В Сыктывкарском городском суде на уголовном процессе по делу бывшего председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной, которая обвиняется в получении взяток от фигурантов дела Гайзера, 12 сентября допросили трех свидетелей. Двое из них — Оксана Андреева и Денис Данилевич — работали в аппарате республиканского избиркома. А Надежда Гайдэу сейчас является секретарем участковой комиссии в сыктывкарском поселке Выльтыдор. О чем говорили свидетели — в обзоре корреспондента «7x7».
Допрос Андреевой
Заведующая детской библиотекой «Алый парус» в Эжвинском районе Сыктывкара Оксана Андреева с 2007 по 2016 годы работала на разных должностях в Избиркоме Коми. Карьеру в комиссии она начала с работы в приемной председателя.
Защиту интересовало ее знакомство с бывшим заместитель главы Коми Алексеем Черновым. Свидетель призналась, что не была с ним знакома, хотя и слышала о нем, но не смогла точно сказать, чем он занимался.
Поступающая на имя Шабаршиной корреспонденция проходила через Андрееву. По ее словам, большинство писем поступало в запечатанных конвертах. Андреева сама их вскрывала, регистрировала, ставила соответствующий штамп и передавала либо председателю избиркома, либо человеку, его заменяющему. Корреспонденции содержали документы и ничего более.
— Поступала ли вам корреспонденция нарочными? — поинтересовалась защитник Шабаршиной.
— Конечно, — ответила свидетель. — Это касалось документов, имеющих персональный характер, проверки кандидатов, участковых комиссий.
— А формировали ли вы когда-нибудь корреспонденцию для Чернова по поручению Шабаршиной? — продолжила допрос защитник.
— Я — нет, но вообще-то исходящая корреспонденция от избирательной комиссии в адрес Чернова была, — ответила она.
По словам Андреевой, документооборот в избиркоме был большой: в день проходило около ста исходящих и входящих писем.
Допрос Данилевича
Денис Данилевич с 2009 года трудится в орготделе избиркома. С 2014 года он какое-то время работал в приемной председателя. Кроме того, он возглавлял аппарат территориальной избирательной комиссии (ТИК) Сыктывкара.
Защиту вновь заинтересовали конверты, которые передавались лично Шабаршиной.
— Да, такие конверты передавались, — сообщил свидетель. — Как правило, они шли из администрации главы Республики Коми. В них содержались различные приглашения на конференции, семинары. Иногда в них были документы для последующей передачи в представительство [постоянное представительство Коми при президенте] в случае командировки в Москву. Приходили и жалобы от кандидатов.
— Конверты передавались в закрытом или открытом виде?
— Как в закрытом, так и в открытом. Но в любом случае они вскрывались сотрудником организационного отдела, — пояснил Данилевич.
Свидетель подробно рассказал о свой работе в аппарате ТИКа. Там он занимался приемкой протоколов участковых избирательных комиссий. Происходило это в фойе на первом этаже здания городской администрации. Защиту интересовал вопрос: видел ли он в помещении ТИКа Алексея Чернова. Данилевич признался, что не видел его там никогда, и при приемке протоколов Чернов не присутствовал. Но при этом фойе городской администрации в то время было открыто для всех желающих: туда приходили кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, журналисты.
— При приеме протоколов от участковых избирательных комиссий слышали ли вы о вмешательстве в их деятельность? — спросила защитник. — Сообщали ли вам такие факты?
— Нет, не сообщали, — ответил Данилевич.
— А слышали ли вы о вмешательстве в работу территориальной избирательной комиссии? — продолжила допрос защитник.
— Нет, никогда не слышал.
Допрос Гайдэу
Художественный руководитель дома культуры пригородного поселка Выльтыдор столицы Коми Надежда Гайдэу с 2005 года работает секретарем участковой избирательной комиссии (УИК) №3. Она рассказала суду, как на ее участке проходят выборы. На вопрос защиты, кто присутствует при подведении итогов голосования, свидетель ответила:
— Все члены комиссии, а также члены с правом совещательного голоса. Ну и потом, полиция у нас сидит, пожарники охраняют нас там. И наблюдатели. Все они сидят, никто никуда не уходит до тех пор, пока мы протокол не составим, не выдадим копии протоколов, не введем данные в сводную таблицу, не соберем все документы, бюллетени.
