Навеяно дискуссиями о Шлосберге и вообще "уехавших и оставшихся".
Когда началась война, а с ней и нынешняя звериная цензура, все не согласные с этим встали перед выбором. Вариантов действий было немного, а выбрать "что-то посередине" или потом свободно изменять принятое решение практически нельзя. Любой вариант означал личные потери.
1. Уехать и продолжить говорить и делать то, что хочешь. Ты еще долго (или никогда) не окажешься на родине, как правило, лишишься дома, работы, знакомого окружения, потеряешь в социальном статусе, при этом тебя будут попрекать в том, что "критикуешь из-за бугра".
2. Остаться и молчать. Ты теряешь возможность на что-либо влиять (или хотя бы пытаться), вынужден безмолвно наблюдать за погружением страны на дно, приспосабливаться, ждать лучших времен, а пока жить двойной жизнью и тщательно обдумывать, кому что можно сказать. При этом тебе будут пенять за то, что молчишь и до сих пор не остановил войну и не сверг Путина.
3. Остаться и сесть. Может, не сразу, а как дойдет твоя очередь, но почти неизбежно и тем скорее, чем громче и отчетливее будешь говорить. Когда тебя посадят, будут страдать твои близкие, а другие люди тратить деньги, время и нервы на твою поддержку. И все равно тебе будут говорить, что ты сделал недостаточно.
Я, честно говоря, не знаю, какой из этих путей правильный. Вряд ли такой есть. Я для себя после колебаний выбрал первый, потому что молчать бы не мог, а садиться мне не казалось хорошим планом. Но уважаю тех, кто решил иначе. У каждого своя жизнь, и глупо требовать, чтобы все принимали решения, руководствуясь именно вашими соображениями. Поэтому все эти споры "уехавших" и "оставшихся" я считаю бесполезной и очень глупой затеей.
Но есть и еще один путь:
4. Остаться и вписаться в официально разрешенную линию. От нее можно чуть-чуть отклоняться в ту или другую сторону, но коридор этот с каждым годом сужается. Ты остаешься в публичном пространстве, но должен говорить то, что разрешено начальством, а не то, что думаешь. Конечно, через какое-то время ты сам начнешь верить в то, что говоришь, но за такое решение тоже заплатишь - самоуважением и уважением окружающих.
Вот этот путь я уважать не могу.