В разное время то работал, то не работал журналистом, знаком со спецификой, и вот есть пара мыслей для юнош и дев, размышляющих о выборе профессии. Список не в порядке важности или тематики, пункты выбраны произвольно.
1) Журналистика ни в коем случае не "творческая профессия". Это ближе к работе мусорщика, уборщика, матроса. С приобретением квалификации, и если повезет, то это может быть работа типа ботаника, или синоптика.
2) В журналистике люди на "ты". Если в редакции говорят на "вы", то вам лучше идти работать куда-то типа Сбербанка или Газпрома.
3) В журналистике не делают карьеру. Если ты собрался делать карьеру, то см. пункт 2.
4) Все твои "заслуги" обнуляются каждое утро. Ты проснулся нулем, и нужно что-то сделать сегодня, чтобы ты вернулся в профессию.
5) Журналистика не делается в барах. Там делается бессмысленная тусовка и алкоголизм.
6) Заказные материалы, джинса, нативная реклама, "размещение", партнерские материалы (каждое поколение рождает новые эвфемизмы) - это преступление уровня воровства детей.
7) Журналист не должен и не может ни на что "влиять". Он - прозрачный медиум, невидимый носитель проверенных фактов. Если журналист пытается на что-то влиять - он Венедиктов или Латынина. Стрелка осциллографа ему в жопу.
При этом остается вопрос выбора стороны в конфликте, так называемой "объективности". Я не устаю повторять старую метафору Кирилла Рогова: футбольный комментатор разумеется не болеет за ту или иную команду. Но если одна из команд принесла на стадион ножички, зарезала вратаря противника и поэтому забивает больше голов, комментатор должен орать об этом, а не подсчитывать невозмутимо забитые голы.
9) При этом у журналиста нет пола, национальности, партийности и конфессии. Он медиум - пустое место.
10) Запрещено интервью журналиста с журналистом. Это инцест, Венедиктов и Латынина, см. пункт 7.
11) Поощряется дружба с родным языком. Например, отличать "коллегу" от "сотрудника", и в титрах писать не "журналист "Дождя*", а "корреспондент "Дождя*", это разные категории.
12) Если у вас даже не в письменной, а хотя бы в устной речи появились слова-паразиты, то тебя заразили и ты сам заразный, рекомендуется посетить санэпидстанцию и посыпать свой поганый язык дустом.
13) Мелкое тщеславие и неймдроппинг смешно и самоунизительно. "Когда мы с Борисом Гребенщиковым...", "Когда Михаил Горбачев мне сказал..." хахахахахаха.
14) Ты описываешь, что делают другие люди. Это не значит, что ты вдруг оказался на уровне этих других людей. Ты - никто, см. пункт 4.
15) Если хочется в редакции поорать и кого-то оскорбить, иди к своему прямому начальнику, прояви смелость и непримиримость там. С младшими и подчиненными ты должен быть как добрая мама или бабушка.
16) Трудовые права сотрудников должны соблюдаться, но это не касается лично тебя. Ты журналист и в три ночи, и в отпуске, и в разгар шабата в субботу, и на операционном столе, и сидя в изоляторе "Сахарово". Ты перестанешь быть журналистом в морге, лишь потому, что мертвый человек не может нажимать на кнопки клавиатуры и держать в руке авторучку.
17) Чем ты лучший журналист, тем больше вероятность, что тебя убьют. Причем, если ты настоящий журналист, то вероятность, что тебя убьют примерно в миллион раз больше, чем то, что ты получишь Пулитцеровскую премию.
18) Дополнение к пункту 16. Я могу быть неправ, но мой лично субъективный взгляд на знаменитую дилемму свидетеля таков: если на твоих глазах совершается преступление, то ты бросаешь камеру и вступаешься за жертву. Да, ты в этот момент перестал быть журналистом, но зато остался человеком.
19) Нейтральность во время преступление - помощь преступнику. При том что ты ноль и медиум. Это диалектика.
20) Твоя профессия - коммуникация. Если ты в быту или на работе недоступен, обещаешь перезвонить, но не перезваниваешь, если ты не читаешь каждый день сообщения во всех своих мессенджерах и соцсетях и не отвечаешь на них, - ты не журналист, а камень в лесу.
21) Твоя профессия - точность и обязательность. Если вы неделю или месяц назад договорились с кем-то встретиться 31 декабря в 9 вечера на опушке леса, человек не должен накануне перезванивать и уточнять, "ничего ли не изменилось", он должен не сомневаться, что ты там будешь. И разумеется, если ты не сдаешь заметку к дедлайну, ты превращаешься в тыкву, тебе только кажется, что ты журналист.
22) Если ты будешь называть свои "очерки", "опусы", "лонгриды", "тексты", "фичеры" (и что там еще придумывает каждое новое поколение) - просто заметками, они будут получаться лучше.
23) Если тебе кажется, что ты знаешь, что будет в будущем, и тем более пишешь об этом, то ты профессор Соловей.
24) Все свои творения ты бросаешь в ненасытную бездонную пропасть. Никакого "накопления" не происходит, назавтра твоих заметок уже не существует, как пел современный философ Мик Джаггер, вчерашние газеты никому не нужны.
25) Никакой разницы, работаешь ли ты в районной поселковой газете, или в центральном офисе CNN - отличие лишь в зарплате, а работа та же. Впрочем, это продолжение пункта 3), я начал ходить кругами, как старый ворчун.
Хватит занудствовать, остальное сами додумаете, не маленькие.
*"Дождь" признан нежелательной организацией.