Верховный суд Коми 20 декабря отклонил иск адвоката Романа Койдана, который во второй раз пытался отменить действие республиканского закона №144, ограничивающего круг получателей компенсации родительской платы за детский сад. Сразу после заседания адвокат заявил корреспонденту «7x7», чтобы будет оспаривать это решение в Верховном суде России.
В Верховном суде Коми завершилось рассмотрение дела об отмене регионального закона №144, который, по мнению заявителя Романа Койдана, противоречит федеральному законодательству. Во время прений адвокат подчеркнул, что федеральный закон обязывает регионы устанавливать размер компенсации родительской платы за садик, который не должен быть менее 20% на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% — на третьего и последующих детей. По его словам, эта норма действовала 25 лет, родители планировали свой семейный бюджет с учетом этой нормы, рассчитывая на компенсацию.
Койдан подчеркнул, что в федеральном законе указано, что региональные власти не могут ограничивать льготы и компенсации, их можно только добавлять. Госсовет Коми, напротив, ввел критерий нуждаемости, после чего многие родители потеряли право на льготу.
Ответчики, среди которых были представители республиканского парламента, главы Коми, Минобраза региона, заявили, что закон №144 не противоречит федеральному законодательству, так как его суть осталась прежней — адресная поддержка граждан. Они подчеркнули, что компенсацию после вступления закона в силу получили не 10 тысяч семей, как заявлял Койдан, а 30 тысяч семей. Это примерно 60% от тех, кто ранее получал компенсацию, — те, «кто действительно в ней нуждается».
В итоге Верховный суд Коми отклонил иск Койдана, который заявил, что будет оспаривать его.
— Мы получим текст решения, после этого будем подавать апелляцию в Верховный и Конституционный суды Российской Федерации. Это решение ущемляет права граждан, которые борются за свои права. Решение, которое вынесено сегодня, — повод и основание обратиться в Конституционный суд, — сказал Койдан.
В начале декабря 2016 года Министерство образования, науки и молодежной политики Коми предложило ввести критерий нуждаемости при предоставлении этой меры соцподдержки и ограничить число получателей компенсации. Первоначально собирались ввести четыре критерия: на компенсации могли рассчитывать малоимущие, многодетные семьи и семьи, где воспитывались двое детей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это предложение вызвало резонанс, поэтому Минобраз изменил законопроект. Новая редакция документа поступила депутатам за день до заседания Государственного совета. В новой версии законопроекта вводился только один критерий — компенсации предлагалось начислять тем семьям, совокупный доход которых не превышает полуторный размер прожиточного минимума в республике. По задумке авторов, при таком подходе лишиться соцподдержки в большинстве своем должны были семьи с высоким достатком. Этот закон был принят 15 декабря и вступил в силу с 1 февраля 2017 года. Для подтверждения права на компенсации семьи начали собирать справки о доходах.
В марте 2017 года Роман Койдан обжаловал в суде новый закон, так как, по его мнению, он противоречил федеральному законодательству. В конце апреля юрист пригласил в суд главу Коми Сергея Гапликова, который подписал решение о принятии нового законопроекта, но глава не пришел, на суде присутствовали три его представителя.
В мае 2017 года судья Верховного суда Коми Вячеслав Головков признал закон противоречащим федеральному законодательству. Государственный совет республики обжаловал это решение. В июле судья Виталий Соболев при подготовке дела для направления в Москву исправил описку и заменил слова «противоречащий федеральному законодательству» на «недействующий».
В октябре Верховный суд России отменил решение Верховного суда Коми о признании недействительным республиканского закона 144-РЗ. Дело начали рассматривать с самого начала.
Что и следовало ожидать,возня вокруг 144рз похожа на фарс и пиар. Остается только пороадоваться за Романа Койдана,он получил должность в администрации Главы Коми,то,ради чего вся возня и затевалась.
Роман ты делал и делаешь все ради должности.