Фото: Reuters
Решение агентства Standard & Poor`s понизить кредитный рейтинг США до уровня AA+ вызвало паническое бегство инвесторов из рисковых активов. Ведущие западные индексы потеряли за день 2,8-5%, российские ММВБ и РТС рухнули за день на 5,5-7,7%, продемонстрировав сильнейшее падение с начала 2009 года. Инвесторы продолжают скупать американские госбумаги наряду с золотом, японской иеной и швейцарским франком. Понижение рейтинга США — лишь отражение роста уровня риска в мировом финансовом секторе, где долговые обязательства США остаются наименее рискованным активом.
Понижение кредитного рейтинга США агентством Standard & Poor`s до уровня AA+ вызвало усиление панических настроений на рынке и бегство инвесторов из рисковых активов. "Несмотря на то что агентство предупредило об этом еще в апреле, многие участники рынка не думали, что дело дойдет до снижения рейтинга,— говорит старший портфельный менеджер "Ренессанс управление активами" Александр Крапивко.— Были надежды, что административное давление властей США на рейтинговые агентства будет сильнее здравого смысла". По словам начальника отдела акций ИФ "Олма" Дмитрия Кулакова, панические продажи спровоцировало не само по себе изменение рейтинга: для инвесторов это был повод избавиться от рисков.
Первыми на решение агентства отреагировали азиатские фондовые биржи. Так, японский Nikkei 225 снизился по итогам торгов на 2,3%, гонконгский Hang Seng потерял более 4%, китайский Shanghai Composite — 4%, корейский KOSPI обвалился на 3,7%. Снижением фондовых индексов в пределах 1% открылись и европейские биржи, продемонстрировав в течение дня сильнейшее падение за последние два года. Немецкий индекс DAX обвалился по итогам торгов на 5%, опустившись до минимальной отметки с начала сентября 2010 года. Французский индекс CAC-40 упал на 4,7%, до двухлетнего минимума. Падением открылись и американские индексы. К 21:00 по московскому времени индекс S&P 500 рухнул на 3,2%, индекс Dow Jones потерял 2,7%.
Происходящее на российских площадках участники торгов охарактеризовали как новый черный понедельник: индекс РТС рухнул на 7,7%, до 1657,77 пункта, что стало крупнейшим снижением с февраля 2009 года.
Индекс ММВБ потерял за день 5,5%, впервые за десять месяцев опустившись ниже психологически важного уровня 1500 пунктов, до 1499,49 пункта. Итогом обвала стало снижение капитализации российского фондового рынка, по данным биржи РТС, ниже $1 трлн, до $972 млрд. Таким образом за пять дней непрерывного снижения российский рынок потерял в капитализации $130 млрд.
Инвесторы прячут активы в защитных инструментах, используя в качестве объектов для размещения средств долговые обязательства развитых стран, золото, иену и швейцарский франк. В результате курс швейцарского франка достиг очередного исторического максимума — 0,7485 франка за доллар, поднявшись более чем на 1,5% по сравнению с закрытием пятницы. Курс японской иены вырос на 0,5%, до Ґ77,9 за $1. Котировки золота впервые в истории преодолели отметку $1700 за тройскую унцию. В ходе торгов стоимость драгметалла поднималась до $1718,29 за унцию, что на 3,3% выше закрытия пятницы. Доходность десятилетних государственных облигаций Германии опустилась ниже 2,25% годовых, доходность британских десятилетних облигаций приблизилась к историческому минимуму, установленному накануне (2,62%), французских — опустилась до 3,13%. Несмотря на снижение рейтинга США, доходность суверенных облигаций находится вблизи многомесячных максимумов: ставка десятилетних US Treasuries опустилась на вчерашних торгах ниже 2,5%.
По словам министра финансов Японии Есихико Ноды, доверия к американским госбумагам не стало меньше: после понижения рейтинга США Япония, являющаяся вторым после Китая держателем US Treasuries, продолжит инвестировать в эти активы. "Может быть, инвесторы искали замену этому инструменту, но столь ликвидного рынка больше нет,— поясняет управляющий директор инвестиционной компании "Арбат Капитал" Александр Орлов.— К тому же разница между ААА и АА+ мизерная, так что по большому счету просто изменилась система координат". "Прогноз для экономики ухудшается день ото дня. Все эти факторы поддерживают рынок US Treasuries, компенсируя последствия понижения рейтинга США",— заявил агентству Bloomberg аналитик UniCredit Корнелиус Перпс.
Снижение рейтинга со стороны одного агентства не может рассматриваться как сигнал к массовому выводу активов, полагает Александр Крапивко. "Если рейтинг понизят все три агентства, это может спровоцировать выход широкого круга инвесторов из обязательств",— уверен эксперт. В таких условиях аппетит к риску упадет еще сильнее, так как инвесторы будут компенсировать потери за счет других классов активов. Российский рынок, как и в 2008 году, окажется в лидерах снижения: США потребляют более 20% добываемой в мире нефти, и опасения рецессии в первую очередь ударят по ценам на нефть, что всегда негативно сказывается на российском рынке акций, напоминает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.
Дальнейшая динамика рынков может быть определена по результатам сегодняшнего заседания Федеральной резервной системы США. "Если ФРС хотя бы намекнет на возможность очередного этапа количественного смягчения, то мы получим очень сильное ралли в сырье и акциях. Если нет, то рынку придется осознать, что этот процесс уже происходит, но его главными модераторами выступают Банк Японии, Нацбанк Швейцарии и ЕЦБ. Пока же всем хочется новых долларов, а не иен, франков и евро",— рассуждает господин Орлов. В целях борьбы с кризисом ЕЦБ впервые с весны вышел на рынок суверенного долга Европы с покупками облигаций Италии и Испании. Итогом вмешательства стало снижение доходности десятилетних итальянских бондов на 69 базисных пунктов — до 5,4%, испанских десятилетних на 75 базисных пунктов — до 5,3%.
