«Костромской центр поддержки общественных инициатив» стал первой в России НКО, которая подала заявление в минюст об исключении ее из реестра иностранных агентов, рассказал в интервью интернет-журналу «7х7» председатель правления центра Николай Сорокин.
На фото: суд над НКО «Костромской центр поддержки общественных инициатив»
В пятницу, 20 марта, в России вступили в действие поправки к российскому закону «О некоммерческих организациях» (НКО), предусматривающие процедуру исключения НКО из реестра организаций, исполняющих функции иностранного агента. Первой организацией в РФ, которая решила испытать новый закон на практике, стал фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив». Уже утром руководители фонда направили заявку на сайт минюста об исключении их из реестра иностранных агентов.
— Когда Госдума принимала так называемый «закон об иностранных агентах», парламентарии активно пытались убедить НКО, что этот статус не несет ничего плохого и в этом нет никакой дискриминации. Но НКО этому не поверили и были правы: для российской организации работать в статусе иностранного агента невозможно, — рассказал Николай Сорокин.
По данным активистов организации, закон требует от «иностранных агентов» дополнительной отчетности и аудита, а это приводит к трате дополнительного времени и значительных финансовых средств, которых многие организации не имеют. К тому же, само название «иностранный агент» здесь считают синонимом слова «шпион», поэтому расценивают данный ярлык как унизительный.
— Мы судились по этому поводу в Конституционном суде, в Верховном суде, сейчас наш иск находится на рассмотрении в Европейском суде по правам человека. Наша позиция в этом плане последовательна. Мы надеемся, что сейчас новый закон даст возможность исключения из реестра «иностранных агентов» — сегодня мы стали первой российской НКО, которая начала на себе его опробовать. Вот и посмотрим, реально закон действует, или же это очередной обман, — пояснили в «Костромском центре поддержки общественных инициатив».
По данным адвоката ассоциации «Агора» Рамиля Ахметгалиева, который представляет интересы костромского фонда, эта организация не участвует в политической деятельности и уже два года не получает иностранного финансирования, поэтому у минюста не должно возникнуть правовых препятствий для удовлетворения заявления НКО.
— В реестр «иностранных агентов» попали организации, которые никогда не имели никакого отношения к политике. Это социально ориентированные, экологические, благотворительные организации — раньше желание делать добро, помогать людям никогда не имело границ. Какая разница, из какого источника получает финансирование организация, которая приносит общественную пользу? Мы считаем, что прокурорский подход к включению НКО в реестр — это подход неправильный, — заявил адвокат.
Как рассказал исполнительный директор фонда Александр Замарянов, для исключения организации из реестра необходима внеплановая проверка минюста. В Костроме она уже началась. Замарянов подчеркнул, что в фонде «надеются на лучшее», однако до завершения разбирательств организации пришлось временно приостановить свою деятельность: в организации так и не смогли собрать 300 тысяч рублей на оплату штрафа, который был выписан фонду за отказ добровольно признать себя «иностранным агентом».