Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Пять лет без знака о расстреле. Ингерманландский союз Карелии не смог собрать деньги на памятник репрессированным финнам в Сандармохе

Пять лет без знака о расстреле. Ингерманландский союз Карелии не смог собрать деньги на памятник репрессированным финнам в Сандармохе

Родственники жертв террора переживают, что их обманули и они не увидят ни денег, ни памятника

Анна Яровая
Мемориал в Сандармохе
Фото Анны Яровой
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Пять лет родственники расстрелянных в годы Сталинского террора финнов ждут появления в мемориальном комплексе Сандармох памятного знака своим предкам. В 2013 году Ингерманландский союз финнов Карелии [занимается сохранением и развитием этнической культуры и языка финнов республики] объявил сбор пожертвований на создание и установку памятника: многие перевели приличные суммы, но обещанного знака они так и не увидели. Почему так произошло, разбиралась корреспондент «7x7».

 

Финны Сандармоха

Сергей Нельсон живет в американском городе Форт-Брагг на берегу Тихого океана в штате Калифорния. Отсюда в 1921 году его дед Энок Нельсон уехал в холодную Карелию за невероятной мечтой — помогать Советской России строить социализм.

Какое-то время Энок Нельсон работал в авторемонтной мастерской в Петрозаводске, потом переехал в Ухту (сегодня — поселок Калевала), где руководил промкомбинатом. Там же у него появился дом, любимая жена и три сына: Женя, Витя и Энок-младший. Из Ухты американца с финскими корнями увезли в 1938 году «в неизвестном направлении». Только спустя много лет его дети и внуки узнали, что 5 марта 1938 года их дед был расстрелян и закопан в одной из ям в урочище Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии. 

 

Энок Нельсон с женой и сыном, 1932 год. Фото из личного архива семьи Энока Нельсона

 

Историй с похожим финалом мемориал в Сандармохе хранит множество — более 7 тыс. человек были расстреляны в этом лесном массиве в 1937–1938 годах. Почти 60 лет это место искали родственники жертв репрессий, исследователи, историки, краеведы. В 1997 году расстрельные ямы НКВД обнаружила совместная экспедиция общества «Мемориал» из Санкт-Петербурга и Карелии. Тогда же здесь появились первые памятные знаки. Монумент с надписью «Люди, не убивайте друг друга» установили на первую годовщину открытия Сандармоха в 1998 году. А после публикации в 2002 году книги «Поминальные списки Карелии» — труда карельского исследователя Юрия Дмитриева — с именами жертв Сандармоха, столбики с именными табличками с фотографиями или просто фамилиями репрессированных стали устанавливать на территории мемориала ежегодно. Таких столбиков в Сандармохе можно насчитать несколько сотен, а еще — пару десятков монументов, памятных плит и скульптур от диаспор разных национальностей, представители которых были расстреляны в урочище.

Одной из последний в Сандармохе появилась именная плита Эноку Маттиасу Нельсону, тому самому отважному «американскому финну» [так называют граждан Финляндии, иммигрировавших в США и Канаду в начале ХХ века], который окончил свою жизнь в Медвежьегорском районе Карелии в 1938 году. Памятную плиту установили сын и внуки Энока в 2017 году. Всей семьей Нельсоны приехали из США в Карелию на 20-летие открытия мемориала Сандармох, чтобы почтить память своего деда.

 

Семья Нельсонов в Сандармохе, 2017 год. Фото из личного архива семьи Энока Нельсона

 

Тогда же Нельсоны удивились, что на мемориальном кладбище до сих пор нет памятника погибшим здесь финнам [в урочище в годы репрессий были расстреляны более 800 финнов]. У Сергея Нельсона удивление сменилось возмущением, ведь он лично отправлял пожертвование на создание и установку монумента руководителю Ингерманландского союза финнов Карелии еще в 2014 году.

 

Народный сбор

— В 2014 году [через социальную сеть «ВКонтакте»] ко мне обратился некий Олег Соснин, он написал, что на самом деле его зовут Владимир Коломайнен, его страницу якобы взломали, и поэтому он пишет с пустой, фейковой страницы. Сказал, что является председателем Ингерманландского союза финнов Карелии и ищет деньги на постройку памятника расстрелянным в Сандармохе финнам. Мол, не могу ли я прислать денег на это святое дело и не могу ли найти еще кого-нибудь, кто бы согласился отправить ему деньги, — рассказал корреспонденту «7x7» Сергей Нельсон.

Сразу переводить деньги Сергей не стал, сославшись на то, что в 2015 году он приедет в Петрозаводск лично, и тогда сможет передать свое пожертвование на установку памятника. Но дело, по словам Владимира Коломайнена, было срочным, и ждать личного знакомства было невозможно. 

— Тогда я отправил 500 долларов, еще 45 банк взял за международный перевод. В 2015 году, когда мы встретились в Петрозаводске с Коломайненом, он предложил мне какую-то мутную схему по закупке строительных материалов, но я отказался. Через несколько месяцев Коломайнен снова объявился и попросил еще денег, но я опять отказался. Тогда он исчез насовсем, — рассказал Сергей.

