Интернет-журнал «7x7» продолжает рубрику «Хочу помочь». На этот раз героем нашей публикации стал Виктор Борисов из Воронежа, автор благотворительного проекта «Игрушка за рисунок», существующего с 2012 года. В нем принимают участие дети с 3 лет, в основном из многодетных семей, ведь родители не всегда могут купить своим дочерям и сыновьям то, что им хочется.
«Игрушка за рисунок» — так называется сайт, куда дети могут выкладывать свое творчество на суд благотворителей. Схема проста: ребенок рисует, взрослые помогают ему сфотографировать свою работу и выложить ее на сайт. За рисунок ребенок выбирает себе желанную игрушку в интернет-магазинах или просто описывает ее. Благотворитель просматривает заявки и выполняет их.
— Как появилась идея проекта?
— Идея возникла давно, но долгое время она не была оформлена. Она претерпела несколько трансформаций. Сперва я хотел сделать свой магазин игрушек, на котором ребенок мог бы выбрать себе подарок, а потом подумал: зачем ограничивать детям выбор одним интернет-магазином? Договариваться с какой-то конкретной компанией тоже не стал. К тому же, пару лет назад я узнал, что есть такая организация — «Многодетная семья». Сделал для нее сайт — я этим занимаюсь профессионально. И проникся мыслью развивать свой новый проект в этом направлении.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как начиналась «Игрушка за рисунок».
— Сперва было тяжело. Когда я только запустил проект, я пытался привлечь к нему внимание через рекламу: в социальных сетях, контекстную, баннерную… Но ничего не помогло так, как сотрудничество с организацией «Многодетная семья». Благодаря тому, что они поддержали проект, сайт заполнился рисунками, заявками. И тогда я понял, что «Игрушка за рисунок» в первую очередь предназначена для детей из многодетных, малоимущих семей. Хотя он и для сравнительно богатых подойдет: у них ведь те же самые проблемы, только сумма запроса другая. Но благодаря нашему проекту ребенок начинает понимать, что если он хочет какую-то игрушку, он должен приложить определенные усилия. В нашем случае — нарисовать что-нибудь. Вот мы и даем ему инструмент — ребенку остается лишь регулярно прикладывать усилия, пополнять сайт. Почему регулярно? Добавление нового рисунка поднимает заявку вверх, то есть повышается вероятность того, что благотворитель увидит ее и выполнит. Таким образом мы показываем, что нужно трудиться, прикладывать усилия для исполнения мечты. Это развивает навыки успешности.
— А игрушку при добавлении новых рисунков заказывают одну и ту же?
— Бывает, и другую. А бывает, что, добавляя новую работу, дети меняют свой выбор. Для них «Игрушка за рисунок» — это что-то вроде социальной сети. Кто-то попросил себе ролики, а потом увидел, что его друг заказал себе планшет, и тоже его захотел — поменял заявку. И такое очень часто происходит.
— Можете вспомнить самый необычный подарок, который попросили дети?
— Чаще всего заказы стандартные. Что касается детей из многодетных семей, они выбирают то, что есть у сверстников, но что не могут позволить себе их родители: телефоны с сенсорным экраном, планшеты... Из дорогих заявок, которые были выполнены, помню велосипед — за 8 тысяч.
— А если ребенок выбирает велосипед за 8 тысяч, а спонсор очень хочет ему помочь, но не может столько потратить, он может купить другой, подешевле?
— Может, мы это не ограничиваем. Но просто если ребенок хотел именно этот велосипед — тут же надо у него и уточнять. Он же не описывает, как в конкурсе на получение бюджетных денег, чему должна удовлетворять какая-то задача. Он просто выбрал такую игрушку… А дальше, если у благотворителя возникает мысль, что то же самое можно купить дешевле, то надо связаться с ребенком и обсудить этот вопрос. И тогда я подключаюсь, выступаю в роли посредника. Бывают и другие ситуации. Взрослые, которые помогают детям подать заявки, чаще всего не смотрят на многие детали. Бывает, что в наш регион нет доставки, или третье лицо не может оплатить заказ, или нет возможности безналичного расчета. Тогда приходится выбирать игрушку из другого магазина.
— А что должно быть изображено на рисунке? Та игрушка, которую хочет ребенок?
