Увидела новость: глава Читы разбил «Лексус» на дорожной яме, но решил не судиться с мэрией. Новость, в сущности, простая и не вызывает каких-то лишних эмоций: ну да, у главы Читы, которая держится на честном слове и горах мусора, «Лексус», ничего нового, едем дальше. Он разбил его на яме на дороге, тоже притча банальная. А то что он с мэрией решил не судиться, ну в принципе ничего особенного, не с самим собой же судиться, в конце концов, на что он купил себе «Лексус», как не с этой самой мэрии, и чинить на эти же деньги будет. Короче, ситуация, в которой нет ничего из ряда вон выходящего. Но мне пришла в голову немного посторонняя мысль. Не то чтобы пришла, я давно ее думаю. Вот скажите мне, а зачем иметь «Лексус» в Чите?
Точнее, не так, черт с ним с «Лексусом», проблема шире. Помимо базового осуждения бессовестности и других естественных для пролетариата ощущений, я никогда не понимала, а в чем толк вообще быть очень богатым в регионе? Ну то есть, грубо говоря, покупает себе страшно богатый человек какую-нибудь очень дорогую машину и ездит в ней, как царь во дворце. Но в чем кайф-то? Ездит-то он по тем же самым ямам. А выходя из машины, хоть с водителем, хоть без, имеет такой же риск вляпаться в лужу, как распоследний бедняк, который живет на три копейки в месяц. Этот «Лексус» не делает его ежедневную жизнь особо лучше.
Что толку иметь самый лучший в городе пентхаус, если в окно ты смотришь на руины? Что толку носить сапоги за полмиллиона, если этими сапогами ты шагаешь по грязи? К тем, кто покупает недвигу за рубежом вопросов нет: они не просто так это делают, всем от мала до велика понятно, где жить комфортнее. Но в конце концов, если ты страшно богат, ну потрать ты свои богатства на то, чтобы сделать среду вокруг себя лучше. Если не из соображений какой-нибудь совести или рабочей этики, то хотя бы для себя, хотя бы чтобы тебе самому было комфортно по своим владениям перемещаться. Ну квартира ж твоя с мебелью за миллионы не бесконечна, все равно выходишь из дома, все равно ездишь куда-то, ну хоть по привычным маршрутам дороги переложи.
Я помню, как-то я пыталась в своем очередном угаре поинтересоваться, зачем богатым спонсировать бедных. Ну знаете, этот классический диалог в духе «я работал и заслужил — они не работали и не заслужили», при том что абсолютное большинство моих собеседников, кровь из носу отстаивающих звериный капитализм, чаще относятся к тем, кому надо помогать, чем к «заработавшим» воротилам. Ну да ладно. Суть в том, что ответ довольно простой: для своего же собственного комфорта. Ты платишь за других, чтобы им, например, не пришло в голову попробовать грабить твое жилье, чтобы они не стояли на краю финансовой пропасти и имели достойные средства к существованию. Чтобы люди имели доступ к образованию и открывающимся с образованием развлечениям и проводили свои вечера, не знаю, в клубах по интересам, а не в какой-нибудь «наливайке», из которой они выйдут и нассут на твою же собственную дверь. Работа с неравенством — это не благотворительность ради благотворительности, это выгодное всем занятие.
Можно сколько угодно быть эгоистичным и строить свой манямирок, но окружающая среда все равно тебя будет окружать, и ты не можешь ее игнорировать. Ямы для всех, лужи для всех, запах от мусора и производств тоже для всех, экология так тем более общая. И твоя нежная задница будет так же подпрыгивать на кочках и рано или поздно ты разобьешь свой «Лексус». И если раньше у элиток разного размера еще могла быть какая-то иллюзия, что в своих нищенствующих регионах они ненадолго и на работе, то теперь все, этой иллюзии нет, в благословенной Европе им не рады: нельзя воспользоваться плодами чужого труда, и ходить по прекрасным улицам, и наслаждаться чудесными видами где-то там. Теперь они все заперты в России. Ну еще не все, но скоро будут. И я действительно не представляю, как можно игнорировать это бревно в глазу. Хоть сколько ты лексусов купи, хоть какой пиджак на себя надень, гнилые отходы из мусорки, которые из-за твоей жадности не вывозят неделями, тебя настигнут все равно.