Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Борис Дубин: «Роль всемирного шантажиста в таком объеме Россия никогда не исполняла»

Борис Дубин: «Роль всемирного шантажиста в таком объеме Россия никогда не исполняла»

«7х7» предлагает читателям обсудить апрельское выступление Бориса Дубина в Международном Мемориале

Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

28 сентября исполняется сорок дней, как не стало Бориса Владимировича Дубина. Colta.ru публикует текст его выступления в Международном Мемориале в рамках обсуждения лекций Льва Гудкова и Кирилла Рогова, состоявшегося в апреле 2014 года.

Борис Дубин: «Роль всемирного шантажиста в таком объеме Россия никогда не исполняла»

Ясно, что 60 лет карта мира не перекраивалась. Сегодня она начинает перекраиваться. И я думаю, что в ближайшее время и в более далекие времена мы будем жить внутри этого режима — перекройки мировой карты. Насколько это удастся, насколько далеко зайдет перекройка, поживем — увидим. Но пока мы не видим сил, которые этому могли бы противостоять.

За три недели человеку, который 15 лет правления не обозначил никакими позитивными действиями, удалось одним негативным действием поставить весь мир на голову. Давайте разберемся, как это сделано. Мне кажется, «он» (некоторая фигура, не связанная с конкретным лицом) сделал три вещи.

Первое: перевел режим коллективного существования страны — и не только страны, но и прилегающих к ней и более далеких стран — из привычного в экстраординарный. А для России это потрясающая вещь. Если экстраординарный режим — вся жизнь другая. «Он» («они»; ставьте любое местоимение) не связан никаким законом, получает разрешение на использование власти в любых сферах абсолютно безгранично (это касается экономической власти и всякой другой), и, наконец, «они» никогда не несли никакой ответственности, но в данном случае получают такую поддержку этой безответственности, которой раньше просто не было.

Итак, первый фактор — это экстраординарность. Второй фактор — это перевод существования, вообще-то говоря, всего национального сообщества из реального режима в символический. Когда «он» только вступил на место, еще даже был исполняющим обязанности, Юрий Александрович Левада, оценивая первые действия Путина как и.о., сказал: «Почему он ухватился за символы?! Что, других дел нет?!» Оказалось, что это чрезвычайно важная составляющая режима. Может быть, гораздо более важная, чем собственно реальная составляющая. Мы знаем, что россияне готовы по 10, 20, 30 лет жить с затянутыми поясами ради «большой цели» и в исключительных обстоятельствах. Поэтому мне в год-полтора не очень верится. Проблем у Советского Союза, вступившего в мировую войну, потом вышедшего из нее и потратившего 10 лет хотя бы на какое-то минимальное восстановление жизни, было выше крыши. Но символическая вещь, победа в войне — это штука, которая действовала до сегодняшнего дня и будет действовать дальше.

И, наконец, третий момент. Хочется побольнее за эту точку зацепиться. Это очень странный механизм, когда собственные проблемы и неспособность с ними справиться переносятся на других через барьер снижения этих других. Ведь все, что говорилось в России по поводу того, что происходит на Украине, — это же не об Украине говорилось, а о России, вот в чем все дело! Но благодаря такому ходу появляется возможность, во-первых, снять с себя груз всего этого, а во-вторых — в принципе обсуждать, хотя бы поставить эти проблемы, вывести их в область внимания. При этом сама Россия для себя остается «слепым пятном», «отказывается» от собственного действия, «не видит» себя. И в этом смысле Путин как бы прекращает даже говорить о пути модернизации, но мы видим, что большинство населения говорит: «Да и не надо! Зачем нам этот Запад нужен?!» Ну то есть пиво, понятно, будут покупать чешское, немецкое, бельгийское, но — «от них нам ничего не надо!»

Конечно, 2008 год был прекрасной «репетицией»... Очень странно и жалко, что опыт «маленькой кавказской войны» тогда не был извлечен, а это была чрезвычайно важная вещь, и уже в то время говорилось, что следом будут Крым и Приднестровье. «Он» ведь тогда и начал переходить к этой тактике шантажирования и использования в качестве заложников тех русских, которые находятся за пределами России, за ее политическими границами.

Сегодня выбор россиян сделан. Все, что будет происходить с людьми дальше, выбрано ими самими. Моментально, за несколько недель, на уровне трех четвертей населения страна, которая прошла через такие (!) войны, одобрила войну. Страна выбрала войну: со всем миром — пожалуйста, бога ради! В данных Левада-центра эти вещи достаточно четко прописаны.

