Инесса Видута:
- Здравствуйте, я Инесса Видута. Хочу рассказать сначала о родном брате моей бабушке, Владимир Борисович Юспрах. Он прошел всю войну, от первого дня до последнего, он был артиллеристом и во время войны он пострадал, потерял ногу и у него была изувечена рука. После войны он устроился работать начальником столовой. Однажды к нему подошел человек и рассказал, очевидно, они были знакомы, и рассказал ему, что у него очень больна жена, и ему нужен сахар для жены, который негде было взять. На что, бабушкин брат ответил, что сахара у него нет возможности продать, но он может продать этому человеку 100 стаканов чая, и таким образом этот человек сможет забрать сахар от 100 стаканов чая и отнести своей жене.
Очевидно, кто-то слышал их разговор, и на него донесли, он получил 7 лет лагерей. Очень тяжелая история, которая черной тенью легла на всю семью моей бабушки. Они пытались подавать апелляции, но, к сожалению, ничего не помогло.
Кроме этого, я хотела рассказать о моем дедушке, Изе Рувинович Кирмас, он сам был родом из села Степанцы, Киевской области. В этом селе жили украинцы и евреи, надо сказать, что дружно жили. В 32 году, когда начался голод, и люди начали умирать, дедушка сумел убежать в город и там начать работать, и таким образом, все-таки они выжили.
Также его отец, Рувэн, со своей женой и старшей сестрой дедушки, они тоже смогли убежать в Днепропетровск. Сколько был жив дедушка, столько он рассказывал мне про голодомор и про страшное время, когда, как он говорил, люди ели друг друга. Это оставило ужасный, хотя они все выжили, но это оставило ужасный отпечаток на нем, потому что всегда был страх голода и всегда был страх того, что не будет хлеба вдруг в доме.
И как выживать? Он закупал очень большое количество всего, чтобы в доме был запас, потому что, очевидно, что вот это представление, что вдруг в какой-то момент может закончиться еда, и воспоминание о голоде, не оставляли его всю его жизнь.