Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. «Я не терплю радикальных заявлений — они нас разрывают». Правила жизни правозащитника Игоря Сажина

«Я не терплю радикальных заявлений — они нас разрывают». Правила жизни правозащитника Игоря Сажина

Об истории, правах человека и понятии справедливости

Правозащитник Игорь Сажин
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Члену правления международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» и члену наблюдательного совета интернет-журнала «7x7» правозащитнику и историку Игорю Сажину 20 августа исполнилось 55 лет. «7x7» публикует его правила жизни, собранные из интервью, выступлений и записей в блоге.

 

Если мы будем верить, что люди сами по себе станут хорошими, то ничего не изменится.

— Покаяние всегда положительно влияет на людей. Пусть даже вымученное. Человек должен покаяться, признать свои ошибки. Может быть, для него это будет моральным стимулом, когда человек подумает, что он не хотел бы опять оказаться в этой дурной ситуации, слать письма с извинениями, которые будут предаваться публичности.

 

— Я всегда с большим уважением отношусь к тем людям, которые что-то делают лучше меня. Это всегда будет так.

 

— Мы должны научиться жить в нашей стране и друг с другом спорить. И при этом сохранять некое единство и в некоем единстве сосуществовать. Почему я не терплю радикальных заявлений, — потому что это то, что нас разрывает. Вот, снять этого! Этого — в тюрьму! Этого — в лагеря! Стоп, ребята. Вы собираетесь эту страну разорвать на части? Или вы собираетесь сосуществовать, как бы вы ни дискутировали? Вот для меня более важный момент — это сосуществование.

 

 

Один из самых сложных вызовов в правозащите — это приучить себя к довольно долгой, нудной и бесполезной работе. Второй вызов для меня — нам очень долго придется завоевывать доверие общества.

Все-таки правозащитники занимаются очень правильным делом. Они пытаются в местах, где власть скатывается к обыкновенной уголовщине, все вернуть в законное русло. И не важно, по отношению к кому творится беззаконие, не важно, кто плох, а кто хорош — все должно оставаться в законном русле, в нормах права.

— Я с любым человеком готов общаться. Просто у меня есть определенные ценности, которые я не переступлю. Но общаться я готов с любым человеком. Как бы мне тяжело ни было, я готов разговаривать. Вопрос в другом — есть ли тема для разговора? Есть ли те точки, по которым мы можем договориться и на которых мы можем сойтись?

Надо никогда не забывать, что все зло делают люди и они убеждены в истинности своих действий и в направленности на добро своих действий. Добро влечет людей к поступкам, добро толкает людей на решительные шаги. Да, в основе отрешенности и решительности стоит именно добро, но подслеповатость делающих добро обращает каждый шаг к добру в чистое зло.

Все, что нам пытаются продать политики (ученые), — это слабо проглядывающее достоверное сквозь пелену мифа, потому что полностью достоверное не может продать ни один человек.

 

 

Безответственное поведение большинства — это одна из основных проблем современной России. Мы медленно выходим из рабства.  Ответственность — это про медленно, очень медленно, поколение за поколением.

Все говорят о справедливости или несправедливости, которая присутствует в мире. Вообще-то, государства и сообщества не измеряются тем объемом справедливости, который есть в этом сообществе. Если много несправедливости, это начинает раскалывать общество. Если уровень несправедливости снижается, люди начинают смиряться с проблемами и доверять друг другу.

Мораль не приносит сиюминутных плодов. Мораль и рациональность стоят на разных полюсах. 

У кого нет прошлого, у того нет будущего. Для меня это жесткое правило, может быть, именно поэтому я занялся историей, потому что прошлое меня всегда интересовало чуть больше, чем будущее. 

 

Игорь Сажин проводит экскурсию в рамках проекта «Пешком по Усть-Сысольску»

 

— Когда сегодня люди выкрикивают, что им нужен порядок, они кричат о том, что им надоело принимать решение, что они хотят, чтобы кто-то за них принимал решения. Разговор про порядок — это разговор про комфорт внутри культуры зависимости.

У нас сложился империализм: власть практически срослась с крупным бизнесом. А сложившаяся ситуация тем и объясняется, что мы выпустили из рук контроль над властью. Бизнес, напротив, все это собрал под себя. Но если в развитых странах на это может оказывать влияние мощный средний класс, то у нас он еще не настолько развит.

