В России больше 1 млн должников по алиментам, которые должны больше 167 млрд руб. Это официальные данные службы судебных приставов. На практике, как мы понимаем, этих людей гораздо больше. Больше тех, кто просто сбежал и кого невозможно найти, больше тех, кто работает в серую и платит алименты с официальной зарплаты величиной с минималку, то есть около 3,5 тыс. руб., тех, на кого женщины просто не подавали в суд, потому что нет времени и что с них взять.
Сейчас всех их забрали в мобилизованные. Ладно-ладно, не только этих, но, честно, как-то мне кажется, что есть некоторая связь и человек, который не понял, как работают контрацепция, дети и ответственность за них, — скорее всего, тот же самый человек, который не особо разбирался в том, как работает призыв, и пошел куда сказали. Общий интеллектуальный уровень, так сказать, понятен.
Платить алименты в России в принципе не очень-то принято: это старая логика «бывшая жена — бывшие дети». Сбегать от алиментов — спорт, на полном серьезе, это институционально зафиксированное и одобряемое действие. Помню, у меня знакомый устраивался на работу, причем не в подвальный магазинчик, в нормальную компанию с з/п 60+ тыс., так ему прямым текстом сказали, если что, можем оформить по МРОТ и остальное выдавать в серую, если у вас алименты. У него даже детей нет, но он с этой истории знатно выпал. Удивительный разворот солидарности: нет бы поддерживать и при снимать людей в нормальных светах, черта с два, а вот помочь алиментов избежать — это братское дело.
Так вот, толпы мобилизованных сейчас уходят куда-то там на линию соприкосновения, а что с алиментами-то? Ну то есть приставы годами имели дурную привычку прикидываться ветошью и говорить, что они не могут найти людей, ну так вот смотрите, за вас их всех нашли, сказали, что денег им платить будут, официальных, так вопрос, где бабло?
А нет бабла, потому что мобилизованным решили дать кредитные каникулы, и, судя по всему, эти кредитные каникулы алименты в себя включают, исполнительное производство на период службы можно просто остановить, а потом — кто знает, что там с этими должниками станется и вернутся ли они живыми. С большой вероятностью нет, так что женщины каких-то выплат так и не дождутся и будут как всегда, возиться со своими проблемами и обеспечивать детей самостоятельно.
В Госдуме кто-то предложил, чтобы вместо алиментщиков деньги выплачивало государство, но как-то эта инициатива никуда не пошла, как всегда, никому лишний раз деньгами делиться не хочется, да и зачем, деньги, они должны быть для чего-то, вот материнский капитал, например, они мотивируют новых детей рожать, а этих уже нарожали, зачем государству за них платить: как там было? Государство не просило.
Короче, женщины, как обычно, в пролете, шансов увидеть какие-то деньги у них нет и уже не будет. А к ним прибавятся еще женщины, которые лишатся мужей и сожителей, которые до СВО никуда с радаров не пропадали, — и будут обеспечивать детей так же в одиночку. При выросших ценах, загибающейся экономике и в принципе всех тех проблемах, которые были в России еще до этой авантюры. Мечта, а не жизнь.
И в этих всех условиях государство еще и пытается каким-то образом поднимать рождаемость: ну это просто издевательство. Кому вообще придет в голову рожать в таких обстоятельствах? А я скажу кому: самым бедным и необразованным слоям населения, у которых проблемы с контрацепцией и с каким-то вообще стратегическим планированием. Тем самым, на которых все эти проблемы скажутся особенно тяжелой ношей.