16 августа в центре культурных инициатив «Югор» открылась выставка по итогам пятого пленэра визуальных искусств «Клюква». Художники и фотографы из нескольких городов представили свои картины, снимки и предметы декора, сделанные во время и после десятидневной поездки в Воркуту и на остров Вайгач на границе Баренцева и Карского морей. Куратор проекта доцент кафедры декоративно-прикладного искусства факультета искусств Сыктывкарского государственного университета Анжела Разманова в беседе с корреспондентом «7x7» подвела итоги «первой пятилетки» и рассказала о планах — напечатать книгу с работами прошлых лет, провезти выставку по другим городам и подумать над расширением формата «Клюквы».
Контрастное путешествие
Пятый пленэр получился одновременно похожим и непохожим на предыдущие. Вновь два десятка художников, работающих в разных стилях и техниках, отправились в необычное путешествие, чтобы «пропитаться атмосферой места», а потом писать и фотографировать. Если первые два года они останавливались в деревне Козловка в Княжпогостском районе, потом — на Приполярном Урале, а прошлом году — на писательской даче в местечке Лемью (творческая база Союза писателей Коми), то в этом году маршрут был куда более протяженным и разнообразным. Наверное, поэтому чаще всего участники «Клюквы» употребляли слово «контрастное», рассказывая о путешествии.
Благодаря компании «Газпром трансгаз Ухта» художники побывали в Воркуте, откуда отправились в заброшенный поселок Хальмер-Ю. Этот поселок после закрытия превратился в полигон для испытания крылатых ракет. Дальше маршрут лежал еще севернее — к компрессорным станциям газовиков, обслуживающих трубопровод, к побережью Карского моря и на остров Вайгач — туда они прилетели на вертолете. Затем они приехали в деревню Козловка, где заканчивали работу над картинами и сериями снимков.
— Насколько пленэр в этом году был интересным и насыщенным, видно по записям участников в Facebook, — сказала накануне открытия выставки Анжела Разманова.
«Одного Вайгача хватило бы на 10 пленэров»
Во время открытия выставки больше всего из участников пленэра с журналистами общалась Анжела Разманова — вдохновитель, куратор проекта, автор нескольких работ. Она говорила тихо, даже немного робко.
— Я помню первый пленэр, второй, третий, четвертый. Каждый раз у меня складывалось ощущение, что вы скромничаете. Вы подчеркиваете, что во многом это событие для местных и приглашенных художников. Но ведь это уже давно событие, которое вышло за рамки региона. И вроде пора перестать скромничать.
— Всегда боишься наговорить чего-то лишнего. Это же влечет за собой какие-то ожидания. Когда я собираю художников, мне кажется правильным не давить на них. Значимость события иногда парализует человека, когда ты ему говоришь: «Ты должен, это важное событие, ты должен сделать 10 тысяч холстов». Мне же хочется, чтобы художник хотя бы раз вошел в состояние, которое дает творческий выхлоп. Мне не важно, сколько этюдов сделает человек. Важен образ, который рождается. Наша задача — не создать невообразимую картину, а поймать образ места.
Что же касается скромности [улыбается], мне, наоборот, кажется, что мы не скромные. Мне уже говорят: «Везде ваша „Клюква“». Сделать из этого более масштабное событие можно. Для этого надо работать командой. У команды художников другие задачи. Мы же работаем с организаторами, с которыми распределены задачи. Например, с компанией «Газпром трансгаз Ухта» получилось все очень четко, путешествие в Арктике было очень хорошо спланировано. Если бы не они — я не рекламирую — было бы иначе. «Югор» и Сыктывкарский госуниверситет внесли свой вклад.
— Каково ваше восприятие севера, Воркуты? Это непростое место, место, где люди очень многое преодолели.
— Воркута нас встретила теплой, необычной для города погодой. Это мой второй визит в Воркуту. Я вижу город, у которого есть прошлое. Город, у которого есть настоящее. Но я не вижу город, у которого есть будущее. Воркута — прекрасный город. В воркутинцах сконцентрировано то, что у других размазано. Это и ощущение столичности, и ощущение важности самих себя, и романтика, и боль. Это очень эмоционально насыщенный город. Кто и как может, пытается сделать город живым. Хотя я много слышала и о боли.