Культуру диалога рождает только диалог. Все, что происходит сейчас по разгону митингов, собраний и т. п. — это формирование бездоговорных отношений. Это не молодежь вчера гоняли по улицам омоновцы, это следующее поколение отучивали договариваться, это молодежь выталкивали к привыканию не интересоваться мнением оппонирующей стороны. Это самое не стабилизирующее поведение власти. 

 

Игорь Сажин на Сыктывкарском баркемпе в 2018 году

 

— Пока наши отношения с коллективным сознанием и подсознанием довольно идиотские. Мы пока уверены, что личное сознание способно влиять на коллективный мозг. Мы гордо говорим о роли личности в истории, мы продолжаем ставить памятники-символы личностям, при этом не осознавая, что даже самые яркие и независимые личности выполняли лишь социальный заказ, а иначе бы они просто не были замечены.

Вера в то, что несправедливость не коснется нас каким-то непонятным образом, живет и живет в нас. Нам должно повезти — убаюкивает нас наша голова. Кругом несправедливость, а нас-то эта несправедливость точно не коснется. Других несправедливость касается потому, что они заслужили, а мы же хорошие, и нас несправедливость не коснется — это точно. В том-то все и дело, что несправедливость — это когда ни за что. Это когда просто так, потому что сложились обстоятельства. Справедливость не связана с правильностью и неправильностью поведения. Справедливость связана с прощением. Справедливость к себе мы рождаем не определением вины и невиновности кого-то, а прощением прежде всего виновного.

Привычка ожидания конца света — это уже какая-то обязательная часть культуры. Нам уже как-то очень скучно без того, чтобы с какого-то из каналов радио или телевидения на нас не обрушилась абсолютно верная информация о скором конце света. А у меня такое ощущение, что это такая отговорка от давно случившегося.

Конец света уже давно здесь, и мы только пытаемся убедить себя, что с нами пока ничего не случилось, но скоро случится.

 

То есть пока можно делать что хочешь, но скоро, скоро уже нельзя будет, потому что спросится, пока еще не пришел «он». Хотя давно уже этот ужасный и страшный, этот антихрист уже пришел. Мало того, он прочно обосновался в нашей культуре, внутри нас. Это бессовестная вера в то, что кто-то что-то за нас сделает. Придет, возьмет ответственность за нас, а мы свесим ножки — пересидим, переждем в тепле и уюте. Если вы думаете, что это особенность русской культуры, то не угадали. Это общее поветрие.

Права Человека — это про слабого, стоящего перед сильным, перед очень сильным. Но это не про вообще слабого, стоящего перед сильным, как нам хочется подать это другим, а стоящего перед сильным по поводу очень малого объема конфликтов. Здесь требуется отбор, здесь требуется понимание узости поля под названием Права Человека. Только эта узость прощает Правам Человека все остальное. Как только мы шагаем за пределы этой узости, ценности Права Человека превращаются в орудие самоубийства концепции Прав Человека. Права человека — это не про наше тело, нашу душу и наших близких? Да, именно. Права человека — это про тело, души и близких, но не наших, а самых отвратительных слабых перед вздыбленностью самых сильных, желающих ценности свести к интересам. Нам этот путь еще идти, идти и идти... Всем нам, всему человечеству. Мы еще десятки раз потеряем Права Человека в этом длинном походе.

Материалы по теме
Мнение
16 июня 2018
220
Игорь Сажин
Игорь Сажин
«Мои друзья, работяги, просто физически не осилят это поднятие рубежа пенсии»
Мнение
8 октября
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
«Школа выкарабкается, но лучше точно не станет». Есть ли в России кризис учителей?
Комментарии (22)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
20 авг 2018 20:43

"Мораль и рациональность стоят на разных полюсах. "
Очень люблю Игоря. Терпеть не могу его левачества и релятивизма. Это не его личная болезнь, это такое видовое отличие правозащитников ( почти всех) - они не понимают сущности нормально функционирующего капитализма. Я утверждаю, что высокоморальное поведение рационально и выгодно в огромном большинстве случаев. Если бы это было не так, не был бы возможен никакой общественный прогресс, постепенное улучшение нравов, рост цивилизованности. Абсолютное торжество хаоса. Именно рациональное поведение миллионов людей сформировало то, что теперь понимается, как моральное. Не подвиг единиц сформировал здоровые общества цивилизованных стран, но правозащитники осмысляют свою деятельность именно в категориях подвига. Это ошибка. Моральное сформировалось из рационального поведения миллионов - честности, трудолюбия, бережливости, правдивости.

