Врио губернатора Карелии Артур Парфёнчиков впервые пообщался с жителями республики по телефону горячей линии. За час он успел выслушать восьмерых из 45 звонивших. На первых звонках осваивал селектор (куда нажимать, куда и что говорить), в этом ему помогали советники — первый замглавы Олег Тельнов, заместители премьер-министра Валентина Улич и Игорь Ширшов, руководитель администрации главы Анатолий Моисеев и новый вице-губернатор Карелии Александр Чепик. Также на вопросы жителей Карелии отвечали главы муниципалитетов, а сами жители поздравляли нового и.о. со вступлением в должность, молили о помощи, приветствовали инициативу провести горячую линию или пытались воспользоваться близостью к президенту, чтобы решить «долгоиграющие» проблемы.
— Кнопочку нажимайте, — подсказывают советники.
— Как все сложно… — отвечает и.о. главы.
...
— Скажите: «Здравствуйте».
— Здравствуйте, — вторит хозяин кабинета.
— Здравствуйте, — отзывается один из дозвонившихся.
Аварийное жилье
Первый и самый продолжительный разговор — с Ольгой Матюшкиной из Кеми. Деревянный 109-летний дом, где она живет, не включили в программу переселения из аварийного жилья. В десяти метрах от ветхой двухэтажки петербургская фирма ООО «Дальпитерстрой» возводит дом для переселенцев.
— Центр города, дом наш стоит на виду, весь разваленный. Он и так был в аварийном состоянии, а теперь [из-за стройки] вообще сложится пополам. Он включен в список аварийных, но в программу переселения не попал, потому что это было после 1 января 2012 года. Пять лет просили включить в программу. Когда программа закончилась, приехали, включили — и то когда мы обратились в прокуратуру. Но мы смирились с этим, ладно, где-то подлатали. Мы вам писали, ответ пришел. Вы планируете приехать в Кемь? — говорит Ольга Матюшкина.
— Да, конечно, — ответил Парфёнчиков.
— Когда?
— Сейчас срок не определен, но то, что я у вас буду в ближайшие несколько месяцев, — это безусловно.
Артур Парфёнчиков выразил надежду, что дом все-таки попадет в новую программу переселения. У людей, которые уже наслышаны про нее, резонный вопрос: как сегодня жить в доме, где на первом этаже сложились полы и невозможно топить печи? Отвечать на него пришлось главе Кемского района Юрию Разумейчику.
— Дом действительно достаточно ветхий и находится по адресу Пролетарский, 6, — доложил Юрий Разумейчик.
— Это мы знаем, — прокомментировал Парфёнчиков.
— Был признан аварийным в 2013 году, — продолжил Разумейчик. — До 13-го года почему не вошел, тут я не могу пояснить. Тогда была отдельная администрация городского поселения. Но большинство аварийного жилья было признано по Кемскому району.
По его словам, перед началом стройки дом осмотрели, людям предложили переехать во временный маневренный фонд, но от общежития и выкупа квартир люди отказываются. Свободного жилья в Кеми нет. Чиновник пообещал, что работ, которые вызывают вибрацию, на стройке больше не будет.
Минут через 20 решили, что в дом еще раз приедет жилинспекция, а там, быть может, людей переселят в строящийся по соседству, возможно, кому-то достанется свободная квартира, кто-то и вовсе переедет в другой город. А пока нужно оценить перспективы будущей программы переселения.
— Для этого мы и приедем, чтобы еще раз проверить, взвесить все юридические разбросы. После этого мы должны с людьми встретиться и в любом случае все им разъяснить. Может, у нас ситуация получится, что будут свободные квартиры в другом населенном пункте и граждане из Кеми согласятся туда переехать из этого дома. Надо в комплексе посмотреть, — подытожил Парфёнчиков.