Однозначно сделано заявление: мы за войну, если главный ее объявит. Против кого бы он ни объявил. Я думаю, что выбора настолько серьезного и в таком объеме российское население не делало на протяжении двадцатого века. Никто не выбирал Великую Отечественную войну. Сегодня ее выбирают. Да, на словах. Конечно, никому не хочется самому идти и детей посылать. Но... Красная ленточка перейдена. Все. За флажки зашагнуто.

Говорилось о том, что образованному сообществу как бы была закрыта возможность высказываний. Да, конечно, это верно. Но мне кажется, была произведена еще более сильная вещь — и опять-таки в первый раз в истории советской, не говоря уже о постсоветской, России: была инициирована гражданская война среди образованного сообщества. «Холодная» гражданская война, конечно. Никто никого не стал (пока еще) убивать, но... Список Путина и список Конгресса против войны — это раскол внутри образованного сообщества. Дальше — понижение этого сообщества по всем возможным статьям и полный пересмотр образа Запада. Ведь что сегодня происходит на уровне высшей политики и на уровне общественного мнения: «Они нам так?! Ну тогда мы им сейчас покажем!» Это очень значимый механизм солидаризации российского постсоветского социума.

Никто из россиян не признает, что в России есть национализм. Общественное мнение этого не признает. Национализм — он «на Украине», «в Грузии», «в Балтии»... А мы «гостеприимные, радушные, всем открыты» и так далее, только не любим «их» — и этих, и этих... Ну и «они нам», в общем, «этим отвечают».

Мне кажется, соединились эти несколько вещей. В режиме буквально понедельном они были включены и прокручены на населении. Это будет иметь очень сильные последствия, которые не ограничатся сегодняшним, завтрашним днем. Такой уровень эйфории вызывает чудовищный уровень «похмелья», и очень длительного, и я совершенно не понимаю, где тот «Alka-Seltzer», который будет лечить эти головы. По-моему, никто этим решительно не озабочен. Но главное — страна до этого все-таки, после 50-х годов, такого уровня изнасилованности одновременной и страшной гордости тем, что до нее наконец добрались и оказали ей внимание, не испытывала. Это добром не пройдет.

Для России была предложена роль, не совсем новая, — «всемирный шантажист». Это очень сильная роль. В таком объеме Россия ее никогда не исполняла. Ясно, что были претенденты на эту роль на Ближнем Востоке, но в терроризм получается играть, а во всемирный шантаж — пока нет. Видимо, Владимир Владимирович предложил такой вариант: как бы почти без терроризма. Совсем без терроризма не обошлось, но все-таки это скорее всемирный шантаж, чем всемирный террор. Впрочем, опять-таки я думаю, что события могут развиваться, в том числе и в непредвиденном направлении.

Можно, конечно, рассматривать электоральное поведение и в терминах отдельного человека. Можно исходить из представления о «сверхбольшинстве», или, как предпочитали теоретики первой четверти XX века, — массе. Но мне кажется, когда человек слышит вопрос или читает его в анкете, работает, во-первых, такая вещь: этот вопрос относится ко мне? Или к другим? И это очень важно и влияет на ответ. Во-вторых: этот вопрос относится к нам? Или к ним? И вот это разделение на «мы» и «они» оказывается чрезвычайно существенным. И, наконец, в-третьих: то, о чем спрашивают, лежит сегодня на поверхности? Или касается того, что у меня в подполе? Что я раньше думал, о чем я даже детям своим не говорю, но во что я верю: хохлы — это хохлы, это не украинцы никакие, в лучшем случае можно назвать их русскими, но никогда украинцами они не будут. Либо хохлы, либо русские. Все. Примерно такие вещи. Вот этот последний пункт кажется мне очень важным, потому что есть донные слои, куда опускаются некоторые системы представлений. Российский социум устроен таким образом, что он не преодолевает эти состояния, а уводит их в придонный слой с возможностью (она не обязательно реализуется) вдруг почему-то их активизировать. И тот, кто находит возможность активизировать эти слои, на какой-то момент времени побеждает. На сей раз, по-моему, мы имеем дело как раз с этим.

