Плэнер «Клюква» — пример редкого творческого начинания в Коми, который был придуман «снизу», самими художниками. В прошлом году вдохновитель проекта Анжела Разманова в полушуточной манере повторила слова искусствоведа Ольги Орловой о том, что он в некотором роде спасает культурную жизнь Коми от «обрушения». Сейчас этот тезис у той же Размановой получил новое звучание: «Спасая себя, спасаем мир».
Два предыдущих раза участники «Клюквы» собирались в деревне Козловка Княжпогостского района, а в этом году впервые отправились на туристическую базу «Желанное» на Приполярном Урале недалеко от Инты. Там они искали выразительный образ места, которое по задумке должно было изменить авторов и найти отражение в их творчестве.
Итогом «Клюквы» стали работы, выполненные разными материалами (акварель, пастель, карандаши, масло) и в разных формах (картины, фото, элементы инсталляции, коллажи).
Корреспондент «7x7» дважды встретился с участниками плэнера: в минувшие выходные, когда они готовились к открытию итоговой выставки, и вчера во время презентации проекта в Центре культурных инициатив «Югор».
* * *
«Голос» мхов и кольца Урала
— Это начальник штольни! Олег Николаевич! — участница «Клюквы», искусствовед Ольга Орлова смотрит на портрет взрослого мужчины с бородой в тулупе с воротником и кепке. — Он родился на этом прииске, ходил там в детский сад.
Она рассказывает какие-то вехи из его биографии, хвалит за гостеприимство и отзывчивость, делает комплименты автору работы, художнице Наталье Соловьевой. Говорит, что участники плэнера гуляли там по хрустальному прииску вместе с ним, но потом поправляется: прииск не «хрустальный», а кварцевый.
— Мы уже второй день работаем над оформлением, устали. Заговариваюсь уже, — улыбается Ольга.
Развеска картин и фотографий участников плэнера, оформление выставки в большом зале центра «Югор» начались днем в субботу. В основном этим занимаются три человека. Перед ними непростая задача — расположить на стенах несколько десятков работ, выполненных в разных техниках. Это акварель, пастель, карандаши. Классические живописные техники: холст, масло и картон, масло. А еще коллажи, объемные фотографии, рельефная живопись. Каждой работе необходимо подобрать соответствующее место, чтобы в зале появилась логика внутреннего рассказа.
Чуть поодаль стоит художник Иван Новиков, который уже нашел место для своих работ и сейчас уточняет последние детали. Он коротко рассказывает о себе: закончил Суриковский институт в Москве (МГАХИ имени В. И. Сурикова), где учился академической живописи. Но на пленэре решил сделать что-то «нефигуративное».
— Мне хотелось дать слово самой природе. Не перекраивать то, что вижу, а дать «голос» мхам, растениям, — говорит Иван, рассматривая три свои работы на стене. — Это картины в коричнево-зеленой гамме, где нет объектов как таковых. Меня вдохновляли специфические для тундры растения. Я старался формализовать их в контексте искусства, визуальности. Как они могли бы выглядеть.
В этот момент в зал приносят треногу с закрепленным наверху прибором. Собравшиеся называют его лазером.
— Он так и называется — лазер? — интересуется корреспондент «7x7».
— Уровень, — отвечает Ольга Орлова.
Прибор проецирует на стены две линии — вертикальную и горизонтальную. Они помогают легко ровнять картины на стене.
Пока зал не очень похож на место, где через день должна открыться выставка. На полу лежат подвесы: лески, с помощью которых картины прикреплены к стенам. Холсты пока стоят вдоль стен.
В одной части зала собраны работы трех фотографов. Выпускник факультета искусств СыктГУ и школы Родченко в Москве Игорь Попов представил серию снимков, которые композиционно разделены на две части линией горизонта. А в нижней части кадра, как выразилась Анжела Разманова, «нюансы конкретного места».
Почти напротив — фотографии и картины Дмитрия Прокушева. Он отразил в них стык природы и рукотворных объектов. Сама база «Желанное» и ее артефакты стали объектом картин, выполненных в технике плакатной живописи.
Елена Шубницына сделал традиционные пейзажные фото. Она снимала деревья, растения, горы. Фотографии наклеили на цилиндрические формы, благодаря чему получился эффект панорамирования. «Кольца Урала» — уточняют название присутствующие.