В Карелии за 2016 и 2017 годы должны были расселить 108 тыс. м2 ветхого жилья. За весь 2015 год было расселено всего восемь из 36 тысяч «квадратов». Экс-глава Карелии Александр Худилайнен 17 февраля 2016 года получил выговор от Владимира Путина. Во время визита в Карелию председатель наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Сергей Степашин заверил, что Карелия выполнит программу. Сегодня часть жителей уже получили новое жилье. Но рады новым квартирам не все.
Те, кто уже переселился в новые дома по еще действующей программе, обратились к Артуру Парфёнчикову из Сортавалы. Там уже знакомая многим переселенцам история — некачественное новое жилье. Дом подмывают грунтовые воды, со сбоями работает отопление. И.о. главы решил направить туда комиссию, а Игорь Ширшов вызвался съездить в Сортавалу сам.
Сложные и простые вопросы
Жительница Петрозаводска Светлана Ворошина, которой удалось дозвониться до и.о. главы Карелии, спросила, как будет проходить отбор для проекта «Комфортная городская среда», на который в Петрозаводске уже подано около 600 заявок. Парфёнчиков поначалу отвечал по бумажке.
— Реализация приоритетного президентского проекта «Комфортная среда» находится и на моем личном контроле. Так что давайте сейчас собирать все предложения, а дальше совместно будем эти вопросы решать открыто и действительно выберем самое лучшее предложение, — заключил врио.
Петрозаводчанка Леся Степанова обратилась к руководителю со своей проблемой: она взяла заем в 900 тыс. руб. под залог своей двухкомнатной хрущевки — хотела уехать на родину в Украину.
— Во-первых, хочу поздравить вас с прибытием в нашу карельскую столицу. Во-вторых, я связалась с фирмой «Сана+», вам небезызвестной. Сейчас квартиру мою продали вместе со мной и внуком моим, инвалидом. Примите нас, пожалуйста. Нас официально пострадавших 300 человек, неофициально — больше 600. Мы готовим сейчас видеообращение к президенту Бастрыкину. Мы ходим по кругам ада, риэлтор меня вышвыривает на улицу. Как такое может быть в наше время? Я заложила свою квартиру, и первый год я платила, хотя там, в Донецке, уже дома не было — ни квартиры, ни дома, двое погибших. Куда мне теперь ехать — в Донецк, на войну? — сказала женщина.
— Вы очень сложный вопрос подняли, — признался Парфёнчиков. — Мы вас обязательно примем, но вся проблема в том, что решение ваших проблем должно быть связано не только с приемом, но и с пониманием тех конкретных шагов, которые мы можем предпринять, чтобы реально защитить ваши интересы. Мы этот вопрос буквально сегодня утром обсуждали — ко мне люди обращаются. С вами мы встретимся и уже более конкретно обсудим. Ситуация крайне сложная. Мы о ней думаем, знаем. Какие найти выходы?
Сам Артур Парфёнчиков задал риторический вопрос, когда женщина повесила трубку: «Я не понимаю, почему „Сана+“ везде у нас, долги?».
Клиентов группы компаний «Сана+» выселяют из квартир несколько лет. В их числе и семьи с несовершеннолетними детьми. Одних выселяют на улицу, другие остаются должны бизнесменам миллионы рублей. Во время трехдневного визита в Петрозаводск члены Совета по правам человека при президенте России взяли историю с «Саной+» на контроль. В отношении руководства ООО «Сана+» возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Но все это не мешает компании параллельно вести судебные разбирательства с должниками и выселять их.
Остальные дозвонившиеся петрозаводчане интересовались, можно ли стать контролером при ремонте улицы Шотмана в проекте «100 дорог» (этот проект второй год активно продвигает республиканское правительство), когда завершится реконструкция парка культуры и отдыха, который еще в прошлом году взялись реконструировать местные активисты (но, видимо, жители и сам Парфёнчиков об этом не знают), можно ли создать в здании школы № 31 футбольный клуб. Футбол, как заметил Артур Парфёнчиков, — это хорошо, но здание школы № 31 пришло в негодность.