Что произошло отчасти с Путиным, отчасти с группами, которые стоят за ним, отчасти с российскими элитами (будем их так называть), но в еще большей степени это характерно для массы: я думаю, что с огромным облегчением все расстались с представлениями о Западе (не со знаниями о нем, а с некоторым мифом, причем — как это всегда в мифе бывает — и с сакральной его стороной, и с проклятой, и с воплощением рая, и с воплощением ада). На кой черт он нам нужен?! Все время какие-то санкции, только придирается, только чего-то требует! Какая от него польза?! И такое облегчение: господи, можно с этим наконец не считаться! Да пропади они пропадом! И их ассамблеи, и ООН... Кратковременно? Да, кратковременно. Как будто бы импульсивно? Да, импульсивно. Но если мы вспомним, что к войне в СССР начали готовиться с 1929 года... Посчитайте количество лет и плюс сколько понадобилось лет, чтобы выйти из тени войны. Поэтому — импульсивно-то импульсивно, но в наших условиях, когда отсутствуют механизмы выхода из ситуации, а работают скорее механизмы опускания на дно, а потом попытки поднять, это «коротко» может оказаться достаточно длинным. Тем более что жизнь у нас у каждого одна, и у некоторых она, в общем, «пошла за второй перевал», как писал в свое время Давид Самойлов.

Расшифровка Антона Дубина

Фото на главной странице Антона Дубина

Материалы по теме
Мнение
3 июля
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Идет последняя неделя, чтобы оставить подписи за демократических антивоенных кандидатов в Мосгордуму!
Мнение
29 июля
Тоня Васильева
Тоня Васильева
Как можно приготовить целую тарелку еды на 25 рублей
Комментарии (31)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
29 сен 2014 01:15

С редакцией всё ясно))) Пошла за "третий перевал"

Шахову
29 сен 2014 13:13

С вами все ясно...
Третья стопка была лишней.

29 сен 2014 19:55

Я стаканами пью. А вот редакция в колонке своей размещает подряд двух шизофреников (у Курочкина и справка есть)... Симптомс-с-с..(((

стакан
29 сен 2014 20:03

значит ваша стопка - стакан.

бред

Радику
29 сен 2014 13:12

Вы правы - бред ! Объективно описан бред ватников-державников :
"с огромным облегчением все расстались с представлениями о Западе (не со знаниями о нем, а с некоторым мифом, причем — как это всегда в мифе бывает — и с сакральной его стороной, и с проклятой, и с воплощением рая, и с воплощением ада). На кой черт он нам нужен?! Все время какие-то санкции, только придирается, только чего-то требует! Какая от него польза?! И такое облегчение: господи, можно с этим наконец не считаться! Да пропади они пропадом! И их ассамблеи, и ООН."

Наконец-то вы дождались , когда можно "патриотично" врать с три короба про Европу.
А вот Петр Первый выбрал вектор для России - Запад.
А вы здесь писали , что Россия должна выбрать Восток , т.к с ваших слов "Россия - не Европа , Россия - Азия".
Так вот Петр Первый - патриот. А вы - враг России.

ПРАВДА!!!
30 сен 2014 20:34

"Наконец-то вы дождались , когда можно "патриотично" врать с три короба про Европу." Правильно! Только на Украине не врут! Она ведь почти Европа?!

"По состоянию на 30 сентября 2014 года в восточные регионы Украины было доставлено 13 миллионов 817 тысяч тонн гуманитарного груза. Такую информацию во время брифинга во вторник озвучил Андрей Лысенко, спикер Информационного центра СНБО. Слова Лысенко передает агентство «Украинская правда».
По его словам, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям осуществляла координацию и занималась организацией перевозок таких гуманитарных грузов к месту назначения. Спикер СНБО сказал, что люди получили более 1 миллиона 600 тысяч килограмм продуктов питания, 318 тысяч единиц медицинских средств и медикаментов, более 139 тысяч комплектов одежды, 48 тысяч гигиенических наборов и 4600 штук средств обогрева.

Кроме того, внутренне перемещенные лица получили от Киева денежную помощь в объеме свыше 11 миллионов гривен и другую помощь в размере 485 тысяч гривен.

За весь период доставки украинской «гуманитарки», помощь от государства получили свыше 273 тысяч человек, из которых 102 тысячи – это дети и более 41 тысячи – инвалиды и старики." Только порадоваться можно за "братьев"!!! Если арифметикой не владеть...
А если владеть...получается по 50 с лишним ТОНН на нос! Богато живут...

cсылку в студию
30 сен 2014 20:44

а не вашу копипасту для ватных зомби.

Как же
29 сен 2014 14:32

рьяно либерасты отстаивают исключительность прав на международный терроризм своих хозяев из Пендосии.

29 сен 2014 15:12

То есть по-вашему, справедливость наступит тогда, когда права на международный терроризм будут у всех.

