тем, что у нас в местной муниципальной и областной власти — никого из тех, кто родился и вырос на этой земле. Мы считаем, что это в какой-то степени недоверие к гражданам. Для меня это попытка осмыслить и представить способы преодоления этого недоверия. Например, за счет реализации каких-то проектов это доверие может расширяться. Наша задача — показать людям пути выхода. Дать надежду, что все не так грустно и печально. Будем преодолевать это недоверие вместе.

— Вопросы, которые задаются большинством тем на баркемпах, — это про активизм? Баркемп в таком случае — это площадка для всех или только для активистов?

Александр: Все баркемпы делаются не для «тусовочки», а для гражданских активистов, для обычных горожан, которым не все равно. Многие мне говорили, что они не знают, зачем им нужен баркемп. И это сложно объяснить. Это про неравнодушных граждан. Наверное, людям непонятно, зачем это нужно, так как в Ярославле все проходит впервые. В Сыктывкаре, например, есть уже своя сложившаяся аудитория, которая постепенно приумножается. У нас этого нет. Приходится пытаться объяснить и доказать, и это, кстати, тоже про поиск доверия.

Андрей: Я пока не могу сказать, на какую целевую аудиторию наш баркемп рассчитан. Мы пока не имеем такого опыта здесь. Да и хотелось бы, чтобы это было не только про активизм. Активистов у нас в лучшем случае наберется десятка два-три, и на этом можно закрываться. Нет, хотелось бы, чтобы мероприятие было широко направлено на разную аудиторию. Чтобы все нашли интересные для себя точки. Тогда мы наберем не одну сотню заинтересованных. А то, что мы по итогу всех зарядим активизмом, — это было бы хорошо. Но изначально аудитория баркемпа шире и не ограничивается только активистами.

Материалы по теме
Мнение
30 июля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Открытие парижской Олимпиады стало нечаянным тестом на гуманизм, толерантность и современность
Мнение
22 ноября
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
В единое прокрустово ложе с детского сада
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
БаркемпБаркемп ЯрославльГражданская инициативаИнтервьюЛица