— Давайте немного поговорим, расскажите о вашей работе, — корреспондент «7x7» предложил присутствующим сделать паузу.
— Очень много работы. Лучше завтра, — попросила Ольга Орлова.
* * *
Не надо прятать дар
Понедельник, 4 августа. Вдохновитель плэнера и его главный организатор, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Сыктывкарского государственного университета Анжела Разманова за полтора часа до открытия выставки выглядит уставшей. Ее голос звучит тихо, когда она отвечает на вопросы корреспондента «7x7». Но вместе с тем по ответам и жестам чувствуется волнение, ожидание и предвкушение от открытия выставки.
— Год назад, когда мы брали у вас интервью, мы цитировали слова Ольги Орловой, которая сказала, что «Клюква» — это один из способов спасти культурную жизнь Коми от обрушения. За этот год культурная жизнь съехала дальше к пропасти или наоборот — поднялась к вершине?
— Обрушение есть... Мы укрепляем склоны, скажем так. Я считаю, что у нас такая миссия. У нас все спрашивают, зачем мы это делаем, почему поехали туда... А на такие вопросы и не знаешь, что ответить. Просто возникает благополучная ситуация, и ею надо воспользоваться. Когда не складывается, не надо давить на это. А если складывается, надо попасть в движение. А почему бы и не поехать на Приполярный Урал. Для художника это очень интересно. Это такое очень мощное эстетическое переживание. Это место, где-то есть что-то изначальное. Это очень древнее место. Ты стоишь, а вокруг тебя кольцо гор. С одной стороны — облака, с другой — ветер. Ты не просто частичка природы, ты ощущаешь себя там сильным. Горы — это место силы. Мы видели очень много людей, которые идут для чего-то в горы.
— В этом проекте вы, условно, себя в большей мере спасаете как авторов или...
— Мир спасаем?
— Или мир спасаете. Делаете это для региона, для города?
— Спасая себя, спасаем мир. Мы меняем вокруг себя химию своего организма и среды, в которой мы находимся. А ее надо от застоя спасать, потому что в этом и миссия художника. Раз ты родился художником, раз тебе бог дал дар, не надо его сильно прятать. Это тонкие миры. Мы же все равно поднимаемся вверх, у нас идет рост. Иногда мы останавливаемся и смотрим. Чтобы понять, куда идти, надо периодически останавливаться.
— В этом году проект «Клюква» сделан благодаря поддержке или вопреки тому, что ее нет?
— В этом году нам помогли, и я это ощутила. В этом году получилось легче. Одна из причин — это то, что предыдущие два плэнера показали себя ярко и необычно. Идея хоть и альтруистическая, но это не хобби, не междусобойчик, не любительство. Это для людей. В университете нам помогли, а «Югор» всегда для нас открыт. И там на базе «Желанное» нас приняли очень хорошо.
— Чему за эти три года вас научила «Клюква»?
— Для меня это большущее испытание, потому что я этим сама не занималась. И это не бизнес. Это такая общественная деятельность: где-то научная, где-то художественная. Для меня это своего рода преодоление. А проект научил меня выстраивать человеческие отношения. Это сложно, потому что это творческие личности. Координировать всю эту команду, подбирать так, что всем было комфортно находиться, чтобы это не мешало творческому процессу. Это сложно. Научила меня организаторским вещам и выставочная практика. Мне бы хотелось, чтобы мы себя не мучили перед открытием очень сильно, хотя это все равно произошло. Мы завысили планку, работали над оформлением, подачей.
Анжела Разманова уже вне интервью говорит спасибо всем, кто помог ей с организацией плэнера. Это прежде всего воркутинцы — бывший министр промышленности Николай Герасимов и бывший руководитель Агентства Коми по спорту Алексей Дружинин, который сейчас работает под Интой.
Мы направляемся в зал. Открытие выставки состоится через час.
* * *
Редакция интернет-журнала представляет видеозарисовку с открытия выставки и подборку фотографий.
Армянская девушка, профиль которой привлёк внимание фотографа - это Аня, замечательная девушка. Студентка, комсомолка, спортсменка... и вообще!!! Да ещё и моя ученица.
Я думала-ТрЕнога, а тут трИнога.