Родители детей с аутизмом в Костроме отказались от предложенного мэрией варианта отправить их детей в класс коррекции вместо создания специализированного ресурсного класса, предполагающего инклюзивную модель обучения, — сообщили на пресс-конференции 21 мая родители фонда «Открыть мир».
Пресс-конференция Костромского благотворительного фонда «Открыть мир», занимающегося помощью детям с аутизмом, была посвящена 10-летию работы фонда. Руководитель организации Анна Добрецова и родители детей с аутизмом рассказали о достижениях и проблемах, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с особенностями развития в Костроме.
По данным педагогов и психологов фонда, в этом году пятеро их воспитанников, которые посещают группу подготовки к первому классу, достигли школьного возраста. После вступления в силу нового закона об образовании, разрешающего инклюзию (совместное обучение здоровых детей и детей с инвалидностью), родители детей с аутизмом надеялись, что на базе одной из школ в Костроме будет открыт специальный ресурсный класс, который даст детям с аутизмом возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками и легче адаптироваться в обществе. Так, например, уже сделано в Москве, Воронеже, Белгороде, Ростове-на-Дону, Губкине и ряде других российских городов. Однако вместо этого в администрации Костромы родителям предложили отправить двух детей в класс коррекции, а трем другим предложили отдать детей в спецшколу для умственно отсталых детей.
— Родители детей на такое не согласились, они написали отказ от класса коррекции. Сейчас они готовят иски и собираются в суде отстаивать право своих детей на инклюзивное образование, которое гарантирует им федеральный закон, — рассказала журналистам Анна Добрецова.
Поводом для отказа от предложенной властями модели стал опыт родителей, воспитывающих детей с аутизмом старшего возраста. Они рассказали, что их детей, не вписывающихся в общепринятую образовательную систему, либо отдавали на индивидуальное обучение, либо тоже направляли на обучение в спецшколы для умственно отсталых детей, где дети за девять лет проходят облегченный вариант обычной пятилетней школьной программы — только самые азы, без многих необходимых предметов.
Других же принимают в обычные школы, но не сажают в общий класс, а оставляют на индивидуальном обучении, где дети лишены возможности общаться со сверстниками и теряют возможность адаптации в обычном мире. Минусы индивидуального обучения заключаются в том, что ребенок индивидуален, но одинок: у него нет одноклассников и друзей, его не приглашают на мероприятия, поскольку время его обучения не совпадает со временем класса, к которому он приписан.
— Мой сын к семи годам не говорил. Нам предложили пойти в спецшколу на Хутор 1 Мая, но мы отказались и пошли в интернат за Волгой. Через четыре месяца он заговорил и опередил в развитии своих одноклассников. Он за 10 минут делал контрольную, а потом ему становилось скучно, и у нас начинались проблемы с поведением. Невыносимо, когда развитие ребенка тормозят извне, — рассказала журналистам Любовь Юрьевна, мама 15-летнего семиклассника Алексея.
Она сообщила, что решила после этого перевести ребенка в обычную школу и ей прошлось столкнуться с огромными трудностями: ее ребенка заставляли каждые полгода проходить психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая оценивала прогресс мальчика. Ее сына из пятого класса спецшколы взяли только во второй класс обычной из-за разницы в программе. Сейчас он учится в общеобразовательной школе на «4» и «5» и увлекается иностранными языками.
Дети с расстройствами аутистического спектра отличаются от обычных детей тем, что воспринимают мир по-своему. Им бывает сложно общаться, смотреть людям в глаза. У них обострены чувства, и происходящее вокруг может вызывать у них сенсорную перегрузку, привести к срывам, крикам и «странному» поведению. Иногда создается впечатление, что они закрыты в себе и не слышат окружающих. Между тем многие дети с таким диагнозом исключительно талантливы в отдельных областях знаний и способны добиваться больших успехов, но для того, чтобы это произошло, им нужна особая помощь и подход.
— Наши дети попрятаны в спецшколы, — считает мама семилетней Кати, девочки с аутизмом, которой отказали в инклюзии. — Мамы стесняются своих детей — в них тычут пальцем и крутят у виска. Но пока они не начнут ходить в общие садики и школы, общество не начнет их воспринимать. Когда с ребенком ходишь везде, видишь и отрицательную, и положительную реакцию. Когда ребенок бурно выражает свою радость, некоторые люди говорят: «Ой как здорово — не у каждого в понедельник такое хорошее настроение». Выхожу из маршрутки — мне желают терпения и здоровья.
Как пояснила Анна Добрецова, по закону детям с аутизмом положен тьютор — сопровождающий педагог-дефектолог, который помогает индивидуально заниматься с ребенком в школе по отдельной программе под руководством учителя. Тьюторы должны меняться, чтобы ребенок не привыкал к одному человеку.
