В Измайловском кремле в Москве по выходным проходит блошиная ярмарка. Чего здесь только нет. Старые пластинки, одежда 1970-х, книги, денди, советский фарфор. В общем, «Авито» оффлайн. Меня привлекли модельки советских автомобилей. Я нашла здесь Волгу, как была у деда, «шестерку», как была у папы. Коробочки помятые, пыльные. Продавец уверял, что с ним в годы развала СССР так рассчитались на заводе игрушек. Короче, не удержалась и купила племяннику несколько машинок. По цене вышло не совсем бюджетно. Но советские же. Надолго хватит. Да и как-то прониклась к продавцу, он еще пожаловался, что аренду подняли.
Когда дома вскрыли коробки, оказалось, что все эти модельки сделаны в Китае. Увы. Качество соответствующее. В каком-нибудь Fix Prace мне это обошлось бы раза в 3-4 дешевле. Честно говоря, сильно расстроилась. Не из-за денег, не из-за того, что обманули, а за то, что, казалось бы, должно быть чисто русским, но производится в Китае.
Хотя с чего вдруг? Если магнитики практически с изображениями российских городов, продаваемые в сувенирных лавках, изготовлены в Китае, матрешки – там же. Не удивлюсь, если шапки-ушанки и валенки, которыми торгуют рядом с Красной площадью в Москве, тоже родом из Поднебесной.
А с другой стороны, когда у нас что было своего? С конца 1920-х в СССР работали крупные американские компании «Форд», «Катерпиллер», «Остин». Именно по американским проектам построили ДнепроГЭС (строила компания Хью Купера), Уралмаш, Уралвагонзавод, Нижне-Новгородский автозавод и сотни других. Один только архитектор Альберт Кан построил в Советском Союзе 570 объектов: танковые, авиастроительные, литейные и автомобильные заводы, кузнечные цеха, прокатные станы, машиностроительные цеха, асбестовую фабрику. Фактически, американец создал всю советскую военную промышленность на территории от Ленинграда до Якутска, которой так любят восхищаться наши патриоты. Конечно, информацию, что заводы и фабрики нам строили иностранцы, никто не афишировал ни тогда, ни сейчас. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название «Госпроектстрой».
Как показала история, сами мы вовсе не с усами. Вся новейшая история промышленности и экономики России так или иначе тоже связана с американскими или европейскими партнерами. И даже сейчас мы не можем обходиться без них. По подсчетам Йельского университета, более 500 иностранных компаний покинули российский рынок после начала войны в Украине. Еще столько же частично приостановили деятельность в стране. Среди ушедших — около 18% дочерних компаний из США, 15% — из Японии, 8,3% — из ЕС. Пока, конечно, положение не патовое. Но резкий рост цен и исчезновение качественных товаров заметили все потребители. Некоторые компании национализировали. Например, летом прошлого года Путин подписал указ о передаче под временное управление российского бизнеса Danone — АО «Данон Россия» – Росимуществу. Некоторые компании продали новому инвестору с сохранением миноритарной доли или опциона на обратный выкуп: McDonald's, L’Occitane, Mercedes, Porsche, Nissan. О том, что под новым брендом и с новым собственником качество товаров и предлагаемых услуг сильно пострадало, думаю, можно и не говорить.
С учетом того, какое количество людей и, что немаловажно, специалистов, за последние два года покинули Россию, думаю, в ближайшие десятилетия ситуация не изменится. Мы так и не создадим ничего сами.