Бывший водитель и охранник сыктывкарского предпринимателя Юрия Бондаренко Максим Сазоненко 20 марта на суде по делу экс-мэра Сыктывкара Романа Зенищева (его обвиняют в получении взяток), заявил, что не знает, передавал ли бизнесмен деньги в мэрию или нет. Он также рассказал, как после ссоры с предпринимателем Валерием Веселовым в 2009 году Бондаренко передал фигурантам дела Гайзера свои доли в общих предприятиях и уехал в Москву, опасаясь покушения на свою жизнь. На заседании побывала корреспондент «7x7».
О транспортном блоке
В начале заседания представитель стороны обвинения спросил у свидетеля, что он знает о так называемом транспортном блоке, сформированном фигурантами дела Гайзера предпринимателями Александром Зарубиным и Валерием Веселовым, а также братьями Александром и Юрием Бондаренко. Сазоненко ответил, что этот блок возглавлял Николай Шлопов, а номинальными директорами небольших транспортных предприятий, которые открыли, чтобы сэкономить на налогах, были охранники братьев Бондаренко. По его словам, Шлопов также был подчиненным предпринимателей. По словам Сазоненко, он слышал, как братья Бондаренко говорили о том, что хотят заполучить все автобусные маршруты в городе и жаловались на необходимость больших выплат в администрацию Сыктывкара, а также на Романа Зенищева, который, находясь в должности мэра, «не выполняет их указания».
— Про Зенищева Юрий Бондаренко сказал в машине, на эмоциях, во время телефонного разговора, — пояснил свидетель.
По просьбе прокурора судья Антон Панкратьев зачитал показания, данные Сазоненко следствию, которые свидетель выслушал и подтвердил. Согласно им, главным в транспортном блоке был Александр Зарубин. Это же ранее утверждал и Валерий Веселов. В показаниях говорилось о том, что в 2007 году Юрий Бондаренко считал, что распределение автобусных маршрутов находится под контролем Зенищева. Предприниматель считал, что Зенищеву помогли стать мэром, и возмущался тем, что ему нужно платить какие-то деньги. Сазоненко слышал, что в одном из разговоров Бондаренко сообщал кому-то, что бывший руководитель Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми Игорь Кудинов также был человеком Зарубина. Именно он занялся пассажирскими перевозками, после того как Юрий Бондаренко, поссорившись с Веселовым, ушел из этого бизнеса в 2009 году. Сам Кудинов в показаниях, данных суду, отрицал свою связь с Зарубиным и даже говорил, что был с ним «на ножах».
Подтвердить факт передачи денег мэру свидетель не мог, он вспомнил только, что три раза предприниматели Бондаренко и Славчо Славчев, которого он назвал правой рукой брата Александра, отвозили в администрацию Сыктывкара продукты. Юрий Бондаренко, по его словам, часто бывал в администрации, куда ездил и к Зенищеву и по другим делам. Николай Шлопов часто приезжал туда же одновременно с Бондаренко. Но большинство разговоров между ними проходило не при нем.
— Случалось так, что я выходил из машины, чтобы они могли там поговорить, — рассказал Сазоненко.
Они могли привозить и деньги, но Сазоненко этого не видел. Адвокат Олег Филиппов спросил, подписывал ли свидетель как директор предприятия какие-либо бумаги о передаче денег под наличный расчет Шлопову или кому-то еще. В своих свидетельских показаниях Николай Шлопов заявил, что собирал деньги для передачи Зенищеву, в том числе и с подконтрольных транспортных предприятий. Сазоненко ответил, что номинальных руководителей заставляли подписываться в разных документах. По его предположению, деньги обналичивал Славчев. Свидетеля также спросили о конкурсе на пассажирские перевозки.
— О конкурсе я ничего не знал, я же обычный охранник, нас во многое не посвящали, — ответил он.
О предприятиях ЖКХ
На вопрос прокурора о том, владели ли братья Бондаренко предприятиями ЖКХ, Сазоненко ответил, что у них было какое-то предприятие на улице Морозова (ООО «СЖКК»), и до 2010 года они туда часто ездили.