— Ресурсный класс — это место, в котором ребенок в индивидуальном режиме осваивает программу, а в обычный класс, куда он зачислен, он выходит, когда он будет готов. Преимущество его в том, что ребенок выводится к остальным детям, когда он готов, и это делается плавно. Ресурсный класс — это мостик к общеобразовательному классу. Наша задача — адаптировать детей к социуму. Но где мы возьмем социум, если детей выводят на индивидуальное обучение? Нам предлагают выбор из коррекционный школы и коррекционной школы. Что будет с ребенком, если с 7 лет мы не начнем его адаптировать? Он потом будет сидеть дома или пойдет в психоневрологический интернат, — посетовали родители.
Они заявили, что намерены отстаивать право своих детей на инклюзивное обучение и надеются, что власти Костромы все же смогут пойти им навстречу, как это уже сделано в других городах.
Эксперимент с совместным обучением заведомо провальный. Пока этого, скорее всего , недопонимают. Рано или поздно кончится всё плачевно. Родителей таких ребятишек жаль, но не надо создавать для них несбыточных иллюзий, эти дети действительно "особенные" , и другими НИКОГДА не будут! Это -природа, а с ней не поспоришь. Ну заломает прокурор школьную администрацию, затолкают принудительно ребёнка в обычный класс, а дальше что? Учится "как все" он явно не сможет, учителю -огромная дополнительная нагрузка на уроке - в ущерб основному классу, в итоге - ни тем, ни другим. Родители заскандалят довольно быстро - администрации придётся выкручиваться, и всё ради чего? Ради того, чтобы удовлетворить чьи-то амбиции, потому как самим "особенным" деткам этот коллектив, как правило, нафиг не нужен!
ВЫ ПРАВЫ!НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ ИДЕЯ. Потому что общаться с ними здоровые дети все равно не будут . Им нужен коллектив, но лучше среди таких же деток .И педагог хороший умеющий их научить общаться .Конечно обязательно параллельно в классе нужен ещё и воспитатель который будет их учить общению(играм вместе) на переменах. Ну и вообще в помощь педагогу.
Почему вы так считаете? У вас есть опыт? Ведь в общий класс попадёт ребёнок только тогда,когда будет полностью готовым к этому! Есть и одаренные такие детки! Им просто адаптироваться сложно к другим,но время должно помочь! По- моему,проект хороший.☺
Ольга, я так считаю просто потому, что много лет работаю в этой системе и вижу её изнутри. Беда в том, что сейчас педагогика-наука сильно оторвана от педагогики-практики, и всякого рода "завиральных" идей появляется великое множество, их насильно навязывают школам, причём реальный результат как правило никого не интересует, главное -"внедрение", и всяческая показушная шумиха. Вот вы говорите: "В общий класс попадёт когда будет полностью готовым" А как готовить? Кто этим будет заниматься? Кто это умеет делать? И, наконец, а будет ли класс готов принять такого ребёнка? Обычный, СТАНДАРТНЫЙ учитель -это не коррекционный педагог, не психолог, и, тем более, не психиатр. Раньше, в сельских школах, где все учились в одном классе, такие детки были не редкость: зрелище, скажу я вам, было весьма печальное. Никому бы не пожелала быть на месте такого ребёнка - дети бывают очень жестокими, часто неосознанно. А родителям -единственный надёжный совет: как можно раньше приучайте к какому-либо ремеслу, чтоб в дальнейшем смог себя обеспечивать, это единственная надёжная возможность социализации. Ничего другого нет, не тешьте себя напрасными иллюзиями, сопоставьте свои диагнозы с детьми повзрослевшими и поймёте всю реальную картину. Всё другое -обман.
Альбина, Вы, видимо, никогда не слышали о ресурсных классах для детей с РАС, о тьютерах, о наработанных методиках в сфере помощи аутичным детям. Если Вы педагог, то, возможно, пора заняться повышением квалификации. Ведь специальная психология и педагогика не стоит на месте, всё время развивается. Появляются новые диагнозы. А некоторые, по привычке, продолжают путать нарушение интеллекта и задержку психического развития, аутизм и шизофрению, причину и следствие.
все это хорошо тьютеры ,только на практике это капля в море! одна-две школы в крупных городах и все.
якобы "специалистов", которые указывают педагогам что они неправильно работают, не понимают, что они не слышали о методиках и приемах работы с особыми детьми. Так хочется ответить этим "специалистам"- идите и работайте с такими детьми в рамках не специальной школы, а массового класса. Потом начинайте рассуждать. Что делать учителю и остальным 25 ученикам в классе, когда аутист вдруг начнет проявлять себя криком или другим способом? Допустим, учитель справится со своими эмоциями, а остальные ученики? А ведь он (учитель) должен научить остальных детей в классе, дать им знания.
Кроме того, редкий случай, когда ребенок аутист способен усваивать программу массовой школы, у него изначально идет задержка развития, он не способен усвоить программу массовой школы без специальных условий. А темп современного урока очень быстрый-виной тому современные программы обучения.
И аутизм как ограничение возможностей здоровья выделили в отдельную категорию только недавно, кроме того, до сих пор никто не может объяснить ни причины возникновения данного отклонения в развитии, ни способов преодоления. К аутистам нет каких-то единых методик работы. Что проходит с одним ребенком, не всегда проходит с другим.
Так чем же заниматься учителю на уроке, искать подход к одному "особенному" ребенку в ущерб остальным?