«7x7» продолжает цикл эссе на тему «Почему год политических побед закончился экономическим кризисом?». Редакция предложила читателям высказаться, насколько политические события в России связаны с наступившим экономическим кризисом.
Блогеры и комментаторы также могут высказаться на предложенную тему под этой записью или в отдельном посте.
Элеонора Головина, профессор, участник общероссийского правозащитного движения, Киров:
— Уходит год спортивных побед на неадекватно дорогой сочинской Олимпиаде, но никак не год побед политических. Нарушение международных договоренностей и вмешательство в дела суверенной Украины — это не победа, а непоправимая ошибка, которая усугубляет перманентный экономический кризис. В России он не ощущался, пока не упали цены на нефть.
Если не рвать, как повелось, историю нашей страны на части и представлять как единый процесс, то сейчас мы на предпоследних этапах распада российской империи. Он обнаружил себя в 1905 году как следствие вползания России в новое, капиталистическое мироустройство. 70 лет в ежовых сталинских рукавицах затормозили процесс распада, поскольку был сделан грандиозный рывок с целью «догнать и перегнать» передовые страны в сфере экономики, культуры и т. д.
По обычаям наших предков-кочевников мы веками расширяли свою территорию, не обустраивая ее. Перестроечные шараханья, угрожающая социальная бездна между богатыми и остальными, крах попыток воцерковления россиян убеждают, что в XXI веке не получается жить с феодальным багажом века XIX-го (самодержавие, православие, народность). Мы окончательно заблудились.
Дело осложняется тем, что в цивилизационном кризисе сейчас и вся планета. Горе от ума: человек разумный далеко продвинулся по пути технического прогресса, но сам к нему как биологический вид не приспособился. Глобальный дисбаланс, прежде всего экологический, — это производное от безумной жажды потребления, от перепроизводства товаров, в том числе сверхсовременных орудий уничтожения, а также от обуявшей целые народы агрессивности, наследия первобытных времен. Много где Земля полыхает сейчас в буквальном смысле слова.
Констатации типа «мир сошел с ума» можно называть возмутительным пессимизмом (хотя это скорее трезвый реализм), но вряд ли это чему-то поможет.
Что же делать каждому из нас в этом разбалансированном мире? Думаю, что просто оставаться до конца человеком, достойным самоуважения, — во что бы то ни стало. Делай, что должно, и пусть будет, как будет.
Евгения Пронина, журналист, Рязань:
«Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой»
Борис Гребенщиков
К двум любимым русским вопросам: «Что делать?» и «Кто виноват?» на пороге будущего в России добавился новый вопрос, не менее экзистенциальный, — «Почему?». И вот тут, в переломный для Родины момент, его мне и задали: «Почему год политических побед закончился экономическим кризисом?».
Ответ и вы, и я хорошо знаем: «Потому что!». Хороший понт должен быть подтвержден материально. Это закон улицы. Но в России все знают другую поговорку: «Хороший понт дороже денег».
К тому же, здесь всегда так. В России не может быть все просто. Я раньше не верила Достоевскому, но теперь вижу, что вокруг чистая достоевщина! Федор Михайлович психологическую подоплеку вопроса давно разобрал. «Кто я — тварь дрожащая или право имеющий?». А ответил за него господин президент. Он, имея 400 млрд чужой валюты в резерве, себя «тварью дрожащей» не считает. Он в очередной раз доказал, что мы «право имеющие».
В целом же русский народ скромен, доверчив и добр. Мы всегда можем «подприжаться», если Родина попросит. Русские склонны к самопожертвованию, у нас записано это в крови, и записано настолько глубоко, что девальвация национальной валюты и грядущий кризис только поддерживают рейтинг президента.
Мы верим телевизору, диковаты, не можем в развитых странах поддержать разговор в баре, потому что 90% населения знает только один язык. Просто улыбнуться — в лифте, в магазине или в транспорте — для нас сложно. (Исторически так сложилось, что нам не до улыбок. И теперь, кстати, тоже). Образ угрюмого русского крепко сидит в сознании европейцев. Теперь только этот образ дополнен некой скрытой агрессией, которую в нас давно подозревали.
«А мы не агрессивные, это мы просто веками нашу большую территорию защищаем. И эту тоже, да, Крым всегда был нашим, знаете ли. Историю надо учить».
Да, мы действительно великая держава. Спору нет. Например, знаете, сколько стоит один урок молодого учителя в рязанской школе? Один доллар по недавнему курсу. 60 рублей. Рубль с небольшим в минуту. Ну там плюс индексация, ла-ла-ла, но тем не менее. «Добро пожаловать в Азию, господа».
Но зато мы держим под своим контролем 1\8 часть суши. Чем не империя? А раз мы империя, то и амбиции у нас соответствующие.
