На днях был день рождения моего еврейского друга. О том, что он еврей, я вспоминаю, когда он сам начинает заводить прекрасные разговоры, даже байки про еврейскую родню. В остальное время это был просто друг без национальности. Выбирать себе друзей по национальности пещерно. Я даже не очень понимаю анекдоты про еврейскую скупость, потому что у меня есть тьма жадных этнических русских в окружении.
Про антисемитизм я впервые узнала в институте, когда запойный поэт Ананьев называл однокурсницу Дину "жидовкой". У меня такое чувство, что я впервые услышала такое в те годы. Я, конечно, помнила с детства безграмотную по форме и оскорбительную по содержанию присказку:
- Сколько время?
- Два еврея, третий жид по веревочке бежит.
Я и не вдумывалась в детстве. Это просто было что-то складное и смешное. Эта особенность - сильно не вдумываться в смысл - и есть наша скрепа.
Когда ищут врагов, значит пытаются что-то скрыть, отвести внимание общественности. Помните, была волна против геев, активная, громкая, скрепная, совсем еще недавно. Чтобы отвести внимание от коррупции, нищеты, агрессии в Украине. Гей и твой дом шатал и на чувство прекрасного покушался, да и нищету он развел, кто же еще. Власть дала фас на высмеивание, преследование и отстрел лгбт-людей, а транс-персон вообще назвали трансформерами в главный микрофон страны.
И вот новую повесточку подогнали - антисемитизм. И люди это приняли, взяли в оборот. На фоне обострения арабо-израильской тлеющей, но незатухающей войны в России переписали скрипты и запустили лавину. Евреи снова во всем виноваты. Любые. И у них, и у нас. И на фоне обострения евреи в Израиле объединились и поддерживают друг друга, потому что знают, что единственная страна, где никогда не будет погромов, - это их государство.
А тем временем в РФ появились случаи, когда у евреев на дверях, стенах и заборах рисуют звездочку. Националистическая риторика президента привела к тому, что людям развязали руки. Дагестанцы, ищущие евреев в двигателе самолета, это символ страшной болезни, имя которой антисемитизм. Можно все. Если президент может себе позволить любое шовинистическое высказывание, то простым россиянам можно и оскорблять в соцсетях, и ловить в гостиницах, и паспорта на предмет еврейства задерживать. Где-то это уже было.
Созванивалась с подругой Динкой. Да, вы угадали, тоже еврейкой. Обсуждали эту ужасную ситуацию. И Динка рассказала, как ехала в детстве с подругой в автобусе, о чем-то весело болтая. Напротив них сидел обычный такой дедуля, божий одуванчик. Смотрел, вглядывался, пристально изучал подругу Динки. Потом ткнул в нее пальцем: «А ты еврейка». Без злобы, без продолжения, просто сказал и уставился в окно. Обыкновенный, бытовой, посконный антисемитизм. Ачотакова! Никто же не пострадал.
Я всегда, еще на этапе травли геев писала, что если нарушить права одних, сдать какую-нибудь часть сообщества для публичной порки, то на смену геям придут другие. И сейчас пришли евреи. В который раз. Но расслабляться рано. Сдадим евреев, смолчим, отсидимся в сторонке, скоро получим следующую группу россиян для гонений и всеобщего презрения. Ну давайте тогда играть в тотализатор, кто следующий?