Борьба неосоветских властей РФ против политического и общественного наследия академика и правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова носит символический и подсознательный характер.
Уничтожение «Мемориала», ликвидация Московской Хельсинкской группы, выживание общественного центра и музея Сахарова, признание нежелательной организацией в РФ Фонда Сахарова (американского, пока не российского) — это продолжение незавершенной в мозгах этих безысходно советских людей войны против человека, в их понимании «развалившего СССР». Изобретшего водородную бомбу и призвавшего к полному отказу от применения ядерного оружия. Получившего от государства «все» и отказавшегося от этого «всего» ради разрушения советской имперской власти. И победившего эту власть.
Руководители России сегодня — неосоветские империалисты. Они пытаются воссоздать империю на руинах империи, реанимировать гены и дух империи. Сахаров, бесспорно, антиимпериалист, антагонист войн, гонки вооружений, полицейского государства, лжи и насилия.
Название нобелевской лекции Сахарова «Мир, прогресс, права человека» является квинтэссенцией всего ненавистного для правящей группировки нынешней России, страдающей от тяжелого постсоветского синдрома, замешанного на комплексе злобной политической неполноценности.
Лекция Сахарова была написана и прочитана в 1975 году — том самом году, когда в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, выполнение правозащитной части которого и требовали от советских властей участники Московской Хельсинкской группы, созданной в квартире Сахарова 12 мая 1976 года.
Идеалы и принципы прав и свобод человека, верховенства права, государственной ответственности перед человеком органически неприемлемы для властей России сегодня. Более того — они им глубоко ненавистны. Философия прав и свобод человека является для них философией и идеологией политического врага, победившего советскую империю.
«Мемориал», Московская Хельсинкская группа, общественный центр и Музей Андрея Сахарова напоминают сегодняшним властям России об историческом поражении, которое ныне правящая в РФ политика человеконенавистничества потерпела от политики прав и свобод человека в ХХ веке. Они не могут это пережить, не могут это забыть, не могут с этим смириться.
В намерении не просто переписать, но отменить состоявшуюся историю власти РФ уничтожают любые символические напоминания об историческом повороте, чтобы выдавить из общественного сознания саму мысль о сопротивлении человека государству и бессилии государства перед правозащитным движением как движением духовного и политического противостояния бесправию.
Власти уверены, что воспроизводство советской матрицы тотальных политических репрессий против инакомыслия в XXI веке будет более эффективно, чем в ХХ-м, и сводят счеты с великими именами прошлого, чтобы мощная тень и слава Сахарова не помешали им построить новое тюремное будущее. Их ненависть к Сахарову и его наследию превращается в месть всем политическим наследникам Сахарова.
Глубина падения государственной этики и общественных нравов при таком политическом развороте могут быть сопоставимы с безумием советской эпохи, но в исторической перспективе завершатся полным политическим поражением, потому что история не отступает от ранее вынесенных приговоров.
Но цена, которую заплатит общество, будет, к сожалению, огромной.