— Я слышал как братья Бондаренко говорили, что отдали его за долги, они были очень расстроены, — сообщил свидетель.
По его словам, фигурант дела Гайзера финансист-технолог Антон Фаерштейн встречался с Юрием Бондаренко в Москве, куда предприниматель переехал после конфликт с Веселовым. Тогда Фаерштейн и рассказал о том, что Зенищеву под контроль якобы отдали предприятия ЖКХ в счет долга за то, что он смог предоставить транспортному блоку выгодные пассажирские маршруты. Он добавил, что предприятиями занималась бывшая жена экс-мэра Полина Голованова. По данным базы Casebook, она является учредителем УК «СЖКК» и ООО «СЖКК-Давпон», в ведении которых теперь находятся дома по улице Морозова.
О конфликте Бондаренко и Веселова
Сазоненко также рассказал. что ему известно о конфликте Валерия Веселова и Юрия Бондаренко.
— Об этом конфликте весь город знал. Гостиница «Сыктывкар», клуб «Релакс», хлебозавод — везде у Бондаренко была доля какая-то. Ему отдали деньги, чтобы он все отписал [Зарубину и Веселову].
В свидетельских показаниях Сазоненко, данных следствию, говорится, что после конфликта в 2009 году Антон Фаерштейн не меньше пяти раз приезжал к Бондаренко в Москву и привозил ему деньги, суммы достигали нескольких миллионов рублей.
— Фаерштейн изначально был человеком Бондаренко, который рассказывал, что нашел его где-то в баре и всему обучил. После ссоры Бондаренко предложил ему выбрать, с кем остаться. И Фаерштейн решил работать на Веселова, точнее на Зарубина, — объяснил свидетель.
По его словам, он и Бондаренко время от времени в Москве тайно заезжали в гараж, где предприниматель хранил пистолет, так как боялся, что после ссоры с Веселовым на него могут организовать покушение. Сазоненко описал пистолет как черный с глушителем, который больше похож «на дамский». Однажды Бондаренко сделал три выстрела в доску прямо в гараже. Гильзы он отдал Сазоненко, попросив выбросить их где-нибудь в городе. После ареста Гайзера и ряда высокопоставленных чиновников и крупных предпринимателей Коми, в том числе Веселова, Бондаренко добровольно выдал сотрудникам ФСБ схроны с оружием и боеприпасами.
Верховный суд Коми 30 ноября 2017 года приговорил Юрия Бондаренко к 2,5 годам колонии общего режима за хранение оружия. Вместе с предпринимателем осудили и его брата Александра, а также двух их охранников — Славчо Славчева и Сергея Ремиза.
В своих показаниях, данных в середине декабря, Бондаренко рассказал о финансовых схемах, которые связывали фигурантов дела Гайзера и экс-мэра Сыктывкара Романа Зенищева.
Курировавший транспортные предприятия Николай Шлопов рассказал в суде, что Зенищеву платили за общее покровительство. По версии следствия, в счет оплаты бывшей жене экс-мэра Полине Головановой передали ряд предприятий ЖКХ.
На момент предъявления обвинений Зенищев уже отбывал наказание. Его осудили на девять лет лишения свободы за взятки, растрату и злоупотребление полномочиями.
Следите за последними новостями «7x7» в нашем Telegram-канале «Возбужденная Коми».
Какой Юрий Бондаренко гладкий и пушистый со слов своего охранника Максима Сазоненко. Прямо любовь…
Однако в период беспредела ЧОПника-уголовника Юрки Бондаренко в банде Айвенго, до его ареста в 2015 году, таких любовных отповедей не наблюдалось…
Свидетель Максим Сазоненко указал, что «Фаерштейн изначально был человеком Бондаренко, который рассказывал, что нашел его где-то в баре и всему обучил».
Кто кого и чему «обучил» .. Воровать? «Регулировать»? Взятки давать? Или в ОПС участвовать?
Следствие не уточнило?