С марта этого года «Общественный радар» защищает интересы коренных жителей Югры в их споре с ПАО «Сургутнефтегаз».
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – это один из богатейших регионов России по природным ресурсам. Он занимает девятое место по площади среди всех субъектов федерации и аж вторую строку по размеру экономики (сразу после Москвы).
При этом живут в Югре менее двух миллионов человек. Из которых всего 32 тысячи или примерно 2% — это представители коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси и ненцы. Половина из них ведет традиционный образ жизни.
Казалось бы, каждого обитателя этого региона можно озолотить. Но не все так просто. По закону, нефтяники обязаны согласовывать добычу с главами традиционно больших семей коренных народов, если «чёрное золото» обнаружено на их землях. Из-за нефтедобычи неизбежно наносится ущерб экологии и страдают промысловые угодья, поэтому семьям выплачивается денежная компенсация. Ее размер согласовывают на специальных встречах.
При этом компенсация априори получается заниженной, ведь она рассчитывается не на каждого члена большой традиционной семьи, а в целом на семью. Более того, лишь после решения Конституционного суда от 06.07.2021 года компенсацию стали выплачивать всем представителям коренных народов, а не только занятым традиционными промыслами.
Лидером по нефтедобыче в Югре является ПАО «Сургутнефтегаз». Его прибыль, согласно отчёту компании, в 2023 году выросла в 22 раза – до 1,334 трлн рублей. Но в переговорах с коренными жителями воротилы бьются за каждую копейку: обратившийся к нам глава семьи уже третий раз подряд не может согласовать достойную компенсацию.
На последнюю встречу представители ПАО «Сургутнефтегаз» и вовсе притащили расчет из Научно-аналитического центра имени Шпильмана, чтобы обосновать свою позицию рыночной стоимостью добываемых жителями шкур и собираемых ягод. Сумма получилась даже меньше той, что предлагалась на двух предыдущих встречах. Жители такую «щедрость» не оценили и от компенсации отказались. Нефтяники же в ответ начали буровые работы безо всякого согласования.
Мы помогли жителям направить обращения в контролирующие органы и уполномоченному по правам человека в Югре. После ответов выяснилось следующее: реестры коренных малочисленных народов и реестры территорий традиционного природопользования не синхронизируются.
Обременения в пользовании землей определенным образом также не регистрируются. Следовательно, у «Сургутнефтегаза» нет обязанности согласовывать нефтедобычу, а есть только добрая воля это делать, пока коренные жители согласны на «копеечные» компенсации.
Чуть более конструктивный ответ дал Уполномоченный по правам человека в Югре. Он пояснил, что ситуация носит массовый характер, пообещав взять ситуацию на контроль до внесения сведений в реестр. Хотелось бы верить, но добычу это не остановило, а ожидание компенсации растянулось на многие месяцы.
Создается парадоксальная ситуация, когда с одной стороны государство признает людей, занимающимися традиционными промыслами на определенной земле, а с другой – не наделяет их никакими дополнительными правами.
Пока же наш заявитель с нашей помощью вынужден сам бегать по МФЦ, самостоятельно устраняя противоречие, возникшее из-за кривизны законов и безразличия чиновников.
Также мы помогли заявителю связываться со СМИ. «Кедр.Медиа»* сделало большой материал, выехав на место событий.
После этого в начале октября нефтяники даже вышли на связь, предложив встретиться и обсудить проблему. На месте же выяснилось, что речь пошла не о компенсации за проводимые работы, а согласовании новых объектов нефтедобычи. То есть, фактически предложили закрыть на глаза на вопиющее нарушение прав и двигаться дальше, что неприемлемо для коренных жителей.
«Общественный радар» считает, что невозможно свести размер компенсации исключительно к коммерческой выгоде, так как охраняемые законом традиционные промыслы является способом сохранения культуры малочисленных народов, а не обычной предпринимательской деятельностью. Кроме того, сумма компенсации должна покрывать также стоимость неизбежно причиняемого ущерба экологии, что не может не сказаться на здоровье коренных жителей и их домашнего скота, также являющегося охраняемым объектом. Ведь отходы нефтепродуктов не перерабатываются и отравляют почву.
Чтобы устранить законодательный пробел, мы написали законопроект и направили его в Комитет по делам национальностей Государственной думы. В нем предлагается синхронизировать реестры коренных малочисленных народов и территорий традиционного природопользования, регистрировать обременения по использованию земли в Росреестре и ужесточить административную ответственность за добычу нефти без согласования с коренными народами. Законопроект был переслан в Федеральное агентство по делам национальностей, но ответа от него нет уже два месяца. Мы подали обращение об ускорении рассмотрения. Возможно, в ближайшее время будет создана соответствующая петиция.
Пока же прошу распространить этот текст как можно шире, так как общественное давление в этом кейсе уже сработало, осталось лишь немного поднажать, чтобы добиться справедливости.
*Власти РФ считают это издание иностранным агентом.