— На фотографиях из социальных сетей я видел, что вы заезжали в бывший поселок Хальмер-Ю [расположен примерно в 60 км севернее от города; после закрытия он превратился в полигон для испытания ракет дальней авиации]. Те, кто там когда-то жил, стараются туда возвращаться, проводят там день-два, пишут на стенах полуразрушенных домов о том, что любят это место. Какие там были эмоции?
— Видно, что там люди жили коммуной. Наверняка люди очень любили это место, но потом они стали жертвой каких-то причин. Расселение произошло по независящим от них причинам. Можно найти красоту и в руинах, особенно фотографам. Но как художник я бы не стала что-то там писать. Остатки ракет у меня вызывают отвращение. Я вообще не люблю разрушение.
— Возвращаемся к «Клюкве». Как сложилась работа в этом году? На что художники обращали внимание, как работали?
— У нас команда разделилась на две части — фотографы и художники. Фотографы более мобильны. А художники как спортсмены: холсты сложили, подняли, разложили. У нас даже была хохма про зарядку с холстами. Я и сама не была готова к тому, что будет мало времени писать. Я ведь куратор.
Уже после Воркуты мы жили у газовиков на КСках — компрессорных станциях. И сотрудники нас ждали, дружелюбно отнеслись. Они участвовали в мастер-классе Юрия Лисовского. Они даже стали фотографировать и записывать видео. А вторая часть пленэра прошла в деревне Козловка, где мы уединились, чтобы «переварить» увиденное.
— Мы живем в непростое время. Люди очень чувствительно относятся к происходящему в обществе. И художники тоже на это реагируют. Есть те, кто реагирует на общественно-политические события, их работы — это высказывание. Есть те, кто просто реализует себя. Есть и те, кто старается гармонизировать среду вокруг с помощью своих работ. Если говорить про «Клюкву», то какова его глобальная цель?
— Мы не вскрываем язвы. У нас другая функция. Конкретных целей я не ставлю, но я долго думаю, когда собираю художников. Некоторые могут обидеться, что не получилось пригласить их в этот год. Конечно, в большинстве случаев наша цель — гармонизация. Это взгляд художника на конкретное место. Сейчас ощущения от этой конкретной поездки пока осели на дно. Одного Вайгача хватило бы на 10 пленэров. Но срез от этого путешествия будет очень интересный: тут есть и романтика, и этнография, и экология. Есть и просто гармония света и тени.
— «Клюкве» пять лет. Каков для вас самый важный итог в проекте?
— Выводы есть. И по организации проекта, и по его расширению, и по составу участников. Проект не может быть забыт, поэтому я хочу потратить время на печатное издание — зафиксировать и задокументировать. А еще выставка должна поездить. Даже у нас в республике.
Есть мысли по поводу музыкальности. А может быть, стоит взять паузу и подготовиться к художественно-фестивальному формату или сделать шаг к этнографии. Может быть, сделать на грани театрального или создавать объекты. Ведь художники могут проявить потенциал в не свойственной им области. Я ценю ум, художник должен быть умным. Ведь самое ценное — это общение. А форма может развиваться по-разному.
«Для газовиков непривычно заниматься такими вещами»
На открытие выставки пригласили депутата Госсовета Коми, генерального директора компании «Газпром трансгаз Ухта» Александра Гайворонского. Его коллеги составили маршрут путешествия художников по северу, выделили вертолет. «Они даже кушать нам готовили на КСках», — полушутя заметила Анжела Разманова. Оттого саму компанию упоминали чаще других.
— Для газовиков непривычно заниматься такими вещами. Для нас это впервые. Я не знаю, откуда появилась эта мысль. Мы просто узнали о проекте и поняли, что у нас есть что-то общее… Многие говорят, что газовики и нефтяники все разрушают, все гибнет. Но я думаю, что вы увидели, что это не так. Более того, мы помогаем вам делать далекие места доступными, — сказал Гайворонский.
