Сегодня вступил в силу закон, который позволяет отправлять в отставку глав муниципалитетов и других местных чиновников за допущение межнациональных конфликтов. Отныне эта категория чиновников ответственна не только за отопление, ЖКХ, детские сады и прочую инфраструктуру, но и за такие тонкие и деликатные сферы, как межнациональное и межконфессиональное согласие. Текст закона сегодня опубликовала «Российская газета».
Теперь чиновники обязаны предотвращать ограничения прав и дискриминацию по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Руководители территории должны способствовать сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России, защищать права национальных меньшинств, обеспечивать социальную и культурную адаптацию мигрантов и профилактику конфликтов. Прописаны и такие требования к муниципальным служащим, как соблюдение нейтральности, уважение к нравственным обычаям и традициям народов страны.
Долгое время считалось, что межнациональный мир и согласие должен обеспечивать исключительно федеральный центр, – пишет издание. Из Москвы многие чиновники на местах ждали «сигналов» по «национальному вопросу» и не торопились как-то влиять на ситуацию за окнами своей администрации. Однако, в конечном счете, многое, если не все, зависит от местных властей, от их активности в этом вопросе. А она, к сожалению, пока что чрезвычайно низка. Можно даже написать типовой сценарий конфликта: при попустительстве местной администрации год от года в населенном пункте растет число приезжих, они пытаются контролировать криминальный или полукриминальный сектор экономики, все чаще проявляют агрессивность, как следствие, растет недовольство коренного населения. В конце концов бытовой конфликт оборачивается межнациональным противостоянием, а тут администрация города или района умывает руки.
В Коми в этом вопросе сложилась необычная ситуация. Различные СМИ и общественники не раз указывали на прямую связь лидеров националистического движения «Рубеж Севера» с чиновниками Желтого дома. Теперь же за провокации националистов будут отвечать конкретные работники администрации Сыктывкара, которые работают в тесном контакте с администрацией главы и правительства республики.
По просьбе «7х7» новый закон прокомментировали президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор и юрист Владимир Зубков.
Игорь Шпектор:
– Это попытка спихнуть с больной головы на здоровую. Может ли мэр города отвечать за то, что в его город есть свободный доступ любых людей из бывших стран СНГ? Когда у нас было последнее заседание Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, то мэр Норильска поставил вопрос о вводе пограничного режима въезда на северные территории. И сделал он это потому, что Норильск сейчас заполонен жителями из азиатских республик бывшего СССР. Они приезжают, становятся на учет, нигде не работают, а руководитель города должен давать им пособия. Поэтому до тех, пока не будет государственной политики, четко регламентирующей въезды на территорию городов из других субъектов, ответственности мэра быть не может. Когда я был мэром Воркуты, у меня работали люди, приехавшие из Киргизии. Я был доволен работниками, а что они делали после 22 часов, как себя вели, это их дело. Когда сейчас резко сократили число полицейских, не хватает людей, мало членов ППС. Должно быть большее количество людей в правоохранительных органах. Если будут даны права народному контролю, как было раньше, когда люди получали дополнительный отпуск, то тогда порядок будет наведен. А какая ответственность может быть у мэра, если он бесправен? Никакой. Вернее, ответственность создадут, но это будет полная безответственность со стороны вышестоящих органов. Поэтому на съезде и говорилось о визовом режиме и пограничном контроле. Из 150 таджиков один может оказаться плохим. Но неправильно говорить только о тех, кто приезжает. Надо говорить и о русских, которые также хулиганят и грабят. И это тоже происходит из-за недостаточного количества полицейских.
Владимир Зубков, юрист:
– Это интересное решение. Персональная ответственность чиновника муниципального уровня, очевидно, – разумный шаг. Только есть проблема: как оценивать произошедшую ситуацию. Кто будет определять саму градацию событий? Как определить, это уже межэтнический конфликт или только предпосылки к его началу? На каком этапе мы будем понимать, что событие наступило? И как ответить на все эти вопросы без привлечения лиц, обладающих специальными познаниями в области межэтнических отношений, я не представляю.
– Применение этого закона в Сыктывкаре будет носить определенный оттенок. Распространено мнение, что националистическое движение «Рубеж Севера» негласно поддерживается Желтым домом. И если националисты спровоцируют конкретные действия, то отвечать за них будут не только они, но и конкретный чиновник.
– Обратите внимание, в первую очередь эта персональная ответственность предусмотрена для руководителя муниципального органа власти. Не будет ли это рычагом, при котором власти республиканского уровня, возможно, каким-то образом оказывающие поддержку националистическому движению, могли бы решить вопрос с неугодным мэром. Контакт лидеров националистического движения с руководством республики негативно отразится не на руководстве республики, а конкретно на мэре. Да и как всегда возникает гигантская почва для злоупотреблений.
Колегов, как символ межэтнических конфликтов? Это интересная семантика.
Колегов, де-юре, может подать в суд, за запрещение "Русского марша".
"Не будет ли это рычагом, при котором власти республиканского уровня, возможно, каким-то образом оказывающие поддержку националистическому движению, могли бы решить вопрос с неугодным мэром."
Это будет дополнительным стимулом притоптать местечковых разжигателей раньше, чем их деятельность заметят в Кремле.
Не получится так, что в силу сохранения межнационального спокойствия мэры будут рекомендовать нам учить танец "Лезгинку"? А потом мэры следующих поколений, если конечно они будут православного вероисповедания, начнут политику сохранения и поддержки коренного населения, коим пока еще является русский народ.
Наиболее объективен комментарий Шпектора. На руководителей администраций взвалили ответственность, но не наделили правами. Самый простой механизм -- запретить миграцию. Если из 150 человек 149 порядочные, а один плохой, то создается предвзятое отношение ко всем, что все плохие.