Qwerty
24 авг 2018 10:49

"Но естественным продолжением этой логики (Хайека) становится определение релятивизмом любого утверждения, продуктом человеческого разума".
Стивен Меткалф. "Неолиберализм - идея, проглотившая мир".

Qwerty
24 авг 2018 11:18

"... являющегося продуктом...", ссори

20 авг 2018 22:46

Вы очень разные с Игорем Валентиновичем, Леонид Александрович! Очень. Для Сажина главное -мораль и нравственные качества. Для Вас же ... рациональное поведение (в определенных кругах) и рост *цивилизованности*! То, что делает Игорь Валентинович в общественной жизни республики, как и в правозащитном движении страны, измерить и оценить просто невозможно! Каждый день, недели, месяцы, годы ...подтверждение Его слов и Его жизненных постулатов, которые служат примером и подражанием у тех, кто приходит в правозащитное движение. За Игорем Валентиновичем пойдут люди, а за Вами нет. Не потому, что Вы плохой или недостойный... НЕТ. Вы просто разные ... по своей сути лидеры. Он правозащитник до *мозга костей*, а Вы, Леонид Александрович, в силу появившихся, сиюминутных обстоятельств! И, второе, Игорь Валентинович хороший организатор масс, но который не старается претендовать на роль *последней* инстанции и, что интересно , Он - бессеребренник ! Дай Бог, Ему долгих лет жизни на БЛАГО правозащитного движения как в Республике Коми так и, в России в целом. Хотя, Игорь видный правозащитник - международник ! Согласна с Вами в главном. Мы - те, кто стали правозащитниками ...тоже ОЧЕНЬ ЛЮБИМ Его и, дорожим Его уважением, помощью и вниманием !

Vova
20 авг 2018 23:24

Скажем проще, один христианин, другой иудей. Оба они люди добрые, религиозные. Кто в курсе темы, тот поймёт :)

"Мы медленно выходим из рабства".
Не могу с этим согласиться. Напротив, мы очень быстро влезаем в рабство. Значительно увеличилось число граждан, которые берут кредиты, а это добровольное рабство. Эти граждане полностью выпадают из числа людей, выходящих на митинги, стачки, пикеты, на защиту нарушенных прав. Они боятся потерять работу, не выплатить кредит, то-есть становятся рабами банков. Это путь к рабству, само- уничтожению.
Я, как правозащитник, высказываю радикальные заявления, чего не любит правозащитник Игорь.
Если правозащитники не могут найти общий язык, объединиться, то это и есть разрыв.
Ничего не имею против историка Игоря Сажина. Без прошлого нет будущего. Но и за будущее должны бороться мы, а не только наши потомки.
С днём рождения! Успехов!

21 авг 2018 00:17

Спасибо, Григорий!

21 авг 2018 01:38

Жить надо сегодня, а умирать завтра...

Vova
20 авг 2018 23:47

"Все зло делают люди и они убеждены в истинности своих действий и в направленности на добро своих действий" - вот это верно. Люди даже убивают, грабят, насилуют из самых благих побуждений. Никто ничего не совершит, если не уверен в своей правоте, просто не сможет, ведь ему придётся перебороть самого себя. Просто люди действуют, не думая о морали и законе. Сначала действуют, думают потом. Или не думают вовсе. Можно ли вообразить насильника, который уверен, что действует неправильно? Да у него просто эрекции не будет! :)))

зырянин-язычник
21 авг 2018 00:13

Все от не понимания смыслов, даже произносенных слов.
Верить? ВЕ_РА это по древнеуго,ски ЗНАНИЕ СВЕТА ( светлое знание) (просветление.)
Человеки от рождения хорошие, это после они портятся под влиянием грязных религиозных галлюцинацийй
Не ждать надо когда Человеки станут лучше, а не позволять сектам очернять их светлое сознание.


