Прославленный в российских и заморских краях Вячеслав Фетисов, двукратный Олимпийский чемпион и семикратный чемпион мира, а ныне депутат Госдумы от «Единой России» с крайним раздражением высказался об организации на российских каналах трансляций чемпионата Европы по футболу: «Я даже не смотрю никакие международные соревнования. Более того, я считаю предательством сегодня показывать чемпионат мира по хоккею и чемпионат Европы по футболу. Я не понимаю, почему мы так подробно в студиях обсуждаем эти трансляции?! Какого хрена вы надеетесь, что, если вы показываете эти матчи, вас вернут на эту площадку». Эмоции и мысли Фетисова крайне показательны.
Совершенно очевидно, что трансляции европейских и мировых соревнований в России организуются не для того, чтобы вернуть туда российских спортсменов. Не с помощью трансляций решаются такие задачи. И политик Фетисов это знает. Его раздражение исходит из того, что в его понимании не может быть никакой и ничьей спортивной радости без участия в соревновании представителей твоей страны. Я сочувствую Вячеславу Фетисову и понимаю психологическую причину его реакции. Но мир устроен иначе, вот что главное.
Трансляции мировых и европейских соревнований в любой стране организуются потому, что спорт – это радость. Вне зависимости от того, играет или нет национальная сборная в чемпионате, спорт приносит радость людям. Избранным – от участия, миллионам – от созерцания. «О спорт, ты – мир!», – написал в стихотворении Пьер де Кубертен, инициатор и организатор современного Олимпийского движения. Он знал толк в психологии спорта и поэтому смог совершать свой общественный подвиг.
Принцип «Так не доставайся же ты никому!», – это образец санкционного мышления, когда любое ограничение должно получить «симметричный», а при возможности и ассиметричный ответ. Не пустили нашу сборную? Накажем наших зрителей. Нечего и смотреть на чужую радость.
Но радость на самом деле не чужая. Спорт интернационален. Эмоции болельщика связаны не только со спортсменами своей страны, а с созерцанием спортивного соревнования как такового. Спорт приносит радость всем к нему причастным. А зритель причастен, конечно. Он переживает, то есть проживает всё происходящее на спортивной арене как часть своей жизни.
Пытаться заместить злостью радость – плохая работа. И для политика, и для спортсмена. Сопереживание радости делает человека лучше. Сопереживание злости – только озлобляет. Из обиды и раздражения не вырастает ничего доброго. Обозлённый человек делает мир вокруг себя злее. Это никому не принесет счастья, в том числе и самому человеку.
Но, на мой взгляд, есть еще одна причина острой эмоции Вячеслава Фетисова. Он великий спортсмен, проживший и проработавший в США много лет. Кроме мировых регалий, он – трехкратный обладатель Кубка Стэнли (дважды в качестве игрока и один раз в качестве тренера), один из шести членов символической сборной столетия Международной федерации хоккея, член «Тройного золотого клуба», включен в Зал славы Международной федерации хоккея с шайбой и в Зал хоккейной славы в Торонто, откуда его, несмотря на санкции, не исключили. Спортивные достижения Фетисова не потускнели за годы. Его спортивная слава – навсегда. И получил он ее, став игроком мирового уровня, потому что весь мир был открыт для него.
Предполагаю, что в глубине души Вячеслав Фетисов понимает, что происходящее в мире, в том числе между Россией и Украиной, – ненормально. Что норма – это мир, спорт и дружба, а не война, вражда и насилие. И ему, наверно, больно от этого. Но только в самой глубине души. А в общество он выпустил свое крайнее раздражение тем, что российские болельщики радуются спорту вне зависимости от того, что национальная сборная России не допущена на этот праздник жизни.
Лучше было разделить с людьми радость, а не злость. Стремление к радости принесет мир.