— Вовсе нет, можно разместить что угодно. Иногда мы проводим конкурсы, тогда нужен какой-нибудь тематический рисунок. Часто мы делаем это в сотрудничестве с общественными организациями: они привлекают внимание к своей проблеме, а мы предоставляем им платформу — электронный формат удобнее, не приходится нести рисунки куда-то в офис. Отличие от обычных конкурсов в том, что ребенок все равно выбирает себе приз сам, ограничение может быть лишь по сумме. Еще один плюс нашего сайта: конкурс продолжает работать даже после подведения итогов, то есть благотворитель сможет выполнить заявку позднее в обычном режиме. Да и ребенку самому удобнее: если какой-то из уже загруженных рисунков подходит к теме конкурса, его не придется заново добавлять на сайт.
— Какой последний конкурс вы проводили?
— Мы хотели поднять престиж многодетной семьи, поэтому попросили участников изобразить выдающихся людей, вышедших из многодетных семей. Гагарин, Чехов, Менделеев вообще 17-м родился… Может, Менделеевых сейчас и нет, потому что столько не рожают, — смеется Виктор. — Совместно с родителями дети рисовали таких людей, о которых я даже не слышал. Помню, прислали картинку с каким-то известным мостостроителем, который был в семье 14-м по счету. В прошлом году очень активно шло добавление заявок, когда мы подключили к конкурсу школы. Объявили тему — «Когда у ребенка есть брат и сестренка». Он был, опять же, направлен на увеличение рождаемости. Мы хотели, чтобы дети представили, что у них есть брат или сестра, нарисовали это, показали бы родителям, попросили бы их разместить эту заявку. Родители, в свою очередь, узнали бы, что их дети хотят еще второго, третьего ребенка в семье.
— Вы все время поднимаете тему улучшения демографической ситуации?
— Владимир Владимирович же сказал, что многодетная традиционная семья должна вновь стать символом России, что три ребенка должно стать нормой в семье. Во-первых, этот конкурс поднимает престиж тех семей, которые уже стали многодетными. А то обидно, когда про большие семьи говорят: «Нарожали, сами и разбирайтесь». Во-вторых, это, возможно, спровоцирует демографический подъем.
— Вы и сами ведь многодетный отец. Поделитесь опытом: тяжело ли содержать сразу стольких членов семьи?
— Тяжело, но это такая радость! У меня сейчас трое детей: 10 лет и близнецы по 4 года. Я ведь «случайно» стал многодетным. После рождения первого ребенка мы очень хотели второго, но хотели, видимо, так сильно, что аж два получилось.
— Вам кто-нибудь помогает развивать проект? Кроме «Многодетной семьи».
— Когда осенью 2013-го «Игрушка за рисунок» победила в конкурсе городской инициативы, подключился Департамент образования. Он привлекает новых детей-участников, направляя обращения в школы.
— Давайте поговорим о результатах. Много благотворителей уже нашлось?
— Немного, наверно, человек 20.
— Все из Воронежа?
— Большинство, но есть и из других регионов. Один спонсор из Сибири выполнил уже две заявки. Из Москвы тоже подключились.
— И они постоянно заходят на ваш сайт?
— Нет… Мы и не ориентировались на постоянное посещение. Все равно ведь хорошо, если хотя бы одна заявка будет выполнена. Но таких, кто постоянно покупал детям игрушки, конечно, очень мало.
— Сколько заявок уже выполнено?
— Заявок всего 500, а выполнено, наверно, 30 из них.
— А участники — все дети из Воронежа?
— Тоже не всегда. Недавно благотворитель выполнил заявку девочки из Уфы. После этого я подумал, что пора бы выходить на федеральный уровень, попросить помощи у Министерства образования. Только пока не знаю, как это сделать.
— В нашем издании есть рубрика «Хочу помочь». А чем можно помочь вашему проекту?
— Ну, если не считать того, что можно стать благотворителем, то хорошо было бы рассказать о проекте как можно большему числу людей: в соцсетях, блогах, на форумах. Еще сейчас нужна помощь программиста: хочется на сайте использовать другие технологии, математический аппарат, который подсчитывал бы дисперсию, нужна метрика регулярности. Сейчас сайт стоит на таком движке, который позволяет, например, накручивать голоса за конкурсные рисунки. А ведь важно, чтобы победа доставалась честно — иначе теряется смысл соревнования. И еще мне очень хотелось бы, чтобы информация распространилась и по другим регионам. Ведь поддерживать такой проект, как «Игрушка за рисунок», — это несложно и недорого, а видеть радость детей — это бесценно.