В Москве 10 июня состоялась пресс-конференция, посвященная итогам экспертизы найденных в урочище Сандармох в Карелии останков и артефактов. Поисковую экспедицию на месте массовых расстрелов в годы «Большого террора» в конце августа 2018 года организовало Российское военно-историческое общество. Поисковики хотели найти подтверждение гипотезы историка Сергея Веригина о том, что в Сандармохе захоронены не только жертвы политических репрессий, но и советские военнопленные, расстрелянные финнами. Результаты экспертизы не подтвердили, что в урочище захоронены красноармейцы. По мнению Веригина, исследования его теорию и не опровергли. О чем говорили на пресс-конференции — в материале «7x7».
Результаты экспертизы
Историк и автор гипотезы о том, что в урочище Сандармох захоронены пленные солдаты Красной армии, Сергей Веригин огласил результаты экспертизы найденных в августе 2018 года останков. Экспертизу проводило управление Следственного комитета по Карелии. Были исследованы пять скелетных останков и пули.
Следственный комитет установил, что найденные пули использовались в пистолетах маузер С96 и браунинг 1903 года. Обе модели были распространены как в СССР, так и в Финляндии. Веригин считает главным итогом экспертизы, что она не опровергает его теорию. Веригин упомянул, что во время экспедиции были найдены фрагменты одежды, обувь, банки из-под кофе, посуда и саквояжи с надписями на шведском языке. Где именно были найдены эти вещи, Веригин не ответил, сославшись на то, что получил эту информацию от поисковиков.
Веригин признал, что сейчас установить, каким образом были убиты эти люди, невозможно. Он заметил, что судя по найденным останкам люди были захоронены в одежде. Историк считает, что этот факт подтверждает, что это было не жертвы политических репрессий, так как их в большинстве случаев хоронили без одежды. На чем основано такое предположение и есть ли данные, подтверждающие, что репрессированных хоронили без одежды, историк объяснить не смог.
Министр культуры Карелии Алексей Лесонен сообщил, что можно провести генетическое исследование останков, но кто и когда сможет это сделать, ему неизвестно. В данный момент, по словам Лесонена, останки находятся в Медвежьегорске.
Вопрос о законности раскопок
В сентябре 2018 года Военно-историческое общества провело пресс-конференцию по итогам экспедиции. Тогда представители организации не смогли представить журналистам документы, подтверждающие законность работ. В открытом доступе они не появились до сих пор.
Председатель партии «Яблоко» и депутат законодательного собрания Карелии Эмилия Слабунова вновь попросила представителей общества предоставить документы. Она отметила, что дважды обращалась в Генеральную прокуратуру, а также пыталась обсудить вопрос о законности поисковых работ на заседании регионального парламента. Слабунова не получила от прокуратуры правовой оценки действий поисковиков, а обсуждение этого вопроса сняли с повестки заседания парламента.
— Это беспрецедентный случай, когда депутату не дают внести вопрос в повестку заседания. В октябре «Коммерсант» написал, что вопрос о Сандармохе будет рассматриваться в Заксобрании и туда приглашен директор Медвежьегорского музея Сергей Колтырин. Но через день после публикации Колтырина арестовали [он обвинялся в развратных действиях по отношению к несовершеннолетним, приговорен к девяти годам колонии], а через три дня мне сказали, что вопрос снят с повестки. Если все по закону, покажите документы, чтобы общество российское, карельское, финское успокоилось. Это прекрасная возможность закрыть вопрос, — заявила депутат Заксобрания Карелии.
По словам Слабуновой, в последнем ответе на ее запрос прокуратура сообщила, что по федеральному закону «Об объектах культурного наследия» захоронения жертв репрессий должны быть отнесены к достопримечательным местам. Поэтому ведомство направило обращение об изменении статуса мемориала «Сандармох» с памятника на достопримечательное место в Министерство культуры. Это понижает статус мемориала и позволяет проводить там более широкий круг работ, в том числе раскопки.
Министр культуры Карелии Алексей Лесонен отказался комментировать эту информацию и сообщил, что само место захоронений останется в статусе памятника, достопримечательным местом могут быть признаны только прилегающие территории.
Советник председателя Российского военно-исторического общества Андрей Назаров заявил, что в ситуации с Сандармохом закон об охране культурного наследия входит в противоречие с законом об увековечивании памяти погибших при защите Отечества.
— Похожую ситуацию мы имеем в Крыму: нам нужно искать и восстанавливать имена погибших воинов, но археологи протестуют. Мне кажется, что противоречие между законами регулируется доброй волей.
Почему захоронения пленных ищут в Сандармохе
Сергей Веригин полагает, что захоронения пленных красноармейцев следует искать не в местах, где располагались сами лагеря военнопленных, а именно в Сандармохе. Он объяснил это тем, что почва вблизи урочища наиболее удобна для массовых захоронений.
— Мы ищем в местах боев, добились получения звания города воинской славы для Петрозаводска. Поисковики доказали, что шли ожесточенные бои. Почему ищем пленных в Сандармохе? Там песчаный карьер, там почва удобная, — заявил историк.
Корреспондент «Новой газеты» Ирина Тумакова сообщила, что, по словам местных жителей, в местах, где располагались лагеря, находят человеческие останки. Веригин и представители общества не смогли объяснить, почему искать останки советских пленных начали именно в Сандармохе, а не там, где находились финские концентрационные лагеря.
Алексей Лесонен считает, что работы в Сандармохе нужны для уточнения границ самого мемориала и установления плотности захоронений.
— Перед нами стоит задача разграничить артефакты, которые относятся к разным пластам истории. Важно окончательно разграничить территорию Сандармоха, где захоронены жертвы репрессий. и определить места пересечения с зоной, где могут быть другие лица, — сказал министр культуры Карелии.
Сергей Веригин сообщил, что планирует организовать международную экспедицию в Сандармох с участием одного из руководителей поисковых отрядов из Финляндии. Лесонен не исключил, что поисковые работы в Сандармохе будут продолжены. Когда начнется следующая экспедиция, ему неизвестно. Он уточнил, что региональное отделение Военно-исторического общества в Карелии пока не подавало никаких заявок на организацию поисковых работ.
У нас депутатам заняться больше нечем как решать вопросы где и что раскапывать,сатанизм какой то происходит вокруг сандомороха,то смотрител педофилы то копать решают можно или нет,в угоду своих политических амбиций,овсем рехнулись.
Войны и беззакония не закаканчиваются пока не найдены все могилы безвестно погибших.И вроде бы важные текущие дела, не должны заслонять собой дел,связанных с памятью ушедших,безвинно расстрелянных. Беспамятство и безнаказанность порождает новые беззакония.
Всё же есть в нашем обычае некоторый фетишизм. У некоторых народов до сих пор практикуется "небесное погребение" - трупы даже не закапывают, а просто оставляют лежать в степи на потребу зверям и птицам падальщикам...
И это ничуть не мешает людям чтить память предков. Может, даже больше, чем мы...