Виталий Гайдаев
Источник: "КоммерсантЪ"
Как из Сочи премьер успокаивал нервные мировые рынки
Вчера в Сочи в отеле "Рэдиссон Лазурная" прошли переговоры между премьерами России и Финляндии Владимиром Путиным и Юрки Катайненом. На них Владимир Путин, как сообщает специальный корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ, провел психотерапевтический сеанс, целью которого было успокоить нервные финансовые рынки в России и в мире и перестать звать лихо, пока оно тихо.
Обстановка в Сочи не располагает к трудным переговорам. Она не располагает ни к каким переговорам вообще. Возможно, поэтому финский премьер сразу сказал Владимиру Путину, что давно хотел приехать в Сочи в разгар курортного сезона и что даже с семьей обсуждал, не отдохнуть ли им здесь (впрочем, судя по тому, что господин Катайнен приехал один, к единому мнению семейный совет так и не пришел).
Российский премьер, рассуждая о двусторонних отношениях, заметил, что "на международных рынках наблюдается нервозность, турбулентный процесс". Россию из списка этих рынков он исключил, без сомнения, сознательно.
Позже, после переговоров, которые шли дольше двух часов, стало еще понятней почему. Финский журналист из газеты Helsingin Sanomat спросил премьеров, что делать, когда отовсюду идут мрачные новости о состоянии мировой экономики.
Финский журналист при этом и сам был мрачен. Возможно, от того, что рынки так турбулентны, а возможно, потому, что с ним только что поговорил посол России в Финляндии Александр Румянцев. Финский журналист сам подошел к российскому послу, впрочем, вряд ли ему стоило подходить из-за того, что он услышал в свой адрес.
— О, это вы! — обрадовался господин Румянцев.— Очень хорошо знаю вашу газету! Каждый день что-нибудь плохое да напишете о России! Это у вас редакционная политика такая!
При этом выражение лица у господина Румянцева было таким, как будто он встретил лучшего друга, которого не видел сто лет.
Финский журналист смотрел на российского посла и никак, похоже, не мог сопоставить два эти фактора: выражение лица господина Румянцева и смысл услышанного.
— Если я в Helsingin Sanomat с утра ничего плохого не прочитал про Россию,— оживленно продолжал господин Румянцев,— то такое ощущение, что я не побрился! Некомфортно!
Журналист, кажется, наконец-то понял, что происходит, и стал словно бы незаметно для посла двигаться к своему месту, чтобы через 20 минут задать свой вопрос российскому премьеру. Господин Путин был гуманнее к нему. Но сначала на вопрос ответил Юрки Катайнен:
— На этом этапе очень трудно посчитать последствия,— тревожно сказал он.— Ситуация нервная и связана с недоверием к руководителям стран: смогут ли они справиться?
Еще одна причина такой обстановки, по его мнению, в том, что август для финансовых рынков отпускной месяц, и от этого неуверенность в бизнес-среде только растет.
Финский премьер видит два риска: замораживание финансовых рынков и слишком длительный процесс слишком медленного их роста в результате такого замораживания.
После этого ответа казалось, что новый финансовый кризис неизбежен и что в Финляндии компетентные люди думают только о масштабах его последствий и способах их ликвидации.
Ответ российского премьера был принципиально другим. Господин Путин постарался сделать все, чтобы не сложилось впечатления, что новый кризис шагает по планете:
— Чтобы не было хуже, не нужно постоянно себя пугать,— сказал он.— Многое в таких вещах построено на психологии. Вы начинаете стращать друг друга — и наступают негативные последствия, которых могло и не быть.
Он не обращался к финскому премьеру напрямую, но то, что говорил господин Путин, было прямым ответом коллеге:
— Во-вторых, нужно проводить взвешенную макроэкономическую политику. Я назову только три страны, которые последовательно придерживаются экономических принципов Евросоюза: Финляндия, Эстония и Люксембург.
Финский премьер, чья страна неожиданно попала в этот почетный список Владимира Путина, тепло и даже с какой-то нежностью посмотрел на российского премьера.
— В Штатах договорились о повышении потолка госдолга. Это уже хорошо,— продолжил господин Путин сеанс психотерапии.— Европейский Центробанк принял решение о скупке гособлигаций Испании и Италии. Это не решает проблемы, но тоже хорошо.
Слово "хорошо" в его устах прозвучало уже четыре раза за пару минут. Для успеха сеанса это, видимо, было необходимо.
— Мы в России считаем нужным внимательно следить за ликвидностью,— продолжил российский премьер.— Если нужно, по различным каналам Минфин ликвидности (то есть рублей.— А. К.) сразу добавит... Сегодня Минфин из собственных ресурсов предложил на рынок 40 млрд руб. Потребность была выше, сейчас они посмотрят, отмониторят, поймут, как лучше сделать... Снижаем уровень дефицита бюджета: в этом году будет 1% или даже меньше... Уровень госдолга — 10%, при этом внешний долг наш только 3% из них... Золотовалютные резервы, точно не скажу, но в районе $550 млрд...
Даже "точно не скажу" имело психотерапевтический эффект: это означало, что за эти резервы премьер даже не волнуется, потому что они очень большие...
— Я надеюсь,— закончил он,— что мировая экономика будет постепенно восстанавливаться.
То есть за российскую вообще просьба не беспокоиться.