Вместе с Нельсоном поддержать проект согласились и финны, чьи родственники были похоронены в Сандармохе, и местные члены Ингерманландского союза. Кто-то переводил по тысяче рублей, но были и более серьезные вклады. Известный карельский музыкант Арто Ринне несколько лет назад провел благотворительный концерт, чтобы поскорее собрать необходимую сумму.

— Несколько лет назад я выступал со своей фолк-группой под Питером, мы тогда собрали около десяти тысяч. Я несколько раз говорил Коломайнену, что, возможно, стоит сделать памятник подешевле. Но он говорил, что есть договоренность со скульптором Колтыгиным, который сделал макет и должен был отливать памятник. По словам Коломайнена собранных средств не хватало и деньги находятся у него, — рассказал Арто Ринне.

По словам музыканта, он тоже чувствует свою ответственность за историю с памятником. По просьбе Владимира Коломайнена, он снял большой сюжет для местного канала о планах Союза Ингерманландцев по установке памятника.

«Финны — жертвы репрессий, наконец, получат свой памятник. Это будет сделанный из гранита и металла евангелистическо-лютеранский крест, на котором сидит лесной голубь. Они символизируют единство свободы и вечности», — говорится в сюжете.

 

Макет памятника расстрелянным финнам. Фото из газеты «Лицей»

 

 

Там же Владимир Коломайнен в интервью автору заявил: «По нашему мнению, такой памятник будет объединять самых разных людей и позитивно повлияет на сохранение нашей истории».

 

«Следующим летом мы установим, откроем и закончим этот проект»

В телефонном разговоре с корреспондентом «7x7» руководитель Карельской региональной общественной организации «Ингерманландский союз финнов Карелии» Владимир Коломайнен в первую очередь поинтересовался, кто именно попросил издание написать о судьбе памятника. Он пожаловался, что сам много раз пытался найти спонсоров для установки знака, но почти все его попытки были неудачными. За последние пять лет, по его словам, ему удалось собрать чуть больше 440 тыс. руб. из необходимых 4 млн руб.

 

Владимир Коломайнен. Фото с сайта «Коренные народы Карелии»

 

— Обращался в различные институты Финляндии, в Ингерманландский союз Финляндии, в итоге помощи я никакой не дождался, они не стали, да и не обязаны, объяснять причины, — рассказал Владимир Коломайнен. — Был утвержденный проект, были договоренности со скульптором, но сейчас будем удешевлять проект, упрощать, он не будет столь финансово затратным. Изначально планировалась мраморная трехметровая скульптура, но на данном этапе от нее решили отказаться. Окончательное решение будут принимать члены организации, будут рассматривать, как ее удешевить. Думаю, что следующим летом мы установим, откроем и закончим этот проект.

В мемориальном комплексе Сандармох действительно можно найти табличку на месте, которое по решению администрации Медвежьегорского района и директора Медвежьегорского музея Сергея Колтырина было определено для установки памятного знака финнам Карелии.

«В июле 2014-го на Мемориальном кладбище „Сандармох“ была установлена закладная плита с надписью на русском и финском языках: „На этом месте по инициативе Ингерманландского союза финнов Карелии будет установлен памятник невинно расстрелянным финнам“», — говорится на сайте «Сандармох. Мемориальное кладбище» в описании знака.

За пять лет, пока ингерманландец Коломайнен искал деньги на монумент, в урочище появились несколько небольших памятных табличек погибшим финнам. Кроме плиты американскому финну Нельсону, здесь есть металлическая табличка с надписью «В память финских жертв», установленная по инициативе членов финского мотоклуба Ural Roikka, и деревянный флаг Суоми со списком из семи имен и датой «10.7.2015». 


В 2016 году некоторые карельские историки усомнились, что Сандармох использовался только для расстрелов НКВД. Появилась гипотеза, что в Сандармохе финские оккупанты могли хоронить русских военнопленных. Документального подтверждения она все еще не получила. В августе 2018 года в Сандармохе работали представители Российского военно-исторического общества. За пять дней участники экспедиции — десять активистов РВИО и солдаты-срочники — нашли на месте массовых расстрелов в годы «Большого террора» останки пяти человек. Поисковики, не дожидаясь результатов экспертизы, выдвинули версии о том, что останки принадлежат не репрессированным.

Материалы по теме
Мнение
12 июля
Иван Звягин
Иван Звягин
Смог подтвердить свой российский диплом в Германии
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Григорьев
7 ноя 2018 12:07

Памятники уже есть в Сандармохе и Красном бору, под Петрозаводском. В Красном бору карело-финское расстрельное место. Там 1012 - карелов и финнов уложено, 90% расстрелянных. А в этом году, 30 окт. почти никого не было на поминовении в Красном бору.
В Карелии преступление сегодня - антикарельская, антифинская политика. Ведут власти Карелии и России. Известно всем. Вот о чем на говорить, а не "дурочку валять".

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КарелияПетрозаводскСандармохФинно-угры