Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Репрессии сегодняшние потому и возможны, что не осмыслена эпоха Сталина

Репрессии сегодняшние потому и возможны, что не осмыслена эпоха Сталина

Геннадий Львов
Геннадий Львов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Воркутинская голодовка продолжалась почти четыре месяца – это самая длительная из известных нам акций протеста политических заключенных. Надо иметь в виду, что срок голодовки – это период, когда ее участники отказывались от приема пищи. Собственно голодовка (голодание) продолжалась от двух до трех недель. Тех, кто первыми начал голодовку, 5-6 ноября стали переводить в лагерные больницы (санчасти) на Руднике, станции Уса и Сыр-Яге. Все они от медицинской помощи отказались, и с 8 ноября их стали кормить принудительно. Были отмечены случаи сопротивления принудительному кормлению. Известно, что несколько участников голодовки скончались, но, вероятно, не от голода, а от обострения хронических заболеваний, вызванного длительным голоданием.

Инициаторы голодовки, основываясь на своем опыте «старых голодовщиков», не ожидали, что акция протеста будет столь длительной. У части голодающих упорное нежелание администрации идти на уступки вызвало замешательство и растерянность. Лагерное начальство даже упрекали в том, что оно создает «азиатские» условия голодовки и не обращает на голодающих никакого внимания, не сразу поместило их в больницу и не выделило дополнительное питание. Инициаторы голодовки, вероятно, ещё не до конца осознали разницу между политизолятором и лагерем. Лагерное начальство рассматривало голодовку прежде всего как отказ от работы, т.е. забастовку, что являлось значительно более серьезным нарушением режима, чем отказ от принятия пищи. Голодовка даже по советскому законодательству не являлась преступлением, в то время как забастовка могла квалифицироваться как контрреволюционный саботаж (ст. 58-14 УК РСФСР).

Затянувшееся противостояние когда-то должно было закончиться. Документальных подтверждений о переговорах с администрацией и указании из центрального аппарат НКВД о принятии требований голодающих не найдено. Можно предположить, что администрации все же пришлось пойти на временные уступки. Известно, например, что троцкисты были размещены в бараках отдельно от уголовников. Однако статуса политзаключенных они не получили. Принципиальных улучшений в условиях жизни не произошло. Поэтому акции протеста буквально через несколько недель после прекращения голодовки возобновились. Но теперь они были кратковременными и участие в них принимали либо одиночки, либо небольшие группы заключенных.

Последние акции протеста приходятся на весну-лето 1937 г. В справках на участников голодовки отмечено, что некоторые из них в эти месяцы отказывались от выхода на работу. В конце мая 52 заключенных Рудника подали протест начальнику III части Угольного (Воркутинского) отделения на незаконный арест Д. Куреневского и Я. Билинкиса, объявив себя арестованными вместе с ними. Причиной ареста послужило собрание заключённых, проведенной без разрешения культурно-воспитательной части. Не исключено, что на Руднике опять началась голодовка, в которой приняли участие подписавшие заявление. Конфликт закончился 5 июня, когда арестованные были освобождены из штрафного изолятора.

Одновременно трое заключённых (Дорошенко, Капуста и Казенов) держали голодовку на лагпункте Кирпичный завод, протестуя против отправки их на этап. Голодовка была прекращена 6 июня, а голодающие по договоренности с начальником III части Усковым были отправлены в стационар.

Однако эти единичные акции протеста тем более не могли изменить обстановку. По указанию сверху (приказ НКВД СССР № 00409) в лагерях начали готовить расправу с троцкистами. В Воркуте их начали свозить на Кирпичный завод, где был оборудован специальный лагпункт. То же самое происходило и в Ухте, где троцкистов свозили на лагпункт Ухтарка. Естественно, в это число попали все или почти все участники голодовки, некоторые из которых к этому времени были переведены из Воркуты в другие лагпункты.

Материалы по теме
Мнение
7 января
Геннадий Львов
Геннадий Львов
О судьбе дважды героя Якова Смушкевича
Мнение
2 января
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Еще одна история о сталинизме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияРепрессии