Юрий Тестин, чья семья несколько лет считалась малоимущей, несколько раз обращался за социальными пособиями, но не получал их. Он считает, что ему отказывали из-за поправок в региональном законе, который действовал в Коми с 2016 года. Тестин подал иск против правительства Коми. Он требует отменить республиканский закон №56 «Об оказании государственной социальной помощи», так как считает, что региональный нормативный акт противоречит федеральному, и это позволяет правительству экономить на социально незащищенных семьях. В правительстве это отрицают. Иск 20 июня начал рассматривать Верховный суд Коми, на заседании присутствовал корреспондент «7x7».
Что случилось
Семья Тестиных получила статус малоимущей в 2014 году. Согласно федеральному закону, им полагалась помощь в виде денежных выплат. Но их семья не получала. В 2017 году Тестины снова получили статус малоимущих, но денег от государства они снова не увидели. Глава семьи Юрий Тестин обратился в прокуратуру. Там ему сообщили, что он не получает средства из-за положений регионального закона — он «входит в несоответствие» с федеральным по вопросу назначения пособий. Тогда Тестин решил добиться отмены регионального закона в суде.
Аргументы истца
По федеральному закону, получателями соцпомощи могут быть малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в регионе. Эта же норма прописана и в республиканском законе. С 1 апреля 2018 года средний размер прожиточного минимума составляет 12539 руб. в месяц.
А вот пособия в республике положены тем малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже гарантированного денежного дохода. Размер этого пособия равен разнице между гарантированным и среднедушевым доходом. С 1 апреля 2018 года средний размер гарантированного денежного дохода составляет 2663 руб.
Отец малоимущей семьи Юрий Тестин обвинил правительство Коми в нарушении федерального законодательства и «укрывании» бюджетных денег для малоимущих. Он утверждает, что малоимущие в республике не получают той помощи, которая предназначена им по российскому закону. Он обосновывает это тем, что в республике, помимо прожиточного минимума, используется такое понятие, как гарантированный душевой денежный доход. Из-за этого в регионе сократилось число тех, кто может получать пособия.
По словам Юрия Тестина, каждый субъект в России имеет право устанавливать свои размеры социальной помощи, условия и порядок получения, но не может изменять и тем более сужать круг нуждающихся в помощи лиц. Поэтому он потребовал отменить существующую норму, потому что она нарушает права всех остальных малоимущих.
— Деньги нам не передаются, а значит, укрываются, — сказал в суде Юрий Тестин.
Позиция ответчиков
В заседании суда 20 июня участвовали представители министерства труда, занятости и социальной защиты, министерства финансов, администрации главы Коми и консультант Государственного совета республики.
По мнению представителей главы, норму республиканского закона отменять нельзя, так как это повлияет на жизнь малоимущих. Пособия получают не только малоимущие, но и семьи с детьми, а для многих из них это единственный источник доходов.
Юристы утверждают, что в Минсоцтруда не могут оставить малоимущих без поддержки: пособия сегодня получают 3500 малоимущих семей. Но есть и другие категории и виды соцпомощи: льготы на проезд, лекарства, обучение и питание, есть пособия для пенсионеров, инвалидов, кормящих матерей. При этом представители главы не смогли сказать, сколько всего жителей Коми получают какие-либо выплаты или другую государственную помощь и в каком виде.
На заседании прозвучала информация, что в республике получателей социальной помощи отбирают по критерию нуждаемости: кому помощь нужна больше — тому ее и оказывают.
— Мы работаем по принципу адресности и справедливости, — сообщила консультант Минсоцтруда Екатерина Шмидт. — Каждый человек получает ту помощь, которая позволит ему выбраться из сложной жизненной ситуации.
Но как именно происходит отбор и в каких региональных документах регламентирован этот критерий нуждаемости, никто из представителей ответить не смог.
Консультант-эксперт Госсовета Светлана Цветцих сказала, что в законодательстве Коми нет никаких противоречий федеральным законам и отменять существующую норму не нужно.
Решение суда
Судья предложил Юрию Тестину расширить иск — оспорить не только третью статью республиканского закона, в которой говорится о размерах выплат, но и вторую, где речь идет о видах получения пособия. Истец заявил, что он не собирается оспаривать размеры, его волнует то, как в республике назначают пособия, а также кому оказывают помощь, а кому — нет.
Судья объявил перерыв в заседании до 26 июня.
О принципе нуждаемости
В Коми в 2015 году начали внедрять принципы нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, хотя точного определения этого термина ни в российском, ни в республиканском законодательстве не было. Под критериями нуждаемости можно понимать и уровень денежных доходов человека, и его здоровье, и сиротство, и определенный возраст, и статус. В большинстве стран, где внедряется принцип адресности и нуждаемости, под ним подразумевается определенный уровень доходов. Если у человека доход ниже установленного размера, то он считается нуждающимся в государственной помощи и получает ее, а если выше — то нет. В Коми за основу был взят именно этот критерий.
Результатом внедрения принципа нуждаемости стали принятые Госсоветом поправки в республиканский закон, который заменил меры соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на ежемесячную денежную выплату в фиксированном размере. Суммы были рассчитаны для каждой льготной категории с учетом того, где проживают люди — в северных или южных районах. Некоторые льготники выиграли в деньгах, другие, наоборот, стали платить за ЖКУ больше.
С 1 февраля 2017 года в Коми начал действовать закон №144-РЗ, который ограничил число получателей компенсаций родительской платы за детский сад. Компенсации стали начислять тем семьям, совокупный доход которых не превышает полуторный размер прожиточного минимума в республике.
Судебная практика
Некоторые льготники и многие родители были недовольны нововведениями. Они обратились в суды, но проиграли. В марте 2016 года Конституционный суд Коми признал законными замену мер соцподдержки на фиксированные выплаты льготникам. В апреле Конституционный суд решил, что замена льгот ветеранам труда на ежемесячные выплаты тоже не противоречит законодательству. Точно такое же решение суд принял и в марте 2017 года, но уже в отношении другой категории льготников — репрессированных.
Во всех случаях суд обосновывал решение тем, что Республика Коми не отказывается от ранее взятых обязательств и продолжает оказывать поддержку разным категориям льготников, исходя из того объема финансов, которым она располагает.
В марте 2017 года адвокат Роман Койдан обжаловал в суде закон о компенсациях за садик №144-РЗ. В мае 2017 года судья Верховного суда Коми Вячеслав Головков признал закон противоречащим федеральному законодательству. Государственный совет республики обжаловал это решение. В июле судья Виталий Соболев при подготовке дела для направления в Москву исправил описку и заменил слова «противоречащий федеральному законодательству» на «недействующий». В октябре Верховный суд России отменил решение Верховного суда Коми о признании недействительным республиканского закона №144-РЗ. Дело начали рассматривать с самого начала.
В декабре 2017 года Верховный суд Коми отклонил иск Романа Койдана. Юрист подал апелляцию. Но в апреле 2018 года Верховный суд России оставил решение Верховного суда республики в силе.
Чего можно добиться в государстве, где возможно "в кормлении грудью отказать"?