Справеливость это когда по законам природы, а не по каким-то людских законам морали и догмам, которые работают противополжно

Язычнику
21 авг 2018 14:01

В Природе больше всего "прав" у самого крупного и сильного зверя. Мелкие и слабые - приспасабливаются и хитрят. Где ты здесь видишь Справедливость?

зырянин-язычник
21 авг 2018 23:48

А даже невидимые бактерии уничтожают даже мамонтов.)))
Все гармонично уравновешенно во вселенной.)))
Так в чём сила во вселенной?))))

Никола Тесла
21 авг 2018 00:41

"Нет ничего, что в большей степени могло бы привлечь вниманиечеловека и заслужило бы быть предметом изучения, чем природа. Понять её огромный механизм, открыть её созидательные силы и познать законы, управляющие ею — величайшая цель человеческого разума".

21 авг 2018 02:12

Человек приходит в этот Мир с чистым сердцем, но с грязными помыслами. Что возобладает в человеке? Вот вопрос!
Но с полной уверенностью можно сказать, что выбирая между Добром и Злом человек руководствуется или Сердцем или Умом. И делает это вполне осознанно, исходя из своих личных убеждений, а не под влиянием внешних факторов. Внешний фактор - это только раздражитель. Потому в чистом виде перед нами предстаёт или убежденный подлец или убеждённый молодец.
Перерождение подлеца в молодца, так же , как и молодца в подлеца, попросту невозможно.

Человек, высказавший мысль:

"— Если мы будем верить, что люди сами по себе станут хорошими, то ничего не изменится."

"— Покаяние всегда положительно влияет на людей. Пусть даже вымученное. Человек должен покаяться, признать свои ошибки. Может быть, для него это будет моральным стимулом, когда человек подумает, что он не хотел бы опять оказаться в этой дурной ситуации, слать письма с извинениями, которые будут предаваться публичности."

- просто обязан быть Молодцом и достоин Уважения!

С днём рождения, Игорь!

зырянин-язычник
21 авг 2018 11:11

Самая справеддивая модель взимоотношений между человеками это Рынок, ЯР_МАРка(МАРкет).
Именно на ярмарке человеки взаимовыгодно договариваются.
Законы Рынока наиболее близки к законам природы и потому наиболее эффективны в ПРЯМЫХ и СПРАВЕДЛИВЫХ взаимоотношения человеков, и без всяких паразитических ГОС ЮДАрств.

Всё просто и разумно во вселенной.)))

Vova
21 авг 2018 11:20

Вот уж всецело разделяю! Города росли вокруг рыночных площадей, вокруг торжищ. И в этой связи нахожк

Vova
21 авг 2018 11:21

Нахожу отвратительной тенденцию к выселению рынков на окраины.

зырянин-язычник
21 авг 2018 12:19

Кроме рыночных отношений хорошо объединяют людей отношения сексуальные. Недаром зыряне - гиперборейцы праздновали день Ивана Купалы и практиковали сексуальные игрища ( За-Бавы) возле костром ( огня). С помощью огня люди очищали свою ауру, а в сексуальных утехах происходило единение с природой. Но пришли рюсские и принесли на празник огненную воду. С тех пор нет единения человека и природы.

"Язычнику"
21 авг 2018 13:12

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.
Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель» (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Игорь, с днём рождения!

21 авг 2018 13:51

Поздравляю Вас! Самое хорошее в Вас правило - чуткость ко всем людям которые обращаются за помощью.

Н.М.
23 авг 2018 16:17

Согласен с Любовью - сам всё это испытал на себе в 90-х. Теперь о главном. О "привычке ожидания конца света". Если Вы, Игорь, верите хотя бы во что-то, как могли пропустить абсолютно явные его признаки. Ну хотя бы то, что Великобритания проголосовала за отделение от Евросоюза, и то, что к власти в США пришёл редкостный придурок. Вам подобное котя бы раз во сне снилось? Мне тоже. А наш Володя КБ совсем не дурачок, всё тут же схватил на лету и мочит этот МИР по самое не хочу. Может у них, Трампа и Путина, и есть что-то на наш с вами случай, но у миллиардов с лишним простых людей ЭТОГО точно нет. Может только и по этому народ наш ведёт себя так по-рабски...

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Мемориал*НКОПравозащитникиСыктывкар