Проблема в том, что большая часть историй потеряна.
Я собираю их по крохам. Розенфель Нина Яковлевна:
- Розенфель Нина Яковлевна, до замужества Шум, проживаю в городе Хайфа, мне 83 года. Мой отец, Шум Яков Маркиянович 1908 года рождения, стал жертвой политических репрессий. Он родился и проживал в селе Тавриево, Восточно-Казахстанской области, работал в колхозе «Красный октябрь», трактористом.
Когда в августе 1937 года мне исполнилось 6 месяцев отраду, отец был арестован по ложному доносу своего односельчанина. В ноябре этого же года тройкой НКВД по Восточно-Казахстанской области он был осужден на 10 лет лишения свободы по ст. 58 за контрреволюционную деятельность. О дальнейшей судьбе отца в детстве я ничего не знала, кроме того, что он находился в тюрьме за политику.
Став взрослой, я обратилась дважды в прокуратуру Восточно-Казахстанской области с просьбой получить сведения о судьбе моего отца после осуждения. Оказывается, он был реабилитирован в 1958 году из-за отсутствия состава преступления. Поскольку не было других сведений о судьбе отца, проживая в Израиле, я обратилась в музей ГУЛАГа в Москве. И в 2018 году я получила ответ, что папа умер 3 марта 1942 года, смерть наступила на производстве, это случилось в колонии Амурлага НКВД. Такова трагическая судьба моего отца безвинно осужденного и безвременно ушедшего из жизни. Светлая память ему и вечный покой!