Это ничего, что платежной системы у нас своей нет, производство слабое и бюджет зависит от вырученных за сырье долларов. Легко строить политические победы на крепком фундаменте сильной экономики. Мы же не ищем легких путей, а талантливо и виртуозно выступаем на международной арене, как артисты под куполом цирка, в звенящей, истинно буддийской пустоте. Со стороны посмотреть, мы опираемся исключительно на самосознание и на «загашник» (сами знаете, чье словечко) в 400 «ярдов» (тоже его любимое выражение). А еще, я подозреваю, мы опираемся на них — на данные разведки.
Раз президент у нас специалист по госбезопасности, то с разведкой-то должен быть полный порядок. Вы когда-нибудь думали, ЧТО они ему докладывают? Наши разведчики. Наверное, это единственное, что мне хотелось бы знать во всей этой истории. Между тем у всей страны, кроме информации России 24/программы Дмитрия Киселева/Сноб. ру/РБК, никаких других данных нет, и все рассуждения ходят по кругу.
А в качестве экономического разведчика у нас господин Кудрин. Когда совсем худо, именно он со страниц информагентств докладывает стране. Видимо, госпропаганда считает, что он имеет авторитет в народе и всегда первым делом ставит его комментарии. Недавно вот Алексей Леонидович поспешно доложил, что доллар замрет на уровне «60 р.», например. Я почти поверила.
Я утешаю себя тем, что каждый раз в начале века здесь происходит что-то подобное. Все уже привыкли. А уж на фоне XX и XIX веков все пока вообще волшебно.
Мне кажется, россиянам даже с какой-то дьявольской желчью хочется, чтобы кризис ударил, да посильнее. Мы любим хлыст, ибо к пряникам не привыкли. Это наша стихия — стихия саморазрушения. Россия, как птица-феникс, должна разрушать себя, как только начнет набирать силу. Карма такая. Ведь в самой-самой глубине души каждому из нас интересно и нескучно смотреть русско-украинский сериал под названием «Многоходовка». А еще интереснее — в нем участвовать!
«А мы крепчаем!», — такими рекламными баннерами три года назад издательский дом «Коммерсант» увесил всю Москву.
Нет, коллеги, это теперь мы крепчаем.
Евгения, Вы очень красивая девушка! С Новым годом Вас! Большой любви и Вдохновения! Что касается Вашего эссе, то укажу на небольшую неточность. Вы считаете, что "россиянам ... хочется, чтобы кризис ударил, да посильнее". Думаю, что это не так. Разговаривая с людьми (и на уличных пикетах в том числе), всё чаще слышу от них такое: "Раз 90-е годы пережили, переживём и этот кризис". Люди пока настроены оптимистично, в Путине видят спасителя Отечества ("вот-вот и он наведёт порядок в СВОЁМ ОКРУЖЕНИИ"), т.е. как раньше вера в доброго царя-батюшку сильнее мрачных мыслей о грядущем дефолте. И только часть вооружённых людей в ЛНР и ДНР вдруг остро ощутили (под бомбами), что надо что-то менять в своём королевстве, резко вспомнили Советский Союз и Советскую власть и запросили Красные знамёна и советские ордена для своих подразделений. Это знаковый запрос. Люди стали сравнивать и обобщать. Получается такая картина, что только война, голод и гибель своих родных заставляют человека ДУМАТЬ, где ПРАВДА. Увы, ПОКА это так.
Амбиций много, амуниция ни к чёрту. Сознание очень многих людей имеет мало общего с реальностью, это просто беда. Мир - система, где каждая страна имеет своё место, свою роль. Мы часто не осознаём этого, нам кажется, будто мы самодостаточны. Увы, это давно не так. Что у вас на столе? Что на вас надето? Откуда это всё, кем сделано и на какие средства? Чаще надо задавать себе подобные вопросы. Может, откроется новое видение реальности, более адекватное. Тогда вы увидите, что Россия совсем небольшая страна, по численности населения размером с Японию, а по уровню развития гораздо меньше, увы...
Не воевать надо, а развивать страну!
Да, Евгения..., мне хочется, чтобы кризис ударил, да посильней! А чего я теряю? Как и большинство россиян живу не богато, а по европейским меркам,- бедно. Но огромное большинство россиян и не жило богато... С другой стороны, то же подавляющее число россиян обладает прожиточным мизером, чтобы "свести концы с концами". Терять-то нечего. Барахла - носить-не износить, огород есть, ружьишко 50-х годов, "тойота" старенькая....,- не помрём. И оптимизма хватает. А вот хохлы, однако ж, ввели прогрессивную шкалу налогообложения, да и люстрация по идее, для нас, голодранцев, вельми желанна. Много ли надо русскому человеку!?... Хлеба и зрелищ!, пардон, посадок. Правильно говорит Ермилов, развиваться надо, а не воровать.
Страна у нас оч-ч-ч-чень богатая. Её ещё грабить, грабить и грабить! Но как сказал Ю.М.Лужков,- в двух пиджаках в гроб не положат.