Сегодня в морге городской больницы мурманчане прощались с выдающимся общественным деятелем Евгением Уткиным.
Фото из архива Владислава Трошина
Он родился в 1946-м году в Архангельской области. Был рыбаком, лесником, грузчиком, публиковался в местных газетах. Активно участвовал в общественной жизни Заполярья. Принял непосредственное участие в становлении демократического режима в России — 22-го августа 1991 года Уткин собственноручно поднял Российский флаг на флагштоке над зданием
Мурманского областного Совета депутатов. Неоднократно отстаивал свои права с помощью голодовок и пикетов. Был одним из основателей экологического фонда «Зеленая ветвь». В 2003 году был парализован, и с 2007 года проживал в доме-интернате для престарелых. Несмотря на это и на то, что передвигаться Евгений мог лишь в инвалидном кресле, он оставался активным гражданином Мурманска и продолжал организовывать многие мероприятия и акции, направленные на охрану окружающей среды и прав человека.
Фото из архива Владислава Трошина
Евгений Георгиевич скончался 3 апреля. Сегодня с ним прощались те, с кем он дружил, и кому помогал. Многие из пришедших проводить в последний путь Евгения Уткина говоили о том, что это был очень непростой человек, со сложным характером, но при этом с яркой активной гражданской позицией.
Ольга Ха, представитель общественной организации «Луч надежды»:
Я узнала, что такое «права человека», именно от него. Я раньше думала: кто такие «общественники», чем они занимаются. Но сейчас я сама «общественник». Бывает, что когда с человеком живешь, общаешься, работаешь вместе, но он не становится для тебя судьбоносным. А бывает, что с таким человеком соприкоснулся, и это настолько влияет на
твое будущее! Таким человеком в моей жизни стал Евгений Уткин.
Римма Николаева — Консультант отдела Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области :
У него был сложный характер, его многие не любили за его «колючесть», резкость, прямоту. Я его знаю с 1996 года. Думаю, такого человека больше не будет, находясь в обездвиженном состоянии, он еще умудрялся думать не только о себе, но и о рядом лежащих. О молодежи, которой нужно помочь. Поэтому его память останется в наших сердцах.
Вячеслав Пайкачев, правозащитник:
Останется в памяти неординарный человек. Особенно переживал он, чтоб люди берегли
природу, это была его идея фикс. Ну и яростно боролся с чиновниками, которые не выполняют свои должностные обязанности, с прокурорами, с полицейскими. Я помню эту борьбу достаточно ясно, еще, наверно, и полгода не прошло. Можно ли назвать его правозащитником? Можно. В своем понимании он, конечно, был правозащитником. Но
в основном он отстаивал права, касающиеся его лично. Вот то, что ему было близко, то он и защищал.
Андрей Золотков, руководитель «Беллона Мурманск»:
Я впервые с ним столкнулся 24 года назад, в апреле 1989 года. Я тогда был народно избранным депутатом, и он пришел ко мне оспаривать Советскую Конституцию. Мы с ним довольно долго занимались перепиской с Москвой, правда, это все оказалось безрезультатно, но я все равно познакомился тогда с теми идеями, что Уткин продвигал. А потом мы уже в 2006 году начали сотрудничать. Последний факт яркой деятельности, где мне пришлось участвовать в 2006 году, — у него была идея в Мурманске один из троллейбусов пустить с рекламой общественных организаций, он тогда был уже инвалид, не мог. И я занимался этим делом с троллейбусным парком, и нам это удалось, бесплатно этот троллейбус несколько лет ходил по городу Мурманску! У него было много интересных идей, которые трудно осуществить без денег. Были у него и «закидоны», которые нельзя было воплотить в реальное дело. Мне много приходилось ездить к нему в больницу, в дом престарелых, могу сказать одно: Женя — это человек, с которым можно было сотрудничать, спорить, это был адекватный человек.
Владислав Трошин, действительный член Русского географического общества :
Мы с ним и дружили, и ссорились по принципиальным вопросам, а по-человечески всегда оставались друзьями. Когда он тяжело заболел, мы постоянно были на связи. Жалко, что уходят последние из тех, кто начинал демократическое правозащитное движение у нас. И у меня сохранились фотографии с самого первого пикета протеста, который был организован им. Его и не любили, но уважали всегда. Даже с бывшим губернатором Мурманской области Евдокимовым сколько он ссорился, но всегда находили общий язык. Сколько ссорился с представителями власти, но каждый раз выходили на какой-то «конструктив». Вот это была характерная черта Евгения Георгиевича. К сожалению, он был всегда одиночка, он старался все делать сам. Он себя не завязывал ни в одну структуру, не любил с ними связываться. Но болезнь оказалась сильней. Нам его будет очень не хватать, потому что таких людей буквально единицы.
Фото из архива Владислава Трошина
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.