Новые приказы Минкомсвязи предоставляют ФСБ свободный доступ к прослушиванию телефонных разговоров россиян. Об этом со ссылкой на "Фонтанка.ру" сообщает «Эхо Москвы». Документы обязывают всех операторов установить специальную аппаратуру, позволяющую прослушивать абонентов с удаленных пультов и получать данные о состоявшихся разговорах, отправленных SMS-сообщениях и т. д., а также определять местонахождение обладателей мобильных телефонов и даже отключать их. При этом все действия происходят без ведома сотовых компаний или иных операторов. Уклоняющиеся от установки спецаппаратуры могут лишиться лицензии. В самом Минкомсвязи говорят, что в спорных приказах нет слов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, — отмечает интернет-издание NEWSru.com.
Интернет-журнал «7x7» решил поинтересоваться у мурманчан, как они оценивают эту инициативу?
Виталий Серветник, член регионального молодежного совета по правам человека Мурманской области:
— Я бы это назвал просто легализацией существующей практики.
Вообще, в современном мире все, что произнесено или написано хоть где-то, потенциально может стать публичным. Надо просто быть к этому готовым, 21-й век все-таки. Но с точки зрения права, эта легализация позволит использовать прослушки в судах, что раньше не всегда принималось, как законные доказательства.
Меня лично это не пугает. Потому что я давно себе запретил не то что говорить, а даже думать о незаконных действиях. Либо о незаконных действиях, за которые я не готов понести ответственность.
Вера Смирнова, безработный пролетарий города Мурманска:
— Власть чувствует себя настолько уверенно, что решила легализовать все то, что они и раньше могли делать. Я возмущена именно этим, а не самим фактом прослушки, так как сам тотальный контроль — уже давно не новость. К счастью, есть еще Интернет, где государству не угнаться за технологией. Я даже немного рада, что такое право, как право на тайну переписки и телефонных разговоров, здесь вообще не принимается в расчет. Это поможет нашим гражданам скорее понять, за кого их держат наверху. А то ведь не все еще в курсе.
Максим Югов, музыкант, вокалист регги группы THE JAHNGLE:
— Почему-то меня совсем не удивляет эта новость. Я думаю, ФСБ как слушала, так и будет слушать граждан, решение суда можно и "задним числом" оформить, у нас суд такой суд. Просто сейчас, видимо, решили еще более оптимизировать процесс контроля, операторов обяжут установить это спецоборудование, что, по идее, должно сильно упростить работу органов безопасности — теперь будет открытый доступ к информации, минуя обращение к оператору, соответственно, и решение суда предъявлять становится некому — органам меньше волокиты. Про то, что поведение государственной машины в последнее время все чаще противоречит Конституции, тоже ничего не скажешь — у нас Конституция постепенно превращается в документ параллельной России, как будто для какой-то другой страны написана.
Денис Прокопенко, корреспондент информационного портала М51.ru:
— На мой взгляд, однозначной оценки такому решению дать нельзя. На эту инициативу можно посмотреть с нескольких сторон. С одной — можно, несомненно, сказать «да» этой инициативе: повысится безопасность, можно будет отслеживать особо опасных преступников, ловить наркодиллеров и делать другие очень нужные и важные вещи в сфере внутренней безопасности. Так может объяснить это решение власть, и в этом есть смысл. С другой стороны, в нашем государстве любая инициатива подобного рода ведет лишь к закручиванию гаек по отношению к своему же народу. Учитывая размытость и широкое применение статей об экстремизме, оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды, и прочих таких же, нет гарантии, что личные разговоры недовольных внутренней политикой страны (оппозиции) не будут использоваться против них. То есть, придется, что называется, «фильтровать базар» даже общаясь с самыми близкими и родными людьми. Да и вообще, я слабо понимаю, как можно прослушивать разговоры, не нарушая права на тайну переписки, телефонные переговоры и иные сообщения. Оперативники, слушая разговор того же Навального, а он объект № 1 на прослушку, как мне кажется, будут стыдливо выключать звук на своих пультах во время его разговора с женой? Этот момент для меня не ясен. Опять же, несомненный плюс — прослушку легализуют и все будут точно знать: нас слушают. Раньше нас тоже слушали, но не все в это верили. Теперь же –— факт на лицо. И еще один несомненный минус: Россию при легализации прослушки могут обвинить в лицемерии. С одной стороны, мы возмущаемся «слухачами» из Америки и не выдаем Сноудена, с другой — сами делаем то же самое, что и США. Нехорошо как-то получается. Вор кричит: «Держи вора!» Да и преступники, которые особо опасные, а значит, не особо глупые, вряд ли будут обсуждать темные дела по телефону, заранее зная, что его слушают. Ну, я бы точно не стал. Так что, вопрос «о безопасности» — тоже довольно сомнителен. В целом же, суммируя все, мне кажется, рядовому россиянину эта инициатива должна быть безразлична. Смешно полагать, что каждую секунду каждого телефонного разговора каждого россиянина будут слушать агенты ФСБ, перелопачивая в тот же момент миллиарды смс с просьбами купить капусты, морковки, мяса и памперсов для ребенка. Программа прослушки работает по определенным словам-якорям. Например, говорит человек в трубку «бомба», и она начинает писать разговор, одновременно сигнализируя дежурному оперативнику. Короче говоря, для аморфного в политическом плане большинства такая инициатива ничего опасного в себе не несет. Но вот активному меньшинству, пожалуй, кровь попортит. Сам я, взвешивая все «за» и «против», категорически не согласен с прослушкой. Боюсь, использовать ее будут больше для того, чтобы душить оппозицию и тех, кто раскачивает лодку.
Удивительно, как четыре человека, не сговариваясь, сказали, по сути, одно и то же.