29 сен 2014 14:34

Левада -центр может публиковать полученные результаты. Но Марши мира - антиподы показали, что за мир, против войны выступило намного больше народу, чем в поддержку сепаратистов. И это тоже показатель, причём ничуть не слабей, чем Левада-центр.

да ладно вам. что никто не знает что такое левада центр и как организовалась массовка?

а ты , глупыш Радик , верь
29 сен 2014 16:07

цифрам зомбоканалов : "на Марш Мира пришло около 5 тыс человек" , а на "Поклонную гору 10 тысяч" - смех !
еще типа полиция оформила организаторам штраф за перебор участников )))) - клоунада, епт.

скажи мне дорогой где были эти "граждане" когда укронаци бомбили Славянск, Краматорск, Донецк?

Радику
29 сен 2014 16:51

Славянск, Краматорск, Донецк , Луганск , Мареуполь и др.
города и даже поселки и села бомбили сепаратисты-террористы днр и лнр.

конечно, конечно, там нсатолько безмозглые люди что сами себя фигачат без разбору, а еще там российские колонны Т-90.
чо вы только с перепугу не придумаете. Не пробовали фантастические романы утопии писать? у вас бы отлично получилось.
а так по факту: марш был в поддержку украинского фашизма, а не мира. Что делали фашистские флаги ПС на марше? Ну вы их конечно не увидели.
хотя, что с легионерами спорить? тщетно.

Пэтриот
29 сен 2014 19:29

Вечно путают флаги ПС с флагами рус. анархистов. Они и правда похожи.

Пэтриот
29 сен 2014 19:33

А зачем людям в России поддерживать так называемый "украинский фашизм"? Ну вот какой смысл? Да ещё выходить на улицу ради этого, рискуя залететь под арест? И, кстати, почему правоохранительные органы тогда не пресекали это? Вы не ругайтесь, а подумайте - абсурд ведь полный такая трактовка Марша Мира

Радику
29 сен 2014 19:57

сами фигачат и не по себе , а по украинским городам.
Вы считаете , что сепаров там развелось как квартире бичарне ? Что им приходится херачить по своим .
Танки из РФ совершили прорыв и создали Иловайский "котел". За период вторжения в РФ вернулось почти две тысячи груз-200 , груз-300 никто не считал.
Марши Мира был против позорной войны с Украиной.
С вами , ватными "патриотами" спорить бесполезно , рабский мозг не способен принимать информацию.

дополнение
29 сен 2014 21:11

сепаров развелось как тараканов в квартире-бичарне.

Радик перепутал страны...
29 сен 2014 20:04

марши....
Это в РФ фашисты крестные ходы водят и марши в Москве маршируют

http://www.youtube.com/watch?v=9rHvt199fKc

"и затмит героев кинолент.
29 сен 2014 15:28

http://www.youtube.com/watch?v=Q2wGvTAkJoA

Пэтриот
29 сен 2014 18:00

Годы, прожитые населением при Путине, оказались наиболее благополучными за последние 100 лет. Вот где корень его массовой поддержки. Народ наш очень рационален, своекорыстен и приземлён в своих предпочтениях. Никто не готов затягивать никакие пояса. А увлечённость символами - это пока настоящего кризиса нет.

все просто
29 сен 2014 19:59

Путину повезло с ценой на нефть , но народ не желает
вникать , что реальной экономики в РФ нет , так же как и сельского хоз-ва.

29 сен 2014 20:15

"Никто из россиян не признает, что в России есть национализм". Я признаю. Так что, уважаемый автор говорит не правду.

Шантаж то в чём?! Что не хочет Россия поставлять бесплатный газ!?

газ Китаю
29 сен 2014 21:10

пойдет без прибыли - о как это "патриотично" , лишь бы Европе насрать. Но в Европе не дураки , все запоминают.

Как это - без прибыли!? Китайцы будут трубу строить за свой счёт, а о секретных протоколах Вам просто знать не положено...)

Щиголеву
29 сен 2014 23:19

надо полагать вам о секретных протоколах лично доложили)))

сразу видно , что вы гуманитарий , если трубу построят китайцы , так они и будут ею владеть , если будет взаимозачет : китайцы строят газопровод , а РФ им газ, ну так цена то газа будет низкая - по себестоимости.
Газпром уже выклянчил освобождение от налогов на газ Китаю на весь крутой "контракт века".

Какой смысл дискуссировать с человеком, не понимающим, что такое геополитика...)

вы правы
1 окт 2014 17:00

мне не о чем дискуссировать с вами , вы восхищаетесь фашистами Германии.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ОбществоПолитикаПутинСтатистика