Приходится писать постскриптум к своим заметкам. Вот написал о том, что Германия плохо диджитализирована, тут неудобный банкинг, решение важных вопросов по бумажной почте, и почтальон не принес мне посылку. Некоторые мои подписчики решили, что тем самым я разочаровался в этой стране и побегу наконец-то, поджав хвост, на родину.
Нет, эти жизненные мелочи я описал как развлекательный контент, который может быть полезен тем, кто по каким-то причинам хочет эмигрировать. Это не делает Германию менее успешной и свободной страной, не опровергает тезис, что либеральное общество более психологически здоровое, чем тоталитарное.
Второй пункт заключается в том, что мнение, вбиваемое с клюквенной заботой и остервенением пропагандой, что, мол, херово у нас, а вы посмотрите как у них, это мнение глубоко ошибочно. Не потому что кто-то лучше или хуже России, а потому что страна должна существовать как самоосознающий субъект, а не субъект, существующий только при сравнении с другими. Мне казалось, это невозможной глупостью всегда, но теперь я лишен морального права нравоучать граждан РФ, поэтому просто пишу свое частное мнение.
Из-за этой грандиозной ошибки мышления следуют все остальные: реваншизм, культ победобесия, чувство обиды и зависть, империализм. И все равно это не делает Россию плохой страной, просто часть ее общества глубоко болеет неврозом, а значит, требует сострадания, разговора, заботы. Научный подход к лечению этого недуга изложен в работе Фромма «Бегство от свободы» (она еще пока является базовым учебником для курса психологии в российских вузах).
Первое, что меня впечатлило в Германии, — это не старинные города или мощные заводы, а жизнь общества ради своего благосостояния, а не вопреки благосостоянию других стран. Это отношение пронизывает тут любую ситуацию, и это и называется настоящей демократией. Чему, я считаю, у немцев, переболевших фашизмом, стоит поучиться.