Вода и молоко
Жители Медгоры много лет ждут очистных сооружений. Строительство очистных пытались начать еще во времена Перестройки. Сегодня это удовольствие дорогое, стоит порядка 300 млн руб. Местные чиновники пока работают над проектом очистных и хотят привлечь средства из федеральной программы. А местный житель Николай Серов попросил и.о. главы Карелии обратиться за помощью к президенту, раз уж местные средства не позволяют осилить такой проект.
— Решили двойной дозой хлорировать воду. Я каждый день открываю краник, вода течет белая, как молоко. Советуют отстоять воду часов 8–10. Так пока она отстоится, запах идет из ведра. Поэтому у меня просьба к вам: вы в любой день, в любой час и минуту можете связаться с нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Попросите его (конечно, деньги приличные тут): сделайте нам очистные сооружения. Весь город наш будет вам благодарен. У меня к вам просьба: связь с народом держите, и все будет хорошо. Счастливо вам поработать, как говорится, и всего вам хорошего!
Вода, по словам главы администрации Медвежьегорского района Владимира Карпенко, нормальная. Есть только превышения по железу, да и «цветность побольше».
— Мы сейчас заключаем соглашение о проектировании небольшой станции водоочистки. Республика нам выделила 30 миллионов денег. Этого достаточно, чтобы определить все вопросы, которые связаны с хлорированием, — пояснил Владимир Карпенко.
Из-за того, что очистные строить дорого, решать проблему будут поэтапно: начнут как раз с небольшой станции.
В Медвежьегорске много других проблем: отсутствуют остановки, местный молокозавод находится на стадии банкротства, 6 марта стало известно, что на предприятии отключили электричество.
Жительница Медвежьегорска Наталья Ольховик рассказала Артуру Парфёнчикову, что с 26 декабря 2016 года молокозавод простаивает. Зарплату люди не получают 5–6 месяцев — раз в месяц им приносят небольшие суммы от судебных приставов.
— Просим разобраться в этой ситуации, потому что мы обращались уже и в местную прокуратуру, и в местную администрацию, и к бывшему руководителю Карелии Худилайнену, к руководству завода, в Минсельхоз мы обращались, и никакой реакции. Реакция, может, и есть, но никакого толку нет. Мы хотим, чтоб вы нам помогли вытащить завод.
— Вы понимаете, что здесь речь идет об абсолютно частной структуре. К сожалению, в прошлом году завод не обращался за бюджетной поддержкой с учетом наличия проблем в выплате заработной платы — такого заявления от руководства предприятия не было, — сказал Парфёнчиков. — Сейчас что можно сказать? 27 февраля состоялся арбитражный суд, который ввел процедуру внешнего управления. Буквально с утра занимались вопросом отключения электроэнергии на заводе. Завтра [7.03.17] у вас будет конкурсный управляющий, и дальше начнется процедура оздоровления предприятия.
Парфёнчиков пообещал посетить предприятие в ближайшее время.
Медвежьегорский молокозавод не получил субсидию от правительства, потому что имел долги по зарплате и налогам, а их отсутствие — один из главных критериев. Сегодня молокозавод и агрофирма «Тукса», где ситуация схожая, принадлежат петербургскому бизнесмену Игорю Белоусову.
«Открываем двери правительства и сидим до упора»
Под финал горячей линии Артур Парфёнчиков настойчиво рекомендовал главам муниципалитетов последовать его главному жизненному принципу «Делай как я!». В данном случае руководитель региона имел в виду, что чиновники должны начать чаще общаться с населением, и не только по телефону. В апреле, пообещал Парфёнчиков, пройдет первая встреча с жителями республики — двери правительства откроют на один день для всех желающих, а чиновники будут принимать до последнего просителя.
Вопрос не в руководителях регионов, а в капиталистической системе хозяйствования. Все предприятия принадлежат капиталистам, их волнует только чистая прибыль. Поэтому выход один: создание народных предприятий на местах с коллективной формой собственности. От активности каждого работника будет зависеть его благосостояние. Надо помнить, что производительный труд создает богатство каждого. Подачки из центра, как правило, быстро тают и все остается на прежнем уровне.