В Украине с подачи Арестовича легитимизирован разговор о переговорах с Россией (которые пока запрещены законодательно), а западные СМИ пишут о нарастающем пессимизме в украинском обществе — на фоне неудачного летнего контрнаступления и признания руководства ВСУ, что прорывов ждать не следует.
Вероятно, последствия этих выступлений в общественном мнении можно будет увидеть где-то в середине — конце ноября по результатам соцопросов. А пока можно посмотреть, с какой картиной общественного мнения Украина подошла к началу ноября (данные Киевского международного института социологии).
Опрос 29 сентября — 9 октября: подавляющее большинство украинцев по-прежнему против каких-либо территориальных уступок России, однако количество согласных на такие уступки достигло максимума с начала войны — 14% (в конце 2022 года было 8%). Больше всего такие мнения распространены на юге и востоке Украины, где, с одной стороны, больше людей говорят по-русски, а с другой, граждане сильнее страдают от войны. На юге, например, число готовых на уступки с мая по октябрь выросло в два с половиной раза — с 8 до 21%.
Русскоязычные украинцы (те, кто говорит дома по-русски) поддерживают уступки в 27% случаев, украиноязычные — в 11%.
Важно также посмотреть на динамику рейтингов доверия общественным институтам (сравнение мая с октябрем). Безусловным лидером является ВСУ, доверие к которым с мая по октябрь упало всего на 4 п.п., с 98% до 94%. Хуже дела обстоят у президента Владимира Зеленского, доверие которому снизилось с 91% до 76%. Рейтинг правительства рухнул с 74% до 39%, а Верховной рады — с 58% до 21%. Также снизился рейтинг доверия правительственному телемарафону «Единые новости», который является главным централизованным источником информации в Украине: с 69% до 48%.
В общем, тенденция к пессимизму, безусловно, присутствует. Хотя рейтинг Зеленского все равно достаточно высок, а ВСУ пользуются безусловной поддержкой несмотря на неудачу контрнаступления.
Посмотрим, как скажутся на этих цифрах выступления Залужного и Арестовича, а также западная риторика о возможных переговорах.