30 ноября на молокозаводе в Медвежьегорске на сутки отключили электроэнергию из-за долгов. Из-за угрозы утечки аммиака, который используется в работе заводских холодильников, электроснабжение пришлось возобновить. В комментарии «7x7» министр сельского хозяйства Карелии Всеволод Телицын назвал ситуацию на молокозаводе в Медвежьегорске одной из самых острых в Карелии.
По его словам, случаи отключения электроэнергии на предприятии не единичны, предприятие платит, но нерегулярно и недостаточно. На этот раз молокозавод не платил по счетам в течение месяца, что и привело к закономерному отключению.
— Ситуация в Медвежьегорске и Туксе находится на контроле правительства. Квалификация коллектива и производственные возможности молокозавода достаточны для того, чтобы предприятие могло успешно решать все текущие финансовые вопросы. Мы считаем, что проблемы предприятия прежде всего связаны с управлением, с менеджментом. У нас соблюдается принцип неприкосновенности частной собственности, — заявил Телицын. — Если на госпредприятиях я ставлю государственное задание и жестко требую его выполнения, то на частных предприятиях мы такого сделать не можем.
— Предприятия в Туксе и в Медвежьегорске тесно связаны общим производством, в случае развития кризиса оба могут закрыться. На ваш взгляд, идет ли дело к реальному банкротству?
— При определенных условиях и при определенном порядке действия банкротство предприятия — это, может быть, совершенно разумный, лояльный, легальный, законом установленный выход из создавшейся ситуации. Мы знаем ряд предприятий у нас в Карелии, которые прошли процедуру банкротства и сейчас работают достаточно эффективно. Это предприятие «Эссойла» животноводческое, которое работает после проведения процедуры банкротства стабильно на протяжении нескольких лет. Это агрокомплекс имени Зайцева, который недавно вышел из этой процедуры и очень эффективно продолжает вести работу. То есть если цель стоит в том, чтобы сохранить предприятие, то могут использоваться различные способы, в том числе я не исключаю возможность банкротства. Не надо этого бояться. Но нужно это делать, имея целью сохранение и восстановление тех позиций в животноводчестве, которые были потеряны.
— Продолжается приватизация. Что-то государство продает в частные руки. Но потом это все оборачивается потерей контроля. Что реально может правительство сделать?
— В прошлом году именно по инициативе главы Карелии Александра Худилайнена с приватизации сняты государственные предприятия животноводческого комплекса. У нас один из немногих субъектов РФ, где остались предприятия сельхознаправленности в государственной собственности. Почти во всех субъектах эти предприятия частные. Даже возьмите наших соседей, Ленинградскую область. Ни одного государственного предприятия нет.
* * *
Медвежьегорский молокозавод в течение года мог рассчитывать на субсидию от правительства Карелии, но в итоге не получил ничего, поскольку один из главных критериев для субсидии — отсутствие долгов по зарплате и налогам.
Медвежьегорский молокозавод и агрофирма «Тукса» находятся в руках у одного владельца — компании «Семейный капитал», которой руководит петербургский предприниматель Игорь Белоусов. На данный момент оба карельских предприятия переживают тяжелый финансовый кризис.
7 ноября сотрудники молокозавода заявили о прекращении работы в связи с большой задержкой зарплат.
15 ноября шестерым из 22 сотрудников выплатили долги по зарплате за август и сентябрь. По одной из версий, руководство предприятия заплатило той небольшой группе людей, без которых производство невозможно. Всего на предприятии трудятся более 400 человек.