Министр культуры Коми Анастасия Прокудина подчеркнула, что впервые в этом году были изданы дневники пленэра — небольшая 30-страничная книга с фотографиями и заметками о путешествии.
На открытие пришло около 100 человек. Пока посетители рассматривали работы, корреспондент «7x7» попросил авторов рассказать про свои картины и фотографии.
Павел Зарослов, Ярославль
Эта работа называется «Константинов камень». Он находится тундре, глубоко за Воркутой. Этот горный хребет — конец Уральской гряды. С этого камня идет деление на Европейскую и Азиатскую часть России. А мужчина на картине — ненецкий оленевод. Мы их видели издалека, не подходили к ним, чтобы не вносить разруху белого человека в их мирное существование. Это портрет по впечатлениям, это не натурный образ. Как мой глаз успел запомнить, так я его и нарисовал на фоне Константинова камня. Я много наблюдал, собирал в «копилочку», а потом рисовал. У меня картины связаны прежде всего графическим приемом — я использовал гуашь и фломастер.
Вера Петровская, Санкт-Петербург
Меня всегда вдохновляют природа и объекты, которые содержат странность или метафизическое ощущение. Когда я встаю, чтобы писать этюд, я стараюсь добиться того, чтобы передать эту метафизику. Одно из первых сильных впечатлений на экскурсии в Воркуте — это мост [пешеходный полузаброшенный мост через реку Воркуту на бывший поселок Рудник]. Я увидела его, увидела на заднем фоне шахту. А напротив реки — заброшенные дома. Я в этот же вечер написала картину.
А отметить я бы хотела вот эту картину [справа на коллаже]. Это Вайгач. Мы много летали в тот день, и я не помню, какое это место конкретно. Оно мне показалось романтическим. Это пастель и темпера.
Кристина Овсянкина, Сыктывкар
На верхней картине — туман на острове Вайгач, на нижней — река Кара. Вообще вторая картина — первая, которую я там нарисовала. Было очень яркое впечатление от вида гор, как солнце падает на горы. Чтобы нарисовать какую-то работу, я обходила место со всех сторон, хотела со всех сторон посмотреть. Тратила на это достаточно много времени.
Людмила Горюнова, Москва
Я, как и все, хочу найти гармонию с природой. Для меня достичь этого состояния легче в те минуты, когда я рисую. Ведь я погружаюсь в это, я чувствую себя спокойно. В моих работах — мощь природы, эстетика и красота. Мой глаз натренирован, сразу выделяет красивые места. Я ориентировалась на спокойствие, отсутствие суеты, монументальность.
Анжела Разманова, Сыктывкар
Подлетая к Вайгачу. Это момент, когда мы пролетаем пролив и вдруг из окна вертолета показываются очертания поселка. Это Вайгач. И здесь, на картине, тень от вертолета. Вообще тундра — это низкие облака и тени от птиц, от вертолетов. Мне хотелось показать некую стихию, небуквальное. Сюжет вроде конкретный, но есть ощущение космического пространства, когда подлетаешь к другой планете. Ощущение нескольких стихий. Это акрил. Я люблю писать маслом, но в дороге это проблема, так как мы все время переезжали.
Сергей Разманов, Сыктывкар
Это стилизация под шаманского идола. И в то же время это музыкальный инструмент. Там в центре прикреплена колотушка. Ее можно доставать и стучать по нему. Что-то вроде ксилофона. Эта работа сделана из дерева, которое мы нашли на Вайгаче. Там к берегу океана очень много прибивает старых деревьев. Это лес, который сплавлялся по нашим северным рекам. Дерево совершает путь, доходит до острова северных богов и возвращается назад как произведение искусства. Я никак не обрабатывал это дерево, только просверлил дырочки и соединил веревочками.
***
Партнеры проекта: «Газпром трансгаз Ухта», Сыктывкарский государственный университет, центр культурных инициатив «Югор», Союз художников Республики Коми.
Здорово!