После подведения итогов, по словам Гайдэу, председатель комиссии, его заместитель и секретарь под охраной полиции с двумя протоколами и мешками с бюллетенями едут в здание администрации Сыктывкара для передачи их в ТИК. Мешки спускаются в подвал.
— Вы лично сами когда-нибудь в подвал спускались? — поинтересовалась защитник.
— Ну да, с мешками спускались вдвоем, — сказала Надежда Гайдэу.
— Там были посторонние?
— Нет, там никогда никого нет, — ответила свидетель. — Там одна Мария Михайловна все у всех принимает.
Кто такая Мария Михайловна, секретарь УИКа точно сказать не смогла, предположив с подсказки защиты, что она сотрудник ТИКа.
— У нас поселок маленький, избирателей мало, все друг друга знают, поэтому выборы у нас всегда проходят очень спокойно, — такими словами свидетель завершила свои показания.
Дело о взятке в особо крупном размере против бывшего председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной возбудили в июне 2016 года. Ее обвиняют в том, что она передавала важную информацию об избирательных кампаниях сотрудникам администрации главы Коми, за что получала взятки — всего 6 млн 680 тыс. руб.
На заседание по выбору меры пресечения она не пришла. Позже стало известно, что подозреваемая совершила попытку суицида.
Засекреченный свидетель, который работал председателем участковой комиссии, рассказал о «людях Чернова», которые дежурили в подвале мэрии. Еще один свидетель объяснил, как на выборах 2011 года «Единая Россия» приписала себе по Сыктывкару более 30 тыс. голосов.
Основные свидетельские показания касались поощрительных выплат членам «команды» Гайзера. Существование такой системы подтвердили несколько человек.
с преступным режимом , выполнение функций против Конституции РФ - участие в госперевороте ...
Бабло - духовная скрепа.
Оставьте тётеньку в покое, наконец. Режим судит её за верную службу режиму. Это же Уроборос какой-то... Дракон жрёт сам себя...
совершенно , они знали с кем снюхались
Ужо погодите... С вами будет то же самое малость погодя...
Это неправда. Какая там верная служба. Цель в тех ввборах была поставлена- максимальная законость и в ГД и в президентских выборах. Чернов играл на местной "элите" в свои шашки, а на президентских вообще "аномально высокий" результат устроил, дискредитирируя. Еще и Колегова отправлял баннеры Гайзера забрасывать.
"Верная служба", ну-ну
Выдумываете вы всё про "свои шашки". Все они на Путина работали.
Когда Чернов на Путина работал? Когда Колегова на баннеры Гайзера отправлял, когда Uran к штабу ЕР с гробом плюшевого мишки отправлял, когда выборы Путина дискредитировал?
Он тогда на Путина или на Вексельберга работал?
Вексельберг яйца Фаберже выкупил. Наш человек!
https://youtu.be/nWd2CPLoEFc
не одни выборы ЗАПУТИНА провела при 146 % проголосовавших , эт традиция при волшебнике Чурове.
За патриотизм и верную службу -денег не берут,а тут корыстное обогащение
Берут. И очень хорошо берут :)
Эх! Такую женщину ..да в "мирных целях"... в нормальной правовой системе. Быть бы ей хорошим руководителем.
Она ведь в конце концов играла по правилам.
ворами правилам
А других не было и нет...
Это идиотизм какой то
Более отвратительной власти и придумать невозможно. Это ведь что то опять типа большевизма, когда заставляли признаваться английскими или румынскими шпионами или что рыл подкоп в Токио, клеветать на родственников. Затем сажать тех кто сажал, и тд... И вроде все все поняли и осудили этот большевизм и вот опять в новой какой то в изощренной идиотской форме.